Календарно-тематическое планирование по литературе в 11 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование

(11 класс)

№ урока

п/п

№ урока по теме

Тема урока


Требования к уровню подготовки обучающихся

Средства наглядности

Дата проведения

дата (план)

дата (факт)

Русская литература XX века в контексте мировой культуры (1ч)

1.

1

Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.

Знать этапы развития художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы.

Уметь составлять план-конспект лекции,

называть отличительные черты литературного направления, отличать одно литературное направление от другого

Презентация, учебник


Литература первой половины XX века.

Проза XX века (9ч)

2.

1

И.А.Бунин: судьба и творчество.

Лирика Бунина.

Знать основные факты жизни и творческого пути И.А.Бунина, содержание изучаемого произведения

Портрет, фильм

3.

2

Рассказы и повести И.А.Бунина о деревне.

«Деревня», «Антоновские яблоки»

Знать содержание изучаемого произведения.

Уметь владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию

Учебник, рассказы Бунина

4.

3

Обращение писателя к социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

Знать содержание изучаемого произведения.

Уметь сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев, выражать свое отношение к поступкам героев, выявлять авторскую позицию

Учебник, рассказы Бунина

5.

4

Тема любви в прозе И.А.Бунина. Поэтичность женских образов. «Чистый понедельник».

Знать индивидуальный стиль писателя.

Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатные материалы, владеть различными видами пересказа.

Презентация, учебник

6.

5

А.И.Куприн: судьба и творчество.

Знать основные факты биографии писателя, своеобразие прозы А.И.Куприна.

Презентация, учебник

7.

6

Вн.чт. Трагизм любовной темы в повести «Олеся».

Знать: жанровое своеобразие произведения, особенности сюжета и композиции.

Повести Куприна

8.

7

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет».

Уметь: передавать содержание прочитанного текста в развернутом виде, анализировать текст, характеризовать особенности сюжета.

Знать: основные художественные особенности рассказа, роль средств художественной выразительности в нем.

Иллюстрации, повести Куприна

9-10.

8-9

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна.

Знать содержание произведения.

Уметь выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.

Презентация

Серебряный век русской поэзии (22ч)

11.

1

Серебряный век русской поэзии. Русский символизм и его истоки.

Знать основные черты литературных направлений, их представителей, истоки русского символизма

Уметь составлять план-конспект лекции,

называть отличительные черты литературного направления, отличать одно литературное направление от другого

Презентация, учебник, таблица

12.

2

В.Я.Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы в поэзии Брюсова. «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гун­ны».

Знать основные факты биографии поэта, понятие «символизм».

Фильм

13.

3

Вн.чт. Лирика поэтов Серебряного века (К.Д.Бальмонт). «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Челн томления», «Придорожные травы», «Сонеты солнца».

Знать индивидуальный стиль поэтов.

Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Фильм

14.

4

Вн.чт. Лирика поэтов Серебряного века (И.Ф.Анненский). «Среди миров», «Старая шарманка», «»Смычок и струны», «Старые эстонки».

Знать индивидуальный стиль поэтов.

Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Презентация, портрет

15.

5

Западно-европейские и отечественные истоки акмеизма.

Знать понятие «акмеизм», страницы жизни и раннего творчества Гумилёва, Городецкого, Ахматовой и др.

Уметь анализировать текст

Учебник, таблица

16.

6

Н.С.Гумилёв и акмеизм. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилёва на русскую поэзию ХХ века.

Знать основные факты биографии поэта.

Уметь анализировать текст

Презентация, портрет

17.

7

Проблематика и поэтика лирики Гумилёва. «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».

Знать основные черты лирики Гумилева.

Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Фильм

18.

8

Футуризм как литературное направление. Манифесты футуризма. Русские футуристы.

Знать основные черты литературных направлений, их представителей, понятие «футуризм»

Уметь составлять план-конспект лекции,

называть отличительные черты литературного направления, отличать одно литературное направление от другого

Презентация, учебник, таблица

19.

9

Серебряный век: темы, проблемы, поэтика.

Знать основные черты литературных направлений, их представителей.

Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатные материалы

учебник, таблица

20.

10

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству поэтов Серебряного века.

Знать содержание произведения.

Уметь выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.

Презентация

21.

11

М.Горький: жизнь, творчество, личность.

Знать основные факты биографии писателя, своеобразие прозы

фильм

22.

12

Раннее творчество писателя.

Знать условность и символику образов.

учебник

23.

13

Роман «Фома Гордеев»: проблемы, герои.

Знать содержание произведения, героев.

Уметь: передавать содержание прочитанного текста в развернутом виде, анализировать текст, характеризовать особенности сюжета.

Роман Горького «Фома Гордеев», учебник

24.

14

Изображение судеб людей в переломные моменты истории. Страстные поиски смысла жизни.

Уметь: анализировать текст, характеризовать особенности сюжета и композиции.

Книги, учебник

25.

15

«На дне» - социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей.

Знать содержание произведения.

Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатные материалы

Пьеса Горького «на дне»

26.

16

«Три правды» в пьесе. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. Контрольный опрос.

Знать историю создания пьесы.

Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Презентация, книги

27.

17

Р/Р Литературный портретный очерк как жанр.

Знать понятие «литературный очерк».

Уметь анализировать текст

Словарь литературоведческих терминов, книги

28.

18

Р/Р Классное сочинение по творчеству М.Горького.

Знать содержание произведения.

Уметь выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.


29.

19

А.А.Блок: судьба и творчество. Блок и символизм. «Стихи о Прекрасной Даме». «Митинг», «Сытые», «Незнакомка», «В ресторане».

Знать о литературных, философских пристрастиях поэта.

Фильм

30.

20

Тема страшного мира в лирике А.А.Блока. Развитие понятия «образ-символ». «Ночь, улица, фонарь, аптека…"

Знать понятие «образ-символ»

Таблица

31.

21

Тема России в лирике А.А.Блока. Обучение анализу лирического текста. «Россия», «На железной дороге», «Река раскинулась…», «Дикий ветер»

Знать своеобразие строфики, ритмических интонаций, звукописи стихотворений А.Блока.

Стихотворения Блока

32.

22

«Двенадцать»: проблематика и поэтика поэмы. Полемика вокруг поэмы «Двенадцать» в современном литературоведении.

Знать содержание поэмы

Уметь анализировать текст

Презентация


Литература 20 - 30-х годов XX века (13ч)

33.

1

С.А.Есенин: личность и судьба. Всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есенина.

Знать основные факты биографии поэта, специфику поэзии Есенина

Презентация, учебник

34.

2

Лирика С.А.Есенина после революции. Обучение анализу лирического текста. «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Русь Советская».

Уметь анализировать лирический текст

Стихотворения Есенина

35.

3

«Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жа­лею, не зову, не плачу...», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом...», «Неуютная жидкая лунность...».

Знать биографическую основу лирических и лиро-эпических произведений.

Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатные материалы

Поэма «Анна Снегина»

36.

4

«Анна Снегина»: биографическая основа произведения, лирическое и эпическое в поэме.

Знать биографическую основу лирических и лиро-эпических произведений.

Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатные материалы

учебник

37.

5

Литература 20-х годов ХХ века. Общая характеристика литературного процесса.

Знать общую характеристику литературного процесса 20-х годов ХХ века.

Презентация, учебник

38.

6

Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов ХХ века.

Знать особенности литературы20-х годов ХХ века

презентация

39.

7

В.В.Маяковский: судьба и творчество. Дооктябрьская лирика поэта. «Барабанная песня», «Левый марш», «Товарищу подростку».

Знать основные этапы творчества поэта, отличительные черты его лирики

учебник

40.

8

«Облако в штанах»: проблематика и поэтика поэмы.

Знать понятия: ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность и пластика образов, необычность строфики стиха.

Уметь выделять ИВС и определять их роль в поэтическом тексте.

Поэма «Облако в штанах»

41.

9

Пафос революции в стихах Маяковского. Сатирические стихи. «А вы могли бы?», «Юбилейное».

Знать в чем состоит новаторство лирико-политических поэм поэта.

Стихотворения Маяковского

42.

10

Р/Р Любовная лирика Маяковского. Обучение анализу лирического текста. «Лиличка», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности люб­ви», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Знать особенности любовной лирики Маяковского.

Уметь выделять ИВС и определять их роль в поэтическом тексте

книги

43.

11

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. «Прозаседавшиеся», «Скрипка и не­множко нервно», «Нате!», «Разговор с фининспек­тором о поэзии»

Знать понятие «тоническое стихосложение».

учебник

44-45

12-13

Р/Р Классное сочинение по творчеству А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского.

Уметь выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.


Литература 30 - 40-х годов XX века (27ч)

46.

1

Литература 30-х - начала 40-х годов ХХ века. Общая характеристика общественно-политического развития страны в 30-е годы ХХ века.

Знать общую характеристику общественно-политического развития страны в 30-е годы ХХ века.

презентация

47.

2

Отражение эпохи 30-х - 40-х годов в современной литературе.

Знать общую характеристику литературного процесса 30-40-х годов ХХ века.

презентация

48.

3

М.А.Булгаков: судьба и творчество. Новаторство в темах, идеях, стилистике.

Знать основные факты биографии писателя, отличительные черты его творчества

фильм

49.

4

Булгаков и театр. Судьбы людей и революции в романе «Белая гвардия». «Дни Турбиных» - пьеса по мотивам романа «Белая гвардия».

Знать содержание произведений Булгакова.

Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатные материалы

Презентация, книги

50.

5

Проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита». Трагическая любовь героев романа. Необычность романа Булгакова.

Знать черты индивидуального стиля писателя.

Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Презентация, книги

51.

6

Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Своеобразие булгаковской «дьяволиады».

Знать о своеобразии булгаковской «дьяволиады» в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман и др.).

книги

52.

7

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.А.Булгакова.

Знать содержание произведений Булгакова.

Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатные материалы

книги

53.

8

А.П.Платонов: страницы жизни и творчества.

Знать основные факты биографии писателя

Уметь выделять высокий пафос и острую сатиру в творчестве Платонова.

фильм

54.

9

Рассказы А.П.Платонова: проблематика и поэтика. Контрольный опрос.

Знать черты индивидуального стиля писателя.

Рассказы Платонова

55.

10

Связь творчества А.П.Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин).

Уметь находить в тексте отличительные признаки сатиры

учебник

56.

11

Вн.чт. Повесть А. П. Платонова «Котлован» (обзор).

Знать содержание произведения.

Уметь анализировать прозаический текст.

Повесть «Котлован», презентация

57.

12

А.Н.Толстой. «Петр Первый»: проблематика и художественное своеобразие романа.

Знать основные факты биографии писателя, характерные черты исторического романа как жанра литературы.

Учебник, роман Толстого «Петр Первый»

58.

13

Новаторство А.Н.Толстого - исторического романиста.

Знать характерные черты исторического романа как жанра литературы.

учебник

59.

14

А.А.Ахматова: личность и судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики А.А.Ахматовой.

Знать основные факты биографии поэтессы, художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики А.А.Ахматовой.

Презентация, учебник

60.

15

Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии А.А.Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под тем­ной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить...», «Бывает так: какая-то истома...».

Знать художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики А.А.Ахматовой.

Стихотворения А.А.Ахматовой

61.

16

Поэма А. А. Ахматовой «Реквием» - поэма о трагедии народа.

Знать содержание поэмы «Реквием».

Уметь выделять ИВС и определять их роль в поэтическом тексте.

поэма «Реквием».

62.

17

М.И.Цветаева: личность и судьба. Темы и проблемы творчества.

Знать о фольклорных истоках творчества поэтессы, трагичность поэтического мира Цветаевой.

учебник

63.

18

Тема творчества, назначения поэта в лирике М.И.Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...».

Знать об образах в цветаевском творчестве(Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина)

Стихотворения М.И.Цветаевой

64.

19

Своеобразие поэтического стиля М.И.Цветаевой.

«Тоска по родине! Давно...». «Идешь, на меня похожий, «Куст».

Знать об особенностях своеобразия поэтического стиля М.И.Цветаевой.

Стихотворения М.И.Цветаевой

65.

20

Н.А.Заболоцкий: судьба и творчество. Мысль - образ - музыка в поэзии Н.А.Заболоцкого.

Знать основные факты биографии поэта, эволюцию стиля поэта.

учебник

66.

21

М.А.Шолохов: судьба и творчество.

Знать основные факты биографии писателя

«Донские рассказы»

67.

22

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Глубина постижения исторических процессов.

Знать историю создания романа, специфику художественного строя романа.

роман-эпопея «Тихий Дон»

68.

23

Картины гражданской войны в романе «Тихий Дон». «В мире, расколотом надвое…»

Уметь анализировать прозаический текст.

роман-эпопея «Тихий Дон»

69.

24

Трагедия Григория Мелехова. Яркость характера и жизненных коллизий.

Знать особенности языка прозы Шолохова.

Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатные материалы

роман-эпопея «Тихий Дон»

70.

25

Женские образы и женские судьбы в романе.

Уметь анализировать прозаический текст, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатные материалы

роман-эпопея «Тихий Дон»

71-72.

26-27

Р/Р Классное сочинение по творчеству М.А.Шолохова.

Знать содержание произведений Шолохова.

Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатные материалы


Великая отечественная война в литературе (5ч)

73.

1

Литература предгрозья: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну.

Знать основные черты литературных направлений, их представителей Уметь составлять план-конспект лекции, называть отличительные черты литературного направления

учебник

74.

2

Великая Отечественная война в литературе 40 - 50-х годов: обзор.

Знать общую характеристику литературного процесса 40-50-х годов ХХ века.

презентация

75.

3

В. Т. Шаламов. Рассказы «Последний замер»,

«Шоковая терапия».

История создания книги "Колымских рассказов".

Знать содержание произведений о войне в современной литературе. Уметь составлять план-конспект лекции.

учебник

76.

4

А.И. Солженицын.

Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести «Один день Ивана Денисовича».

Знать содержание произведений о войне в современной литературе.


77.

5

«Ар А.И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ».

Знать проблемы русского национального кт характера в контексте трагической эпохи.


Литература 50-90-х годов (18ч)

78.

1

Вн.чт. «Городская» проза в современной литературе. Нравственная проблематика и художественные особенности «городской» прозы.

Знать представителей «городской» прозы.

учебник

79.

2

Вн.чт. «Деревенская» проза в современной литературе. Изображение жизни крестьянства в «деревенской» прозе.

Знать представителей «деревенской» прозы.

учебник

80.

3

Вн.чт. Темы и проблемы современной драматургии.

Знать представителей совр. драматургии (А.Арбузов, В.Розов).

презентация

81.

4

Авторская песня. Её место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны. (И.А.Бродский, Б.Ш.Окуджава).

Иметь представление о содержательности, искренности, внимании к личности в песне; современной ритмике и инструментовке.

фильм

82.

5

А.Т.Твардовский: судьба и творчество. Лирика А.Т.Твардовского. Контрольный опрос.

Знать художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики Твардовского.


83.

6

Поэмы А. Т. Твардовского о войне и о родине: «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Теркин на том свете».

Оценка событий первых лет советской власти и периода коллективизации. Народный подвиг в войну


84.

7

Поэмы «За далью - даль» и «По праву памяти» как художественное осмысление сложного пути родины.

Размышления о настоящем, прошлом и будущем Родины, чувство сопричастности к истории страны.


85.

8

«По праву памяти» - поэма о трагических событиях прошлого, связанных с периодом сталинщины.

Размышления об истоках побед и потерь советского народа. Искренность исповедальной интонации.


86.

9

Б.Л.Пастернак: судьба и творчество. Философский характер лирики Б.Пастернака. Обучение анализу лирического текста.

Знать художественное своеобразие и философский характер лирики Б.Пастернака.


87.

10

История создания и идейно-художественное своеобразие романа Б.Пастернака «Доктор Живаго».

Размышления об интеллигенции и революции, решение данной темы в романе «Доктор Живаго».


88.

11

Вн.чт. Судьба деревни в повести Ф. Абрамова «Поездка в прошлое».

Знать темы и нравственные проблемы деревенской прозы.


89.

12

А.И.Солженицын: судьба и творчество. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве в произведениях А.И.Солженицына.

Знать публицистичность художественного произведения. Органическое единство художественного и публицистического в произведениях Солженицына.


90.

13

Идейно-художественное своеобразие рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Идейно-художественное своеобразие рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».


91.

14

В.Астафьев: судьба и творчество. Нравственные проблемы произведения В.Астафьева «Царь-рыба» (или «Печальный детектив»).

Нравственные проблемы произведения В.Астафьева «Царь-рыба» (или «Печальный детектив»).


92.

15

Утрата нравственных ориентиров как основная проблема творчества В.Астафьева.

Утрата нравственных ориентиров как основная проблема творчества В.Астафьева.


93.

16

Нравственно-философские проблемы романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день».

Нравственно-философские проблемы романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день».


94.

17

В.Распутин: судьба и творчество. Темы и проблемы произведений В.Распутина.

Темы и нравственные проблемы произведений В.Распутина.


95.

18

Народ, его история, его земля в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой».

Народ, его история, его земля в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой».


Литература современности (4ч)

96.

1

Вн.чт. Художественные поиски и традиции в современной прозе.

Темы и нравственные проблемы современной прозы.


97.

2

Р/Р А. В. Вампилов

Жиз Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной ко конфликт и система образов в пьесе.

Знать своеобра­зие композиции пьесы.


98.

3

В.С. Токарева. Рассказ «День без вранья». Проблематика произведения, человек, стоящий «посередине».

Знать темы и нравственные проблемы современной прозы.


99.

4

Ю.В. Друнина.

Стихотворения: «А все равно меня счастливей нету…», «Мир до невозможности запутан».

Знать темы и нравственные проблемы современной поэзии.


Зарубежная литература (2ч)

100.

1

Б Б.Шоу: жизнь и творчество.

Пьеса «Пигмалион».

Знать темы и проблемы произведений зарубежной литературы ХХ века.


101.

2

Т.Элиот

«Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока».

Знать темы и проблемы произведений зарубежной литературы ХХ века.


Итоговый контроль (1ч)

102.

1

Итоговая контрольная работа

Знать литературоведческие термины, характерные черты литературных направлений, содержание прочитанных произведений, факты биографии писателей и поэтов.

Уметь анализировать произведения, привлекая литературоведческие знания.






© 2010-2022