Урок по литературе на тему Проблема смысла жизни и назначения человека (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы 8 класс

Тема: Проблема смысла жизни и назначения человека

Цель: 1. Продолжить анализ рассказа и вывести его осмысление на концептуальный уровень;

2. Развитие умения анализировать художественное произведение, развитие коммуникативных способностей в процессе работы в малых группах, развитие речи.

Литературоведческая концепция.

Стремление к счастью - естественная цель человеческой жизни.

Действительность в изображении писателя отнюдь не безоблачна, она несёт человеку порой мучительные испытания. Необходима сила духа, чтобы выстоять и остаться человеком. Несмотря на все превратности судьбы, Ян Залуский верит в счастливое предназначение человека.

«Вера в реальность и осуществимость счастья для каждого окрыляя читателя, будила в нём стремление к значимому, звала к деянию. Ян Залуским упорным трудом смог развить свой ум, стать человеком «очень просвещённым», здоровый же человек тем более может достичь многого. Нужны лишь труд и воля», - И.Каплан.

Писатель был убеждён, что условия жизни людей должны совершенствоваться. Таковы, по его мнению, неизменные правила истории. «Общий закон жизни, - писал он, - есть стремление к счастью и всё более широкое его осуществление».

Ход урока. Приёмы.

Углубление анализа.

Проблемный вопрос:

Всегда ли «человек создан для счастья»?

Литературный монтаж (делает учитель)

- «Для чего, собственно, создан человек, об этом мы с братом получили некоторое понятие довольно рано».

- «Вдобавок мы не имели тогда ни малейшего понятия о назначении жизни…»

- «Таковы были обстоятельства, предшествовавшие той минуте, нашему юному вниманию предложен был афоризм о назначении жизни о том, для чего, в сущности создан человек…»

- «Человек создан для счастья, как птица для полёта»

- «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него»

- «Создан для счастья. Да, создан для счастья, как птица для полёта»

Беседа:

  1. Почему феномен называет свой афоризм парадоксом?

  2. В чём парадокс изречения Яна Залуского?

Работа в группах. (Задания дифференцированного характера)

Первый уровень.

  1. Что лежит в основе сюжета данного рассказа?

  2. Охарактеризуйте главного героя рассказа.

  3. Почему рассказ В.Г. Короленко является очерком?

Второй уровень.

  1. Почему рассказ называется «Парадоксом»?

  2. Почему вместе с удивлением и неловкостью мальчики испытывали чувство страха?

  3. Как вы думаете, каковы сокровенные стремления детей и взрослых?

Третий уровень.

  1. Почему афоризм посвящён именно детям?

  2. В чём смысл жизни и назначения человека?

  3. Какова авторская позиция автора?

Концептуальное осмысление рассказа.

Задание на выбор:

  1. Опишите словами воображаемую обложку книги.

  2. Создайте карандашный набросок обложки.

  3. Создайте модель мира в восприятии феномена: какие компоненты были бы основными в этой модели и почему?

  4. Создайте модель мира в восприятии мальчиков: какие компоненты были бы основными в этой модели и почему?

  5. Создайте модель мира в восприятии автора: какие компоненты были бы основными в этой модели и почему?

  6. Придумайте сравнение рассказа с любым уже изученным произведением. Обоснуйте свой выбор.

Рефлексия.

В чём проблема смысла жизни и назначения человека?

Домашнее задание на выбор:

  1. Создайте портрет души любого героя рассказа.

  2. Напишите отзыв по рассказу.

  3. Составьте кроссворд по рассказу.



© 2010-2022