Конспект урока по русскому языку

Цель занятия: получить первоначальные представления о редакционных профессиях, создать макет школьной газеты. Основные задачи: обобщение и систематизация знаний по теме "Пунктуация в сложном предложении", закрепление умения устного и письменного разбора синтаксических конструкций, развитие у школьников орфографической и пунктуационной зоркости, развитие познавательной активности, умение логически мыслить, формирование навыков коммуникативных умений, воспитание культуры речи, любви к слову и родн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деловая игра « Редакция»



Цель занятия: Получить первоначальные представления о редакционных профессиях, создать макет школьной газеты,

Основные задачи:

Образовательные:

  • обобщение и систематизация знаний по теме «Пунктуация в сложном предложении »

  • закрепление умения устного и письменного разбора синтаксических конструкций

  • совершенствование пунктуационных, орфографических навыков

Развивающие:

  • развитие у школьников орфографической и пунктуационной зоркости.

  • развитие познавательной активности, умение логически мыслить.

  • развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи. Воспитательные:

воспитание культуры речи, любви к слову и родному языку.

Ход занятия


Учитель:

Сегодняшнее занятие по русскому языку пройдет в форме деловой игры «Редакция».

И завершится конкретным делом - созданием макета собственной газеты. Вот почему вы сидите в непривычной для вас обстановке.

Цель нашего занятия заключается в том, чтобы создать макет школьной газеты, а также получить представление о редакционных профессиях.

Учитель:

В повседневной жизни при письме нельзя обойтись без пунктуации, без знаков препинания. Наша первая встреча с запятой происходит в раннем детстве. Помните: «Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая».

А потом на уроках русского языка в школе у вас было много встреч с запятой. Помните:

«Обращения на письме выделяются запятыми, обособляются, выделяются интонацией при произношении и запятыми на письме, обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом», и другие правила.

Вокруг скромного пунктуационного знака всегда кипели бурные страсти. Запятую отвергали, ей поклонялись, её высмеивали и вставали на её защиту. А в начале XX века этому знаку отказывали в праве на существование. «Долой знаки препинания!» - был категорический лозунг группы поэтов.

Когда во второй половине 18 века в русских газетах появилось тире, встретили его крайне враждебно. Доводы приводились разные:

  1. Зачем этот знак, если раньше обходились без него?

  2. Другие негодовали: для чего русской пунктуации иностранная «черта»?

  3. Третьи приводили сокрушительный довод: нельзя вводить тире, это очень неэкономно, оно требует…лишнего расхода бумаги.

Споры утихли. А знаки препинания могут до сих озадачивать нерадивых учеников.

На доске:

Как это объяснить?

Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке 10, на ногах всего двадцать.

Расставьте правильно знаки препинания?

Учитель:

Какой вывод об употреблении знаков препинания вы можете сделать, проанализировав этот пример.

Учитель:

Итак, ребята, на этом примере вы почувствовали значимость пунктуации в современном руссом языке.

Вы попытались самостоятельно нащупать логику пунктуации.

Учитель:

В ходе игры вам всем предстоит поработать над текстами, отредактировать их. Для успешного выполнения задания мы сейчас с вами вспомним, актуализируем ваши опорные знания по синтаксису и пунктуации.

- Из чего состоит текст

- Какие виды предложений вы знаете?

- Какие знаки препинания мы можем поставить внутри простого предложения?

- Когда в простом предложении ставится запятая?

- Когда мы поставим тире между подлежащим и сказуемым?

(рассмотреть таблицу).

- Когда ставится запятая в сложносочиненном предложении.

(работа с таблицей).

- Как мы выделяем главное и придаточное предложение в сложноподчиненном предложении?

Где может находится придаточное предложение.

(работа с таблицей).

- Как могут быть соединены части бессоюзного сложного предложения?

(Части БСП могут быть соединены запятой, точкой с запятой, тире, двоеточие).

- Расскажите о постановке знаков препинания в БСП.

Итак, мы повторили употребление некоторых знаков препинания. В каких предложениях?

Учитель:

- Запишите предложение:

Газета - органическая часть нашей жизни, она воспитывает личность, содержит ценнейший материал для познания.

-Объясни постановку знаков препинания. Охарактеризуй предложение.

Переходим к другой части урока. Теперь вам на практике придется применить свои знания по пунктуации.

Учитель:

Все вы держали в руках газету: «Московский комсомолец ». Читали в ней отдельные материалы, обращали внимание на газетные заголовки и рубрики.

Обратите внимание как располагается материал, рубрики, заголовки.

Перед Вами небольшой словарик. В нем собраны слова, связанные с изданием газеты.

Прочитайте толкования этих слов.

Запишите в тетрадь. Запомните их толкование и написание.

Ход игры

Учитель:

Я разделила Вас на группы. Каждая группа образует отдел редакции газеты:

  1. Отдел международной информации.

  2. Отдел информации по России.

  3. Отдел культуры и краеведения.

  4. Отдел социологических исследований.

  5. Отдел писем.

Во главе отдела стоит заведующий. Он проверяет и утверждает информацию, полученную от корреспондентов. Каждый отдел получит задание. Затем каждый завотделом вычитывает свои готовые материалы. Утверждает, вывешивает на макете. По окончании занятия мы с вами создадим свой номер газеты.

(Время работы 20 минут).

Отдел культуры и краеведения.

-Наш педагог, Киселёва Наталья Сергеевна, преподает в школе историю. Она автор множества статей на краеведческие темы, действительный член Русского Географического общества. Наталья Николаевна любезно согласилась написать заметку в нашу газету. Но по случайности, из-за сбоя в компьютерной системе, текст получился неотредактированным. Ваша задача - откорректировать заметку.

Отдел социологических исследований.

-Наши внештатные корреспонденты провели опрос среди обучающихся нашей школы. Читателям нашей газеты будет интересно узнать результаты анкетирования.

Отдел информации по России.

-Информация передавалась по телефону. Но из-за грозовых помех была плохая слышимость. Некоторые слова не расслышаны.

Отдел международной информации.

-Заболела наборщица, старшеклассницу, закончившую курс обучения компьютерному набору, попросили напечатать информацию. Чтобы не обнаружить свою пунктуационную малограмотность, практикантка напечатала текст без знаков препинания.

Отдел писем.

-Наша газета получила письмо от постоянного читателя. Он прислал сказку. Ответьте, пожалуйста, ему.

Работа учащихся в группах. Оформление макета газеты.

Учитель:

-Какое значение имеют знаки препинания в жизни?

Выводы по результатам занятия.

Сегодня на уроке я

Задумался (о чем?)

Убедился ( в чём?

Обрадовался ( чему?)

Огорчился ( чему?)

Домашнее задание:

Написать отзыв о занятии.



Материалы к занятию


Расставить правильно знаки препинания.

1. Анатомически-арифметический парадокс. Как это объяснить?

Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке 10, на ногах всего двадцать.

2. Как возможно, чтобы солнце садилось с блеянием и ревом?

Когда солнце село с блеянием и ревом, пришло стадо.

3. Что такое? Скамейка ждала подругу?

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Отдел культуры и краеведения.

Задания:

  1. Переписать, расставив знаки препинания.

  2. Сократить на 8-12 строк (можно выбрасывать слова , видоизменять предложения, сделать из двух одно, не нарушая стиля).

  3. Выделить абзацы в тексте.

  4. Озаглавить текст (12-17 букв).

Первым начальником Камчатки и командующим Петропавловским портом был назначен капитан 1 ранга Василий Степанович Завойко. Его вместе с семьёй поселили в губернаторском доме который был расположен большом саду на склоне большой горы поросшей невысокой березой и хвойным кустарником. В саду стоял памятник мореплавателю Берингу возле которого дети часто собирались мечтая о дальних путешествиях. Завойко лично обследовал расположения береговой артиллерии. Была выстроена большая пристань а набережная одета камнем. Началось строительство различных складов и гостиного двора где могли бы отдыхать русские и иностранные моряки. Весной 1854 пришло сообщение от губернатора Восточной Сибири Муравьева о начале войны России с Англией и Францией. 17 августа был прекрасный теплый день. В 12 часов когда семья Завойко и прибывшие на кораблях офицеры сели обедать в губернском доме с маяка сообщили что в море показалось шесть неприятельских судов. В Авачинскую губу вошла англо-французская эскадра из 6 кораблей. На кораблях находилось более 2 тысяч человек. Офицеры в подзорные трубы внимательно рассматривали берега города ожидая увидеть когда русские поднимут белый флаг капитуляции но неожиданно для себя увидели что вход в порт охраняется батареями. Атака с ходу у противника не получилась. Занимался ясный солнечный день. Первый огонь по противнику открыла батарея Красного Яра затем пушки Сигнальной. Василий Степанович Завойко во время боя находился в самых горячих точках своим присутствием показывая пример мужества и героизма. Во втором сражении 24 августа прославились артиллеристы батареи №3 которой командовал Александр Максутов. Он сам бросился к последнему орудию точным выстрелом потопил шлюпку с вражеским десантом был смертельно ранен. Неприятель не ожидал такой внезапной атаки и бросился в бегство. Сражение закончилось. Дмитрий Максутов со знаменем и донесением о победе на Камчатке был отправлен в Петербург. Мир был изумлен подвигом русских воинов. Победа защитников Петропавловска показала что Россия может и будет защищать свои границы на Дальнем Востоке.



Социологический отдел

Задания:

  1. Обработать анкеты (указать общее количество, указать количество ответов по каждому вопросу).

  2. Написать аналитическую заметку о результатах анкетирования.

АНКЕТА «КРУГ ЧТЕНИЯ»



1. Как часто вы читаете?

а) ежедневно;

б) 2-3 часа в неделю;

в) гораздо реже.

2. Чем для вас является книга?

Чем объясняется стремление к ней?

а) источник духовного познания;

б) эстетическое наслаждение;

в) средство для подъема образовательного уровня.

3. Как вы оцените собственное чтение?

а) много;

б) мало, но достаточно для себя;

в) много, но хотелось бы больше;

г) мало.

4. Что предпочитаете читать?

а) русскую классику;

б) современную русскую литературу;

в) современную зарубежную литературу.

5. От кого узнаете о новых книгах?

а) от учителей;

б) от родителей;

в) от библиотекаря;

г) от знакомых, друзей;

д) из прессы.

Отдел писем

Задания:

  1. Расставить знаки препинания.

  2. Написать отзыв.

Человек потерял запятую стал бояться сложных предложений искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял восклицательный знак начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничего не радовало и не возмущало он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы никакие события его не интересовали где бы они ни происходили на земле в космосе или в собственной квартире. Через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались одни кавычки. Он не высказал ни одной собственной мысли он всё время кого-то цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.

Отдел международной информации

Задания:

  1. Переписать текст, расставив знаки препинания.

  2. Озаглавить текст (10-15 букв).

  3. Дописать один абзац - вывод из материала.

Ах как мечтают многие попасть в Америку которая представляется некоторым подросткам чем-то вроде земного рая для молодёжи. Так ли это?

Почти во всех школах США действует распоряжение о том что пить-курить в общественных местах запрещено. Иначе придется заплатить солидный штраф. Зато машину можно водить как только исполняется 16 лет. Счастливчики!

Опаздывать в школу никто не смеет. В школу являются за 20-30 минут и бегут в кабинет где отмечают время прихода. Если же этого не сделать то ещё до начала занятий позвонят домой и спросят что случилось.

Американским школьникам не понять как можно не выполнить домашнее задание. Ведь за учёбу они платят с 1-го класса.

Если на уроке приспичит надо попросить у учителя не только разрешения но и справку что идёшь в туалет отпущен тем-то и во столько-то. Будьте уверены в ближайшем коридоре этот казалось бы ненужный листочек кто-нибудь обязательно проверит. Насчёт прогула я надеюсь вы и сами всё поняли.

Учебный день у всех кончается в 15 часов. Замученных учеников у школы ждёт колонна оранжевых автобусов развозящих всех кого не забирают и у кого нет своей машины по домам.








Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку






Деловая игра « Редакция»


( Урок-обобщение)

2 часа

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языкуКонспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

© 2010-2022