- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку
Конспект урока по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Широких И.В. |
Дата | 18.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Деловая игра « Редакция»
Цель занятия: Получить первоначальные представления о редакционных профессиях, создать макет школьной газеты,
Основные задачи:
Образовательные:
-
обобщение и систематизация знаний по теме «Пунктуация в сложном предложении »
-
закрепление умения устного и письменного разбора синтаксических конструкций
-
совершенствование пунктуационных, орфографических навыков
Развивающие:
-
развитие у школьников орфографической и пунктуационной зоркости.
-
развитие познавательной активности, умение логически мыслить.
-
развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи. Воспитательные:
воспитание культуры речи, любви к слову и родному языку.
Ход занятия
Учитель:
Сегодняшнее занятие по русскому языку пройдет в форме деловой игры «Редакция».
И завершится конкретным делом - созданием макета собственной газеты. Вот почему вы сидите в непривычной для вас обстановке.
Цель нашего занятия заключается в том, чтобы создать макет школьной газеты, а также получить представление о редакционных профессиях.
Учитель:
В повседневной жизни при письме нельзя обойтись без пунктуации, без знаков препинания. Наша первая встреча с запятой происходит в раннем детстве. Помните: «Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая».
А потом на уроках русского языка в школе у вас было много встреч с запятой. Помните:
«Обращения на письме выделяются запятыми, обособляются, выделяются интонацией при произношении и запятыми на письме, обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом», и другие правила.
Вокруг скромного пунктуационного знака всегда кипели бурные страсти. Запятую отвергали, ей поклонялись, её высмеивали и вставали на её защиту. А в начале XX века этому знаку отказывали в праве на существование. «Долой знаки препинания!» - был категорический лозунг группы поэтов.
Когда во второй половине 18 века в русских газетах появилось тире, встретили его крайне враждебно. Доводы приводились разные:
-
Зачем этот знак, если раньше обходились без него?
-
Другие негодовали: для чего русской пунктуации иностранная «черта»?
-
Третьи приводили сокрушительный довод: нельзя вводить тире, это очень неэкономно, оно требует…лишнего расхода бумаги.
Споры утихли. А знаки препинания могут до сих озадачивать нерадивых учеников.
На доске:
Как это объяснить?
Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке 10, на ногах всего двадцать.
Расставьте правильно знаки препинания?
Учитель:
Какой вывод об употреблении знаков препинания вы можете сделать, проанализировав этот пример.
Учитель:
Итак, ребята, на этом примере вы почувствовали значимость пунктуации в современном руссом языке.
Вы попытались самостоятельно нащупать логику пунктуации.
Учитель:
В ходе игры вам всем предстоит поработать над текстами, отредактировать их. Для успешного выполнения задания мы сейчас с вами вспомним, актуализируем ваши опорные знания по синтаксису и пунктуации.
- Из чего состоит текст
- Какие виды предложений вы знаете?
- Какие знаки препинания мы можем поставить внутри простого предложения?
- Когда в простом предложении ставится запятая?
- Когда мы поставим тире между подлежащим и сказуемым?
(рассмотреть таблицу).
- Когда ставится запятая в сложносочиненном предложении.
(работа с таблицей).
- Как мы выделяем главное и придаточное предложение в сложноподчиненном предложении?
Где может находится придаточное предложение.
(работа с таблицей).
- Как могут быть соединены части бессоюзного сложного предложения?
(Части БСП могут быть соединены запятой, точкой с запятой, тире, двоеточие).
- Расскажите о постановке знаков препинания в БСП.
Итак, мы повторили употребление некоторых знаков препинания. В каких предложениях?
Учитель:
- Запишите предложение:
Газета - органическая часть нашей жизни, она воспитывает личность, содержит ценнейший материал для познания.
-Объясни постановку знаков препинания. Охарактеризуй предложение.
Переходим к другой части урока. Теперь вам на практике придется применить свои знания по пунктуации.
Учитель:
Все вы держали в руках газету: «Московский комсомолец ». Читали в ней отдельные материалы, обращали внимание на газетные заголовки и рубрики.
Обратите внимание как располагается материал, рубрики, заголовки.
Перед Вами небольшой словарик. В нем собраны слова, связанные с изданием газеты.
Прочитайте толкования этих слов.
Запишите в тетрадь. Запомните их толкование и написание.
Ход игры
Учитель:
Я разделила Вас на группы. Каждая группа образует отдел редакции газеты:
-
Отдел международной информации.
-
Отдел информации по России.
-
Отдел культуры и краеведения.
-
Отдел социологических исследований.
-
Отдел писем.
Во главе отдела стоит заведующий. Он проверяет и утверждает информацию, полученную от корреспондентов. Каждый отдел получит задание. Затем каждый завотделом вычитывает свои готовые материалы. Утверждает, вывешивает на макете. По окончании занятия мы с вами создадим свой номер газеты.
(Время работы 20 минут).
Отдел культуры и краеведения.
-Наш педагог, Киселёва Наталья Сергеевна, преподает в школе историю. Она автор множества статей на краеведческие темы, действительный член Русского Географического общества. Наталья Николаевна любезно согласилась написать заметку в нашу газету. Но по случайности, из-за сбоя в компьютерной системе, текст получился неотредактированным. Ваша задача - откорректировать заметку.
Отдел социологических исследований.
-Наши внештатные корреспонденты провели опрос среди обучающихся нашей школы. Читателям нашей газеты будет интересно узнать результаты анкетирования.
Отдел информации по России.
-Информация передавалась по телефону. Но из-за грозовых помех была плохая слышимость. Некоторые слова не расслышаны.
Отдел международной информации.
-Заболела наборщица, старшеклассницу, закончившую курс обучения компьютерному набору, попросили напечатать информацию. Чтобы не обнаружить свою пунктуационную малограмотность, практикантка напечатала текст без знаков препинания.
Отдел писем.
-Наша газета получила письмо от постоянного читателя. Он прислал сказку. Ответьте, пожалуйста, ему.
Работа учащихся в группах. Оформление макета газеты.
Учитель:
-Какое значение имеют знаки препинания в жизни?
Выводы по результатам занятия.
Сегодня на уроке я
Задумался (о чем?)
Убедился ( в чём?
Обрадовался ( чему?)
Огорчился ( чему?)
Домашнее задание:
Написать отзыв о занятии.
Материалы к занятию
Расставить правильно знаки препинания.
1. Анатомически-арифметический парадокс. Как это объяснить?
Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке 10, на ногах всего двадцать.
2. Как возможно, чтобы солнце садилось с блеянием и ревом?
Когда солнце село с блеянием и ревом, пришло стадо.
3. Что такое? Скамейка ждала подругу?
Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.
Отдел культуры и краеведения.
Задания:
-
Переписать, расставив знаки препинания.
-
Сократить на 8-12 строк (можно выбрасывать слова , видоизменять предложения, сделать из двух одно, не нарушая стиля).
-
Выделить абзацы в тексте.
-
Озаглавить текст (12-17 букв).
Первым начальником Камчатки и командующим Петропавловским портом был назначен капитан 1 ранга Василий Степанович Завойко. Его вместе с семьёй поселили в губернаторском доме который был расположен большом саду на склоне большой горы поросшей невысокой березой и хвойным кустарником. В саду стоял памятник мореплавателю Берингу возле которого дети часто собирались мечтая о дальних путешествиях. Завойко лично обследовал расположения береговой артиллерии. Была выстроена большая пристань а набережная одета камнем. Началось строительство различных складов и гостиного двора где могли бы отдыхать русские и иностранные моряки. Весной 1854 пришло сообщение от губернатора Восточной Сибири Муравьева о начале войны России с Англией и Францией. 17 августа был прекрасный теплый день. В 12 часов когда семья Завойко и прибывшие на кораблях офицеры сели обедать в губернском доме с маяка сообщили что в море показалось шесть неприятельских судов. В Авачинскую губу вошла англо-французская эскадра из 6 кораблей. На кораблях находилось более 2 тысяч человек. Офицеры в подзорные трубы внимательно рассматривали берега города ожидая увидеть когда русские поднимут белый флаг капитуляции но неожиданно для себя увидели что вход в порт охраняется батареями. Атака с ходу у противника не получилась. Занимался ясный солнечный день. Первый огонь по противнику открыла батарея Красного Яра затем пушки Сигнальной. Василий Степанович Завойко во время боя находился в самых горячих точках своим присутствием показывая пример мужества и героизма. Во втором сражении 24 августа прославились артиллеристы батареи №3 которой командовал Александр Максутов. Он сам бросился к последнему орудию точным выстрелом потопил шлюпку с вражеским десантом был смертельно ранен. Неприятель не ожидал такой внезапной атаки и бросился в бегство. Сражение закончилось. Дмитрий Максутов со знаменем и донесением о победе на Камчатке был отправлен в Петербург. Мир был изумлен подвигом русских воинов. Победа защитников Петропавловска показала что Россия может и будет защищать свои границы на Дальнем Востоке.
Социологический отдел
Задания:
-
Обработать анкеты (указать общее количество, указать количество ответов по каждому вопросу).
-
Написать аналитическую заметку о результатах анкетирования.
АНКЕТА «КРУГ ЧТЕНИЯ»
1. Как часто вы читаете?
а) ежедневно;
б) 2-3 часа в неделю;
в) гораздо реже.
2. Чем для вас является книга?
Чем объясняется стремление к ней?
а) источник духовного познания;
б) эстетическое наслаждение;
в) средство для подъема образовательного уровня.
3. Как вы оцените собственное чтение?
а) много;
б) мало, но достаточно для себя;
в) много, но хотелось бы больше;
г) мало.
4. Что предпочитаете читать?
а) русскую классику;
б) современную русскую литературу;
в) современную зарубежную литературу.
5. От кого узнаете о новых книгах?
а) от учителей;
б) от родителей;
в) от библиотекаря;
г) от знакомых, друзей;
д) из прессы.
Отдел писем
Задания:
-
Расставить знаки препинания.
-
Написать отзыв.
Человек потерял запятую стал бояться сложных предложений искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял восклицательный знак начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничего не радовало и не возмущало он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы никакие события его не интересовали где бы они ни происходили на земле в космосе или в собственной квартире. Через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались одни кавычки. Он не высказал ни одной собственной мысли он всё время кого-то цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Отдел международной информации
Задания:
-
Переписать текст, расставив знаки препинания.
-
Озаглавить текст (10-15 букв).
-
Дописать один абзац - вывод из материала.
Ах как мечтают многие попасть в Америку которая представляется некоторым подросткам чем-то вроде земного рая для молодёжи. Так ли это?
Почти во всех школах США действует распоряжение о том что пить-курить в общественных местах запрещено. Иначе придется заплатить солидный штраф. Зато машину можно водить как только исполняется 16 лет. Счастливчики!
Опаздывать в школу никто не смеет. В школу являются за 20-30 минут и бегут в кабинет где отмечают время прихода. Если же этого не сделать то ещё до начала занятий позвонят домой и спросят что случилось.
Американским школьникам не понять как можно не выполнить домашнее задание. Ведь за учёбу они платят с 1-го класса.
Если на уроке приспичит надо попросить у учителя не только разрешения но и справку что идёшь в туалет отпущен тем-то и во столько-то. Будьте уверены в ближайшем коридоре этот казалось бы ненужный листочек кто-нибудь обязательно проверит. Насчёт прогула я надеюсь вы и сами всё поняли.
Учебный день у всех кончается в 15 часов. Замученных учеников у школы ждёт колонна оранжевых автобусов развозящих всех кого не забирают и у кого нет своей машины по домам.
Деловая игра « Редакция»
( Урок-обобщение)
2 часа