- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Особенности обучения в 8 классе интегрированного обучения. Программа по русскому языку
Особенности обучения в 8 классе интегрированного обучения. Программа по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Николаева Т.Н. |
Дата | 17.11.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30
Утверждена приказом директора
МБОУ СОШ №30
09.09.2013г. № 270-од.
Рассмотрена и утверждена
методическим советом
28.08.2013г. Протокол №1.
Рабочая программа
по русскому языку
для 8 интегрированного класса
на 2013-2014 учебный год
Учитель:
Николаева Т.Н.
г. Тамбов
-
Пояснительная записка
8г класс- класс интегрированного обучения, в котором дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. Программа определяет базовый уровень подготовки по русскому языку обучающихся основной общеобразовательной школы в соответствии со стандартом основного общего образования по русскому языку.
Решение задач обучения русскому языку школьников с задержкой психического развития в условиях массовой общеобразовательной школы решается путем выраженной коррекционной направленности всей учебно-воспитательной работы. Учащимся с задержкой психического развития необходимо помочь организовать практическую работу с понятиями и правилами, овладеть способами оперирования ими, умением опознавать определённые языковые явления, самостоятельно отбирать и конструировать материал, правильно (в соответствии с нормами литературного языка) использовать различные языковые средства в собственной речевой практике.
Задачи преподавания русского языка обучающимся с задержкой психического развития максимально приближены к задачам, поставленным перед общеобразовательной школой.
Программа не разделяет цели и задачи, стоящие в преподавании русского языка в зависимости от специфических особенностей учеников.
-
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, муниципального образования, образовательного учреждения.
Цели программы:
-
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
-
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
-
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
-
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи программы:
развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
-
На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
-
Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
-
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
-
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями, внесенными приказом Министерства образования Российской Федерации от 3 июня 2008г. № 164, от 31 августа 2009г. №320, от 19 октября 2009г. №427, от 10 ноября 2011г. №2643, от 24 января 2012г. №3;
-
Приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями от 30.о8.2010, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 889;
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 года № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»;
-
Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 № 1593 об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования.
-
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Программа разработана на основании Примерной программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263) и авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. (Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 6-е издание. - М.: Просвещение, 2009).
-
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. давно используется учителями региона и даёт стабильно высокие результаты на ГИА и ЕГЭ. Она построена с учётом дифференцированного подхода к уровню сложности изучаемых понятий, что дает возможность ее использования в интегрированном классе.
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Изменения связаны с дифференцированным подходом к уровню требований к обучающимся по общеобразовательным программам и программам коррекционной направленности по изучаемым темам.
-
Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
-
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, практических работ, уроков коррекции знаний.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 30 г.Тамбова на 2012 - 2013 учебный год и годовым календарным учебным графиком Рабочая программа по русскому языку в 8 классе рассчитана на 105 часов в год (35 недель, 3 часа в неделю). Количество часов для проведения контрольных и практических работ определено в Учебно - тематическом плане (см. раздел 3).
-
Формы организации образовательного процесса.
Урок изучения нового материала; урок закрепления знаний, умений и навыков; комбинированный урок; повторительно-обобщающий урок; урок - игра; урок - исследование; урок - практикум; урок развития речи; урок - зачёт; урок коррекции знаний.
-
Технологии обучения.
-
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов.
-
Технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе - информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
-
Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
-
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления класса на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
-
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.
-
Информационно-коммуникационные технологии.
-
Игровые технологии.
-
Здоровьесберегающие технологии: использование кабинета русского языка, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН, отсутствие монотонных, неприятных звуков, шумов, раздражителей и т.д., использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН, активное внедрение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствие условий в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений, наблюдение за посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы.
-
Технология разноуровневого обучения.
-
Технология обучения как учебного исследования.
-
Технология обучения в сотрудничестве.
-
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе и для формирования у обучающихся ключевых компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой. Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит из трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
-
Виды и формы контроля.
-
Диктант (с грамматическим заданием, словарный, подготовленный, цифровой, распределительный, объяснительный, предупредительный, терминологический, свободный).
-
Тематическая контрольная работа.
-
Комплексный анализ текста.
-
Осложненное списывание.
-
Тест.
-
Составление сложного и простого плана к тексту.
-
Изложение текста (подробное, сжатое, выборочное).
-
Составление диалога на заданную тему.
-
Составление текста определенного стиля и типа речи.
-
Сочинение (описание пейзажа, помещения).
-
Составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
-
Составление таблиц и кластеров.
-
Редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок).
-
Работа с деформированным текстом.
-
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.
Планируемый уровень подготовки определён в Требованиях к уровню подготовки обучающихся 8 класса (см. раздел 4), которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни. Требования к уровню подготовки обучающихся дифференцированы в зависимости от специфических особенностей учащихся.
-
Информация об используемом учебнике.
Русский язык. 8 класс. (Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова) под научной редакцией Н.М.Шанского. М: Просвещение, 2013г.
-
Содержание рабочей программы
Особенности содержания в интегрированном классе.
Программное содержание общеобразовательного класса преломляется под программу вспомогательной школы. Следует учитывать, что на уроке присутствуют дети с неустойчивым вниманием, малым объемом памяти, с затруднениями при восприятии нового материала, имеющие несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, с плохо развитыми навыками чтения, устной и письменной речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно - развивающий характер , направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков , устранение пробелов в знаниях.
В 8 классе значительное количество времени выделяется на изучение наиболее трудных , но важных для формирования пунктуационной грамотности тем таких , как словосочетание ( умение выписывать из предложения словосочетания, видеть связь между словами); двусоставные предложения (большое внимание уделяется разбору по членам предложения, умению находить основу предложения с простым и составным сказуемым); предложения с однородными членами(наиважнейшая тема в курсе 8 класса); предложения с обращениями, вводными словами и приложениями; прямая и косвенная речь.
Особое внимание уделяется темам: Однородные члены предложения, Запятая между однородными членами, Обобщающие слова в предложениях с однородными членами, Двоеточие и тире при обобщающих словах, Обращения и вводные слова, Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Их изучение предваряется практическими упражнениями в конструировании предложений с простыми и составными сказуемыми, предложений с опущенной связкой между подлежащим и сказуемым; в их правильном интонировании; в использовании местоимений и наречий в роли обобщающего слова при однородных членах предложения.
Для детей с задержкой психического развития ознакомительно изучаются виды обстоятельств, сравнительный оборот, знаки препинания при сравнительном обороте, тире между подлежащим и сказуемым. В практическом плане (без терминологии) изучается тема «Несогласованные определения».
Особенности памяти, основных мыслительных процессов , деятельности школьников с задержкой психического развития требует большего времени для осознания грамматических правил. Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем сопровождается предварительным накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала. В связи с этим выделены дополнительные часы на повторение в начале учебного года, повторение перед изучением нового материала, часы на обобщение и систематизацию изученного материала, на которых ведется специальная коррекционная работа.
Содержание рабочей программы с учетом особенностей изучения предмета в классах интегрированного обучения.
Функции русского языка в современном мире (1час)
Повторение пройденного в 7 классе - (6 ч + 1 РР)
Лексика и фразеология. Морфемика и орфография. Синтаксис. Повторение морфологии и некоторых вопросов правописания.
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Требования к уровню подготовки обучающихся по теме
Для обучающихся по общеобразовательной программе
Для обучающихся по коррекционной программе
Знать:
- основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические), условия выбора орфограмм;
- функции знаков препинания.
Уметь:
-
подбирать синонимы и антонимы к слову,
-
выбирать из синонимичного ряда наиболее точное и уместное слово,
-
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора,
-
толковать значения фразеологизмов,
-
использовать толковые словари для определения и уточнения лексического значения слов; производить сопоставительный анализ слов;
-
обнаруживать орфограммы в корне,
-
группировать слова по видам орфограмм корня, подбирать однокоренные слова на основе словообразовательного толкования,
-
использовать орфографический словарь;
-
различать части речи, производить их морфологический разбор,
-
безошибочно писать, группировать слова разной части речи, уместно их употреблять
Знать:
- основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические), условия выбора орфограмм;
- функции знаков препинания.
Уметь:
-
подбирать синонимы и антонимы к слову,
-
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора,
-
толковать значения фразеологизмов,
-
использовать толковые словари для определения и уточнения лексического значения слов; обнаруживать орфограммы в корне,
-
группировать слова по видам орфограмм корня, подбирать однокоренные слова на основе словообразовательного толкования,
-
использовать орфографический словарь;
-
различать части речи, производить их морфологический разбор,
-
Применять изученные орфограммы ; соблюдать основные правила орфографии.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Словосочетание (5часов)
Повторение пройденного о словосочетании. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольное, именное, наречное)
Требования к уровню подготовки обучающихся по теме
Для обучающихся по общеобразовательной программе
Для обучающихся по коррекционной программе
Знать:
- строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетания от слова и предложения; виды и средства синтаксической связи; способы выражения
Уметь:
-
различать подчинительные и сочинительные словосочетания;
-
выделять словосочетания из предложения;
-
выделять грамматическую основу;
-
разбирать предложения по членам;
-
выбирать их синонимического ряда тот способ выражения члена предложения, который наиболее подходит по смыслу и цели высказывания;
-
целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания;
-
соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера (особенностей построения) текста, в который включается предложение
Знать:
- виды и средства синтаксической связи;
- способы подчинительной связи.
Уметь:
- правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении;
- использовать в речи синонимические по значению словосочетания
- выделять грамматическую основу;
- разбирать предложения по членам;
- целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания;
- соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера (особенностей построения) текста, в который включается предложение
Простое предложение (4часа+1 р\р)
Повторение пройденного о предложении, Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
РР Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Требования к уровню подготовки обучающихся по теме
Для обучающихся по общеобразовательной программе
Для обучающихся по коррекционной программе
Знать:
-
виды и средства синтаксической связи;
-
способы подчинительной связи; строение предложения.
Уметь:
-
различать подчинительные и сочинительные словосочетания;
-
выделять словосочетания из предложения;
-
выделять грамматическую основу;
-
разбирать предложения по членам;
-
выбирать их синонимического ряда тот способ выражения члена предложения, который наиболее подходит по смыслу и цели высказывания;
-
целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания;
-
соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера (особенностей построения) текста, в который включается предложение.
Знать:
-
виды и средства синтаксической связи;
-
способы подчинительной связи; строение предложения.
Уметь:
-
выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
-
выделять грамматическую основу;
-
разбирать предложения по членам;
-
соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения.
Двусоставные предложения.
Главные члены предложения (3часа)
Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
РР Сочинение публицистического характера
Требования к уровню подготовки обучающихся по теме
Для обучающихся по общеобразовательной программе
Для обучающихся по коррекционной программе
Знать:
- основные единицы языка, их признаки;
-основные способы выражения подлежащего и сказуемого;
- основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные).
Уметь:
- находить в предложении подлежащее и сказуемое, определять способ их выражения;
- грамотно согласовывать сказуемое с подлежащим;
- работать с текстами изучаемых художественных произведений; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении; находить и выписывать предложения с разными типами сказуемых и разными способами выражения подлежащего;
- составлять предложения с грамматическим заданием.
Знать:
-
способы выражения подлежащего;
-
правила постановки тире между подлежащим и сказуемым
Уметь:
-
интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;
-
согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием;
-
находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними.
Второстепенные члены предложения (6 часов)Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение. Несогласованные определение, Приложение как разновидность определения, знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению(времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительные). Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
РР Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края
Требования к уровню подготовки обучающихся по теме
Для обучающихся по общеобразовательной программе
Для обучающихся по коррекционной программе
Знать:
-
виды и средства синтаксической связи;
-
способы подчинительной связи; строение предложения.
Уметь:
-
различать подчинительные и сочинительные словосочетания;
-
выделять словосочетания из предложения;
-
выделять грамматическую основу;
-
разбирать предложения по членам;
-
выбирать их синонимического ряда тот способ выражения члена предложения, который наиболее подходит по смыслу и цели высказывания;
-
целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания;
-
соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера (особенностей построения) текста, в который включается предложение.
Знать:
-
виды и средства синтаксической связи;
-
способы подчинительной связи; строение предложения.
Уметь:
-
использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Односоставные предложения (10 часов+1р\р)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные номинативные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль
РР Рассказ на свободную тему. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Требования к уровню подготовки обучающихся по теме
Для обучающихся по общеобразовательной программе
Для обучающихся по коррекционной программе
Знать:
- значение и строение односоставных предложений.
Значение и строение простых осложненных и неполных предложений.
Уметь:
- различать односоставные и двусоставные предложения; использовать различные виды двусоставных и односоставных предложений как синтаксические.
- различать односоставные и неполные предложения.
-использовать односоставные и неполные предложения в устной и письменной речи.
Знать:
- значение и строение односоставных предложений.
Уметь:
- пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами;
- пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения места и времени.
Однородные члены предложения (8 часов)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения, Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Вариативность постановки знаков препинания.
РР Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера)
Требования к уровню подготовки обучающихся по теме
Для обучающихся по общеобразовательной программе
Для обучающихся по коррекционной программе
Знать:
- особенности однородных членов предложения;
- что такое обобщающие слова
Уметь:
- находить в предложении однородные члены (в том числе распространённые однородные члены и разные ряды однородных членов);
- распознавать обобщающие слова в предложениях с однородными членами;
- правильно строить (составлять) предложения с однородными членами в соответствии с нормами согласования и управления, а также с логическими нормами речи;
- уместно использовать предложения с однородными членами в тексте.
Знать:
- особенности однородных членов предложения;
- что такое обобщающие слова
Уметь:
- находить в предложении однородные члены (в том числе распространённые однородные члены и разные ряды однородных членов);
- интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
- уместно использовать предложения с однородными членами в тексте.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (13ч+1р\р)
Повторение изученного об обращении. Выделительные знаки препинания при обращении. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах, предложениях, при междометии. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
РР Публичное выступление на общественно значимую тему.
Требования к уровню подготовки обучающихся по теме
Для обучающихся по общеобразовательной программе
Для обучающихся по коррекционной программе
Знать:
-
синтаксическую сущность обращения, возможные позиции обращения в предложениях;
-
группы вводных конструкций по значению.
Уметь:
-
соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями, вводными словами, словосочетаниями и предложениями;
-
использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложении с учетом содержания, стиля высказывания;
-
применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи; находить их в текстах; различать вводные слова и предложения.
Знать:
-
синтаксическую сущность обращения, возможные позиции обращения в предложениях;
-
группы вводных конструкций по значению.
Уметь:
-
интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями;
-
пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять слова как средство связи предложений и частей текста.
Обособленные члены предложения (13часов+1р\р)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
РР Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Требования к уровню подготовки обучающихся по теме
Для обучающихся по общеобразовательной программе
Для обучающихся по коррекционной программе
Знать:
-
условия обособления определений, обстоятельств, уточняющих членов предложения.
Уметь:
-
соблюдать правильную интонацию при обособлении;
-
заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми предложениями;
-
уместно использовать предложения с обособленными членами предложения в тексте.
Знать:
-
условия обособления определений, обстоятельств, уточняющих членов предложения.
Уметь:
-
интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами;
-
использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Прямая и косвенная речь (8ч+1ч)
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи прямой речи. Слова автора внутри прямой речи, Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль
РР Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Для обучающихся по общеобразовательной программе
Для обучающихся по коррекционной программе
Знать:
-
основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
-
способы передачи чужой речи.
Уметь:
-
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
-
формулировать вопросы по содержанию текста; замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
-
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
-
строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка
Знать:
-
основные нормы построения устного высказывания;
-
способы передачи чужой речи.
Уметь:
-
выделять в произношении слова автора;
-
заменять прямую речь косвенной
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (11+2р\р)
Итоговые уроки 2 часа
Резервные уроки 2 часа
Для работы в классе интегрированного обучения предусмотрены уроки коррекции знаний , на которых ведется целенаправленная работа по активизации и обогащении словарного запаса слов, коррекция аналитико-синтетической деятельности, коррекция устойчивого внимания, памяти.
-
Учебно - тематический план
Содержание
Кол-во часов
Кол-во контрольных работ
Развитие
речи
Коррекция знаний
Вводный урок. Функции русского языка в современном мире
1
-
Повторение изученного в 7 классе.
5
1
1
Основные единицы синтаксиса
5
Простое предложение
3
2
1
Главные члены предложения
3
1
Второстепенные члены предложения
4
2
Односоставные предложения
9
1
1
1
Однородные члены предложения
6
2
1
Обособленные члены предложения
11
2
1
1
Обращение
3
1
1
Вводные слова и вставные конструкции
11
4
1
1
Чужая речь
7
1
1
1
Повторение и систематизация изученного материала
11
2
Итоговые уроки
2
Резервные уроки
2
-
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения русского языка в 8 классе учащийся должен знать, понимать определения основных изученных языковых явлений, речеведческих понятий.
Уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
Для обучающихся по общеобразовательной программе
Для обучающихся по коррекционной программе
-
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
-
фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
-
определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
-
рецензировать устный ответ учащегося;
-
задавать вопросы по прослушанному тексту;
-
отвечать на вопросы по содержанию текста;
-
слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
-
дифференцировать главную и второстепенную информацию прослушанного текста;
-
фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
-
отвечать на вопросы по содержанию текста.
чтение:
Для обучающихся по общеобразовательной программе
Для обучающихся по коррекционной программе
-
прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста: схемами, таблицами на основе текста;
-
используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;
-
при необходимости переходить на изучающее чтение;
-
читать и пересказывать небольшие по объёму тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
-
используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым слова;
-
читать и пересказывать небольшие по объёму тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
говорение:
Для обучающихся по общеобразовательной программе
Для обучающихся по коррекционной программе
-
пересказывая текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
-
вести репортаж о школьной жизни;
-
строить небольшое по объёму устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
-
создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
-
составлять инструкции по применению того или иного правила;
-
принимать участие в диалогах различных видов;
-
адекватно реагировать на обращённую устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т. п.;
-
пересказывать текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
-
строить небольшое по объёму устное высказывание на основе схем, таблиц ;
-
адекватно реагировать на обращённую устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор.
письмо:
Для обучающихся по общеобразовательной программе
Для обучающихся по коррекционной программе
-
пересказывать фрагмент прослушанного текста;
-
пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
-
создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами описания или рассуждения, репортаж о событии;
-
писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчленённые предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);
-
составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
-
пересказывать фрагмент прослушанного текста;
-
пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
-
создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, сочинение повествовательного характера с элементами описания или рассуждения;
-
составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию.
текст:
Для обучающихся по общеобразовательной программе
Для обучающихся по коррекционной программе
-
находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
-
распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
-
находить в журналах, газетах проблемные статьи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль.
фонетика и орфоэпия:
Для обучающихся по общеобразовательной программе
Для обучающихся по коррекционной программе
-
правильно произносить слова с учётом вариантов произношения;
-
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
-
правильно произносить слова с учётом вариантов произношения.
морфемика и словообразование:
Для обучающихся по общеобразовательной программе
Для обучающихся по коррекционной программе
-
разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
-
разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
-
пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
-
разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов.
лексикология и фразеология:
Для обучающихся по общеобразовательной программе
Для обучающихся по коррекционной программе
-
разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
-
пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.);
-
оценивать уместность употребления слов с учётом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
-
находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка;
-
разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
-
пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.).
морфология:
Для обучающихся по общеобразовательной программе
Для обучающихся по коррекционной программе
-
распознавать части речи и их формы;
-
соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарём грамматических трудностей;
-
опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
-
распознавать части речи и их формы;
-
опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.
орфография:
Для обучающихся по общеобразовательной программе
Для обучающихся по коррекционной программе
-
применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
- применять изученные орфографические правила.
синтаксис и пунктуация:
-
на пунктуационные правила.
Для обучающихся по общеобразовательной программе
Для обучающихся по коррекционной программе
-
опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
-
различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств;
-
правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и однородными, обособленными членами;
-
правильно строить предложения с обособленными членами;
-
проводить интонационный анализ простого предложения;
-
выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
-
проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
-
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
-
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры
-
правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
-
различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств;
-
выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
-
проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения
-
использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений.
-
Литература и средства обучения
Печатные пособия:
-
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 6-е издание. - М.: Просвещение, 2009г.
-
Русский язык.8 класс.(Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова) под научной редакцией Н.М. Шанского. М:Просвещение, 2013
-
Богданова Г.А. «Уроки русского языка»/Москва, «Просвещение»2010г.
-
Родина И.О. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5-7 класс»/ Москва, Издательство « Астрель,АСТ», 2009 г.
-
Сенина Н.А. «Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 8класс»/Издательство «Легион», Ростов - на - Дону, 2010 год.
-
Таблицы, словари и средства ИКТ в кабинете русского языка.
Мультимедийные пособия:
-
«Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
-
1-С Репетитор. «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
-
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
-
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
-
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.
-
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.
-
Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5-6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.
-
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.