Особенности обучения в 8 классе интегрированного обучения. Программа по русскому языку

"Выдержка из материала: B условиях массовой учителями региона и даёт стабильно высокие результаты на ГИА и ЕГЭ. Она построена с учётом дифференцированного подхода к уровню сложности изучаемых понятий, что дает возможность ее использованиявнесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование. Изменения связаны с дифференцированным подходом к уровню требований к обучающимся по общеобразовательным программам и программам коррекционной направленности по изучаемым темам. Опред...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30


Утверждена приказом директора

МБОУ СОШ №30

09.09.2013г. № 270-од.


Рассмотрена и утверждена

методическим советом

28.08.2013г. Протокол №1.





Рабочая программа

по русскому языку

для 8 интегрированного класса


на 2013-2014 учебный год






Учитель:

Николаева Т.Н.





г. Тамбов









  1. Пояснительная записка

8г класс- класс интегрированного обучения, в котором дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. Программа определяет базовый уровень подготовки по русскому языку обучающихся основной общеобразовательной школы в соответствии со стандартом основного общего образования по русскому языку.

Решение задач обучения русскому языку школьников с задержкой психического развития в условиях массовой общеобразовательной школы решается путем выраженной коррекционной направленности всей учебно-воспитательной работы. Учащимся с задержкой психического развития необходимо помочь организовать практическую работу с понятиями и правилами, овладеть способами оперирования ими, умением опознавать определённые языковые явления, самостоятельно отбирать и конструировать материал, правильно (в соответствии с нормами литературного языка) использовать различные языковые средства в собственной речевой практике.

Задачи преподавания русского языка обучающимся с задержкой психического развития максимально приближены к задачам, поставленным перед общеобразовательной школой.

Программа не разделяет цели и задачи, стоящие в преподавании русского языка в зависимости от специфических особенностей учеников.

  1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, муниципального образования, образовательного учреждения.

Цели программы:

  1. воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  2. развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

  3. освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  4. овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  5. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи программы:

развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

  1. На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения

  2. Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.



  1. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями, внесенными приказом Министерства образования Российской Федерации от 3 июня 2008г. № 164, от 31 августа 2009г. №320, от 19 октября 2009г. №427, от 10 ноября 2011г. №2643, от 24 января 2012г. №3;

  2. Приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями от 30.о8.2010, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 889;

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 года № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»;

  4. Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 № 1593 об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования.


  1. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Программа разработана на основании Примерной программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263) и авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. (Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 6-е издание. - М.: Просвещение, 2009).


  1. Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.

Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. давно используется учителями региона и даёт стабильно высокие результаты на ГИА и ЕГЭ. Она построена с учётом дифференцированного подхода к уровню сложности изучаемых понятий, что дает возможность ее использования в интегрированном классе.

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.

Изменения связаны с дифференцированным подходом к уровню требований к обучающимся по общеобразовательным программам и программам коррекционной направленности по изучаемым темам.


  1. Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).


  1. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, практических работ, уроков коррекции знаний.

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 30 г.Тамбова на 2012 - 2013 учебный год и годовым календарным учебным графиком Рабочая программа по русскому языку в 8 классе рассчитана на 105 часов в год (35 недель, 3 часа в неделю). Количество часов для проведения контрольных и практических работ определено в Учебно - тематическом плане (см. раздел 3).

  1. Формы организации образовательного процесса.

Урок изучения нового материала; урок закрепления знаний, умений и навыков; комбинированный урок; повторительно-обобщающий урок; урок - игра; урок - исследование; урок - практикум; урок развития речи; урок - зачёт; урок коррекции знаний.


  1. Технологии обучения.


  1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов.

  2. Технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе - информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

  3. Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

  4. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления класса на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

  5. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.

  6. Информационно-коммуникационные технологии.

  7. Игровые технологии.

  8. Здоровьесберегающие технологии: использование кабинета русского языка, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН, отсутствие монотонных, неприятных звуков, шумов, раздражителей и т.д., использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН, активное внедрение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствие условий в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений, наблюдение за посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы.

  9. Технология разноуровневого обучения.

  10. Технология обучения как учебного исследования.

  11. Технология обучения в сотрудничестве.


  1. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе и для формирования у обучающихся ключевых компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой. Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит из трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.


  1. Виды и формы контроля.


  1. Диктант (с грамматическим заданием, словарный, подготовленный, цифровой, распределительный, объяснительный, предупредительный, терминологический, свободный).

  2. Тематическая контрольная работа.

  3. Комплексный анализ текста.

  4. Осложненное списывание.

  5. Тест.

  6. Составление сложного и простого плана к тексту.

  7. Изложение текста (подробное, сжатое, выборочное).

  8. Составление диалога на заданную тему.

  9. Составление текста определенного стиля и типа речи.

  10. Сочинение (описание пейзажа, помещения).

  11. Составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

  12. Составление таблиц и кластеров.

  13. Редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок).

  14. Работа с деформированным текстом.


  1. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.

Планируемый уровень подготовки определён в Требованиях к уровню подготовки обучающихся 8 класса (см. раздел 4), которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни. Требования к уровню подготовки обучающихся дифференцированы в зависимости от специфических особенностей учащихся.


  1. Информация об используемом учебнике.

Русский язык. 8 класс. (Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова) под научной редакцией Н.М.Шанского. М: Просвещение, 2013г.



  1. Содержание рабочей программы

Особенности содержания в интегрированном классе.

Программное содержание общеобразовательного класса преломляется под программу вспомогательной школы. Следует учитывать, что на уроке присутствуют дети с неустойчивым вниманием, малым объемом памяти, с затруднениями при восприятии нового материала, имеющие несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, с плохо развитыми навыками чтения, устной и письменной речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно - развивающий характер , направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков , устранение пробелов в знаниях.

В 8 классе значительное количество времени выделяется на изучение наиболее трудных , но важных для формирования пунктуационной грамотности тем таких , как словосочетание ( умение выписывать из предложения словосочетания, видеть связь между словами); двусоставные предложения (большое внимание уделяется разбору по членам предложения, умению находить основу предложения с простым и составным сказуемым); предложения с однородными членами(наиважнейшая тема в курсе 8 класса); предложения с обращениями, вводными словами и приложениями; прямая и косвенная речь.

Особое внимание уделяется темам: Однородные члены предложения, Запятая между однородными членами, Обобщающие слова в предложениях с однородными членами, Двоеточие и тире при обобщающих словах, Обращения и вводные слова, Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Их изучение предваряется практическими упражнениями в конструировании предложений с простыми и составными сказуемыми, предложений с опущенной связкой между подлежащим и сказуемым; в их правильном интонировании; в использовании местоимений и наречий в роли обобщающего слова при однородных членах предложения.

Для детей с задержкой психического развития ознакомительно изучаются виды обстоятельств, сравнительный оборот, знаки препинания при сравнительном обороте, тире между подлежащим и сказуемым. В практическом плане (без терминологии) изучается тема «Несогласованные определения».

Особенности памяти, основных мыслительных процессов , деятельности школьников с задержкой психического развития требует большего времени для осознания грамматических правил. Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем сопровождается предварительным накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала. В связи с этим выделены дополнительные часы на повторение в начале учебного года, повторение перед изучением нового материала, часы на обобщение и систематизацию изученного материала, на которых ведется специальная коррекционная работа.







Содержание рабочей программы с учетом особенностей изучения предмета в классах интегрированного обучения.


Функции русского языка в современном мире (1час)

Повторение пройденного в 7 классе - (6 ч + 1 РР)

Лексика и фразеология. Морфемика и орфография. Синтаксис. Повторение морфологии и некоторых вопросов правописания.

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

Для обучающихся по общеобразовательной программе

Для обучающихся по коррекционной программе

Знать:

- основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические), условия выбора орфограмм;

- функции знаков препинания.

Уметь:

  • подбирать синонимы и антонимы к слову,

  • выбирать из синонимичного ряда наиболее точное и уместное слово,

  • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора,

  • толковать значения фразеологизмов,

  • использовать толковые словари для определения и уточнения лексического значения слов; производить сопоставительный анализ слов;

  • обнаруживать орфограммы в корне,

  • группировать слова по видам орфограмм корня, подбирать однокоренные слова на основе словообразовательного толкования,

  • использовать орфографический словарь;

  • различать части речи, производить их морфологический разбор,

  • безошибочно писать, группировать слова разной части речи, уместно их употреблять

Знать:

- основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические), условия выбора орфограмм;

- функции знаков препинания.

Уметь:

  • подбирать синонимы и антонимы к слову,

  • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора,

  • толковать значения фразеологизмов,

  • использовать толковые словари для определения и уточнения лексического значения слов; обнаруживать орфограммы в корне,

  • группировать слова по видам орфограмм корня, подбирать однокоренные слова на основе словообразовательного толкования,

  • использовать орфографический словарь;

  • различать части речи, производить их морфологический разбор,

  • Применять изученные орфограммы ; соблюдать основные правила орфографии.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Словосочетание (5часов)

Повторение пройденного о словосочетании. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольное, именное, наречное)

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

Для обучающихся по общеобразовательной программе

Для обучающихся по коррекционной программе

Знать:

- строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетания от слова и предложения; виды и средства синтаксической связи; способы выражения

Уметь:

  • различать подчинительные и сочинительные словосочетания;

  • выделять словосочетания из предложения;

  • выделять грамматическую основу;

  • разбирать предложения по членам;

  • выбирать их синонимического ряда тот способ выражения члена предложения, который наиболее подходит по смыслу и цели высказывания;

  • целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания;

  • соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера (особенностей построения) текста, в который включается предложение

Знать:

- виды и средства синтаксической связи;

- способы подчинительной связи.



Уметь:

- правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении;

- использовать в речи синонимические по значению словосочетания

- выделять грамматическую основу;

- разбирать предложения по членам;

- целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания;

- соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера (особенностей построения) текста, в который включается предложение

Простое предложение (4часа+1 р\р)

Повторение пройденного о предложении, Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

РР Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

Для обучающихся по общеобразовательной программе

Для обучающихся по коррекционной программе

Знать:

  • виды и средства синтаксической связи;

  • способы подчинительной связи; строение предложения.

Уметь:

  • различать подчинительные и сочинительные словосочетания;

  • выделять словосочетания из предложения;

  • выделять грамматическую основу;

  • разбирать предложения по членам;

  • выбирать их синонимического ряда тот способ выражения члена предложения, который наиболее подходит по смыслу и цели высказывания;

  • целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания;

  • соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера (особенностей построения) текста, в который включается предложение.

Знать:

  • виды и средства синтаксической связи;

  • способы подчинительной связи; строение предложения.

Уметь:

  • выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

  • выделять грамматическую основу;

  • разбирать предложения по членам;

  • соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения.

Двусоставные предложения.

Главные члены предложения (3часа)

Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

РР Сочинение публицистического характера

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

Для обучающихся по общеобразовательной программе

Для обучающихся по коррекционной программе

Знать:

- основные единицы языка, их признаки;

-основные способы выражения подлежащего и сказуемого;

- основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные).

Уметь:

- находить в предложении подлежащее и сказуемое, определять способ их выражения;

- грамотно согласовывать сказуемое с подлежащим;

- работать с текстами изучаемых художественных произведений; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении; находить и выписывать предложения с разными типами сказуемых и разными способами выражения подлежащего;

- составлять предложения с грамматическим заданием.

Знать:

  • способы выражения подлежащего;

  • правила постановки тире между подлежащим и сказуемым



Уметь:

  • интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;

  • согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием;

  • находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними.

Второстепенные члены предложения (6 часов)Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение. Несогласованные определение, Приложение как разновидность определения, знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению(времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительные). Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

РР Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

Для обучающихся по общеобразовательной программе

Для обучающихся по коррекционной программе

Знать:

  • виды и средства синтаксической связи;

  • способы подчинительной связи; строение предложения.

Уметь:

  • различать подчинительные и сочинительные словосочетания;

  • выделять словосочетания из предложения;

  • выделять грамматическую основу;

  • разбирать предложения по членам;

  • выбирать их синонимического ряда тот способ выражения члена предложения, который наиболее подходит по смыслу и цели высказывания;

  • целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания;

  • соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера (особенностей построения) текста, в который включается предложение.

Знать:

  • виды и средства синтаксической связи;

  • способы подчинительной связи; строение предложения.

Уметь:

  • использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Односоставные предложения (10 часов+1р\р)

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные номинативные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль

РР Рассказ на свободную тему. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

Для обучающихся по общеобразовательной программе

Для обучающихся по коррекционной программе

Знать:

- значение и строение односоставных предложений.

Значение и строение простых осложненных и неполных предложений.

Уметь:

- различать односоставные и двусоставные предложения; использовать различные виды двусоставных и односоставных предложений как синтаксические.

- различать односоставные и неполные предложения.

-использовать односоставные и неполные предложения в устной и письменной речи.

Знать:

- значение и строение односоставных предложений.

Уметь:

- пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами;

- пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения места и времени.

Однородные члены предложения (8 часов)

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения, Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Вариативность постановки знаков препинания.

РР Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера)

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

Для обучающихся по общеобразовательной программе

Для обучающихся по коррекционной программе

Знать:

- особенности однородных членов предложения;

- что такое обобщающие слова

Уметь:

- находить в предложении однородные члены (в том числе распространённые однородные члены и разные ряды однородных членов);

- распознавать обобщающие слова в предложениях с однородными членами;

- правильно строить (составлять) предложения с однородными членами в соответствии с нормами согласования и управления, а также с логическими нормами речи;

- уместно использовать предложения с однородными членами в тексте.

Знать:

- особенности однородных членов предложения;

- что такое обобщающие слова

Уметь:

- находить в предложении однородные члены (в том числе распространённые однородные члены и разные ряды однородных членов);

- интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

- уместно использовать предложения с однородными членами в тексте.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения (13ч+1р\р)

Повторение изученного об обращении. Выделительные знаки препинания при обращении. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах, предложениях, при междометии. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

РР Публичное выступление на общественно значимую тему.

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

Для обучающихся по общеобразовательной программе

Для обучающихся по коррекционной программе

Знать:

  • синтаксическую сущность обращения, возможные позиции обращения в предложениях;

  • группы вводных конструкций по значению.

Уметь:

  • соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями, вводными словами, словосочетаниями и предложениями;

  • использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложении с учетом содержания, стиля высказывания;

  • применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи; находить их в текстах; различать вводные слова и предложения.

Знать:

  • синтаксическую сущность обращения, возможные позиции обращения в предложениях;

  • группы вводных конструкций по значению.

Уметь:

  • интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями;

  • пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять слова как средство связи предложений и частей текста.

Обособленные члены предложения (13часов+1р\р)

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

РР Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

Для обучающихся по общеобразовательной программе

Для обучающихся по коррекционной программе

Знать:

  • условия обособления определений, обстоятельств, уточняющих членов предложения.

Уметь:

  • соблюдать правильную интонацию при обособлении;

  • заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми предложениями;

  • уместно использовать предложения с обособленными членами предложения в тексте.

Знать:

  • условия обособления определений, обстоятельств, уточняющих членов предложения.

Уметь:

  • интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами;

  • использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Прямая и косвенная речь (8ч+1ч)

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи прямой речи. Слова автора внутри прямой речи, Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль

РР Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Для обучающихся по общеобразовательной программе

Для обучающихся по коррекционной программе

Знать:

  • основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

  • способы передачи чужой речи.

Уметь:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

  • формулировать вопросы по содержанию текста; замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

  • строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка

Знать:

  • основные нормы построения устного высказывания;

  • способы передачи чужой речи.





Уметь:

  • выделять в произношении слова автора;

  • заменять прямую речь косвенной

Повторение и систематизация изученного в 8 классе (11+2р\р)

Итоговые уроки 2 часа

Резервные уроки 2 часа

Для работы в классе интегрированного обучения предусмотрены уроки коррекции знаний , на которых ведется целенаправленная работа по активизации и обогащении словарного запаса слов, коррекция аналитико-синтетической деятельности, коррекция устойчивого внимания, памяти.


  1. Учебно - тематический план

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Развитие

речи

Коррекция знаний

Вводный урок. Функции русского языка в современном мире

1


-


Повторение изученного в 7 классе.

5

1

1


Основные единицы синтаксиса

5




Простое предложение

3

2

1


Главные члены предложения

3


1

Второстепенные члены предложения

4

2


Односоставные предложения

9

1

1

1

Однородные члены предложения

6

2


1

Обособленные члены предложения

11

2

1

1

Обращение

3

1


1

Вводные слова и вставные конструкции

11

4

1

1

Чужая речь

7

1

1

1

Повторение и систематизация изученного материала

11


2


Итоговые уроки

2




Резервные уроки

2











  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения русского языка в 8 классе учащийся должен знать, понимать определения основных изученных языковых явлений, речеведческих понятий.

Уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

Для обучающихся по общеобразовательной программе

Для обучающихся по коррекционной программе

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

  • фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

  • определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

  • рецензировать устный ответ учащегося;

  • задавать вопросы по прослушанному тексту;

  • отвечать на вопросы по содержанию текста;

  • слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.


  • дифференцировать главную и второстепенную информацию прослушанного текста;

  • фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

  • отвечать на вопросы по содержанию текста.




чтение:

Для обучающихся по общеобразовательной программе

Для обучающихся по коррекционной программе

  • прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста: схемами, таблицами на основе текста;

  • используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;

  • при необходимости переходить на изучающее чтение;

  • читать и пересказывать небольшие по объёму тексты о выдающихся отечественных лингвистах;


  • используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым слова;



  • читать и пересказывать небольшие по объёму тексты о выдающихся отечественных лингвистах;


говорение:

Для обучающихся по общеобразовательной программе

Для обучающихся по коррекционной программе

  • пересказывая текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

  • вести репортаж о школьной жизни;

  • строить небольшое по объёму устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

  • создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

  • составлять инструкции по применению того или иного правила;

  • принимать участие в диалогах различных видов;

  • адекватно реагировать на обращённую устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т. п.;


  • пересказывать текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

  • строить небольшое по объёму устное высказывание на основе схем, таблиц ;

  • адекватно реагировать на обращённую устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор.


письмо:



Для обучающихся по общеобразовательной программе

Для обучающихся по коррекционной программе

  • пересказывать фрагмент прослушанного текста;

  • пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

  • создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами описания или рассуждения, репортаж о событии;

  • писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчленённые предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);

  • составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;


  • пересказывать фрагмент прослушанного текста;

  • пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

  • создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, сочинение повествовательного характера с элементами описания или рассуждения;

  • составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию.




текст:

Для обучающихся по общеобразовательной программе

Для обучающихся по коррекционной программе

  • находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

  • распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;


  • находить в журналах, газетах проблемные статьи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль.


фонетика и орфоэпия:

Для обучающихся по общеобразовательной программе

Для обучающихся по коррекционной программе

  • правильно произносить слова с учётом вариантов произношения;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;


  • правильно произносить слова с учётом вариантов произношения.


морфемика и словообразование:

Для обучающихся по общеобразовательной программе

Для обучающихся по коррекционной программе

  • разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

  • разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

  • пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;


  • разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов.


лексикология и фразеология:

Для обучающихся по общеобразовательной программе

Для обучающихся по коррекционной программе

  • разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;

  • пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.);

  • оценивать уместность употребления слов с учётом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

  • находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка;


  • разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;

  • пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.).


морфология:

Для обучающихся по общеобразовательной программе

Для обучающихся по коррекционной программе

  • распознавать части речи и их формы;

  • соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарём грамматических трудностей;

  • опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

  • распознавать части речи и их формы;

  • опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.


орфография:

Для обучающихся по общеобразовательной программе

Для обучающихся по коррекционной программе

  • применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

- применять изученные орфографические правила.


синтаксис и пунктуация:

  • на пунктуационные правила.

Для обучающихся по общеобразовательной программе

Для обучающихся по коррекционной программе

  • опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

  • различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств;

  • правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и однородными, обособленными членами;

  • правильно строить предложения с обособленными членами;

  • проводить интонационный анализ простого предложения;

  • выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

  • проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры

  • правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

  • различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств;

  • выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

  • проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения

  • использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений.



  1. Литература и средства обучения

Печатные пособия:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 6-е издание. - М.: Просвещение, 2009г.

  2. Русский язык.8 класс.(Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова) под научной редакцией Н.М. Шанского. М:Просвещение, 2013

  3. Богданова Г.А. «Уроки русского языка»/Москва, «Просвещение»2010г.

  4. Родина И.О. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5-7 класс»/ Москва, Издательство « Астрель,АСТ», 2009 г.

  5. Сенина Н.А. «Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 8класс»/Издательство «Легион», Ростов - на - Дону, 2010 год.

  6. Таблицы, словари и средства ИКТ в кабинете русского языка.

Мультимедийные пособия:

  1. «Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

  2. 1-С Репетитор. «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

  3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

  4. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

  5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.

  6. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.

  7. Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5-6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

  8. Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.







© 2010-2022