- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по элективному курсу Литература Дона
Рабочая программа по элективному курсу Литература Дона
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Беляева Е.А. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно- тематическое планирование элективного курса «Литература Дона » для 6 класса
дата
тема
раздел
Количество часов
Оборудование
Виды деятельности
Требование к результату
Виды контроля
Круг чтения
Теория литературы
Литература Дона и о Доне
Введение.
1.
1
Индивидуальные задания Сопоставление произведений русской и донской литературы
знать названия изученных произведений и их авторов;
-
содержание изученных произведений лит-ры Дона и о Доне, тему, устанавливать последовательность и взаимосвязь событий в произведении, подкреплять правильность ответа на вопросы выборочным чтением;
-
произведения донского фольклора;
- основные факты жизни и творческого пути А. П. Чехова, М.А. Шолохова. А.И. Солженицына, А.В. Калинина;
Многожанровость донского фольклора, быт, нрав, обычай
Мифы Древнего Дона и Приазовья
Мифы Древнего Дона и Приазовья
2
презентация
Мифы о происхождении скифов. Мифы о происхождении Савроматов и др
.Малые жанры фольклора. Пословицы. Поговорки. Загадки. жителей Дона
Донской фольклор
3-4
4
Альбом «Донской фольклор»
Конкурс знатоков пословиц и поговорок, отгадывание загадок, шуточные представления отгадок, Терлатйческий подбор пословиц и поговорок. Анализ изобразительно-выразительных средств, использованных в пословицах и поговорках Тематический подбор загадок. Анализ структуры загадок, их языка. Отгадывание загадок и обоснование отгадки
Составление рассказа по пословице
Стр.6-10 (Выборочное чтение)
Пословицы. Поговорки. Загадки. приём антитезы в пословице, метафора,
Казачьи народные песни.
5
Аудизапись
Чтение, анализ и интерпретация песен. сопоставление казачьей песни с общерусской по тематике, сюжету, худ-ому своеобразию.
Сочинение- миниатюра
Чтение стр.3-4
Песни казачьи народные: исторические, строевые, лирические, герой песни.
Жанры малого фольклора в казачьих играх, развлечениях, обрядах.
6
Использование пословиц, поговорок, загадок, песен в обрядах казаков. Инсценирование свадебного обряда.
уметь:
-
читать осознанно произведения лит-ры Дона и воспринимать худ-ый текст;
-
выделять смысловые части худ-го текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-
определять род и жанр пр-я региональной лит-ры;
-
выделять тему и формировать идею, проблематику произведения, давать хар-ку героев пр-й Дона
-
приводить примеры произведений фольклорных жанров;
-
высказывать оценочные суждения о прочитанных пр-ях;
-
составлять небольшие рассказы на основе жизненных впечатлений, связанных с родным краем;
-
находить в словаре значения диалектных слов и выражений;
-
владеть различными видами пересказа;
-
составлять письменный отзыв о прочитанных книгах.
Доклад об одном обряде
Обряд.
Сказы. былички, байки Дона
Предания, легенды, былички донского края
7
1
Краткий пересказ сказов, быличек, баек. Анализ языковых особенностей данных жанров
Инсценировка
«Степан Тимофеевич Разин из острога ушел»,
« сом»,
«Колдунья»
Волшебные сказки. «Танюшка и мачеха»
Сказки
8
2
презентация
Выразительное чтение по ролям. Комментированный пересказ
Сказки о животных
« Глупец и жеребец» «Казак и Лиса»
9
презентация
Чтение сказки. Обмен впечатлениями, толкование значения диалектных слов.
Инсценировка сказки
Стр. 15
Сказка. Виды сказок.Сказки о животных.
«Волшебная лампочка», «Орёл и карга»
Сказки казаков-некрасовцев
10
1
аудиозапись
Чтение сказок, сходство и отличие сказок казаков-некрасовцев и русской сказки., анализ и интерпретация сказки. Устное словесное рисование. Выявление роли иллюстраций в раскрытии идеи произведения. Выборочный пересказ.
Подробный пересказ
Стр.30-33.
Основные виды сказок казаков-некрасовцев, язык сказок, герои сказок.
« Бисеринка»
Фольклор и литература
11
1
Донская сказка. Платонов «Волшебное кольцо»
Выразительное чтение сказки, беседа по вопросам, сопоставление донской сказки с сказкой Платонова
Придумать сказку на основе русской народной сказки
Стр.16-19
Сказки жителей Дона различных национальностей
Сказки народов, проживающих на Дону
12
1
Выр. чтение, беседа по вопросам, составление плана.
Выразительное чтение по ролям. Комментированный пересказ Беседа по вопросам
Сказки донских калмыков «Богатырь Хорца», «Сказка об Аббас-Оглу»(сказка донских армян)
Стр.33-38
сказка
А.П. Чехов .Жизнь и творчество.
Рассказ «Каштанка»
Донские страницы русской прозы 19 века
13-14
6
Презентация, карточка
Беседа по вопросам, выступление уч-ся , заочная экскурсия по произвед. Чехова
Составление
А.П.Чехов «Наивный леший»
15
Пересказ с элементами комментария. Анализ идейно-художественного
Сочинение- миниатюра «Смысл названия сказки» Сочинение- миниатюра «Смысл названия сказки»
А.П.Чехов «Умный дворник»
16
Выборочное выразительное чтение. Сопоставление с другими рассказами Чехова. Выявление особенностей юмора в рассказе
Подготовить вопросы по тексту
А.П.Чехов «Дорогая собака»
17
Пересказ с элементами комментария. Характеристика главного героя. Сопоставление с рассказом «Умный дворник»
Сочинение-миниатюра «В чем проявляется "хамелеонство" в рассказах А.П.Чехова?»
Л.Н. Толстой «Метель»
18
презентация
Подробный пересказ. Анализ эпизодов: средства создания образов и характеристики героев Подробный пересказ. Анализ эпизодов: средства создания образов и характеристики героев
Устный ответ на вопрос «Что я узнал о пребывании Толстого на Дону из его рассказа»
А.С.Пушкин «Дон»
Донские страницы русской лирики 19 века.
19
1
презентация
Анализ поэтики стихотворения (роль тропов, ритмика). Выявление поэтической идеи стихотворения. Выразительное чтение
Чтение наизусть
Г.С.Колесников «Сильнее бури»
Пришвинская зоркость донского писателя.
20
2
Беседа по вопросам
«Сильнее бури»
А.А. Коркищенко «Старая лошадь Зина»
21
Выр-ое чтение, составление схемы, беседа по вопросам
Фрагменты повести
Повесть.
Пётр Васильевич Лебеденко « Игнатка»
Сказки донских писателей 20 века.
22
3
презентация
Беседа по вопросам, хар-ка героя. Выразительное чтение, различные виды пересказа. Устное словесное рисование. Сопоставление сказок автора с народными сказками. Рассказывание сказок
Защита читательского дневника
Стр. 130-141
Тема и идея пр-я.
Ю.А.Дьяконов «Восемь волшебных желудей»
23
Комментированное чтение. Краткий и близко к тексту пересказы. Сопоставление _героев произведения
Устный ответ на вопрос «В чем смысл названия сказки?»
П.Г.Аматуни «Королевство Восемью восемь»
24
Анализ ключевых эпизодов. Средства создания образов и характеристики героев
Ролевая игра «Я - герой сказки Аматуни»
А.С. Серафимович « Маленький шахтёр».
Мир детства в литературе Дона 20 века.
25
1
Стр. 212- 225.
М. А. Шолохов « Донские рассказы» ( «Родинка»)
Прошлое донского казачества в литературе первой половины 20 века.
26
3
Презентация
М. А. Шолохов « «Родинка».
М. А. Шолохов « Донские рассказы» ( « Жеребёнок ») ( В сокращении)
27
презентация
Стр. 225-229
М.Шолохов «Федотка»
28
Презентация
Сжатый комментированный, близкий к тексту пересказ. Выразительное чтение по ролям. Выявление авторского отношения к героям
Письменный ответ на вопрос «Чем мне запомнился Федотка?»
Н.А.Суханова «Многоэтажная планета»
Путешествия, приключения, фантастика в литературе Дона.
29
2
Анализ фантастического сюжета. Выборочное выразительное чтение. Выявление гуманистической позиции автора
Беседа по вопросам
Н.А.Суханова «Сказка о Юппи»
30
Пересказ с элементами комментария. Устное словесное рисование. Выявление нравственных проблем сказки Пересказ с элементами комментария. Устное словесное рисование. Выявление нравственных проблем сказки
Развернутый ответ на вопрос: «Чем мне запомнились сказки Сухановой?»
Д. Долинский « Моя любовь - родная Дон-река», Н. Скрёбов « Горжусь тобою, Дон».
Литература второй половины 20 века.
31
4
Чтение наизусть .
А. И. Солженицын « Крохотки» ( «Утёнок», «Костёр и муравьи», « Шарик»)
32
Презентация, аудиозапись
Стр.351-352
А.В. Калинин - писатель, поэт, наш современник. Стихотворения о В.О.войне
33
Презентация
( презентация « Памяти А.В. Калинина посвящается») Стихотворения о В.О.войне
В.А.Закруткин «Подсолнух»
34
Презентация, таблица
Стр.329