Рабочая программа по элективному курсу Литература Дона

Рабочая программа элективного курса «Литература Дона» предназначена для учащихся 5(6) класса Целью  курса является обогащение духовного мира уч-ся путём их приобщения к лучшим образцам  искусства слова Дона и о Доне и на основе творческой деятельности формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви и уважения к нравственным ценностям донской культуры, к лучшим чертам менталитета жителей Донского края, развитие читательской культуры, потребности в чтении худ-ых пр-й Дона и о Доне.  ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно- тематическое планирование элективного курса «Литература Дона » для 6 класса

дата

тема

раздел

Количество часов

Оборудование

Виды деятельности

Требование к результату

Виды контроля

Круг чтения

Теория литературы

Литература Дона и о Доне

Введение.

1.

1

Индивидуальные задания Сопоставление произведений русской и донской литературы

знать названия изученных произведений и их авторов;

  • содержание изученных произведений лит-ры Дона и о Доне, тему, устанавливать последовательность и взаимосвязь событий в произведении, подкреплять правильность ответа на вопросы выборочным чтением;

  • произведения донского фольклора;

- основные факты жизни и творческого пути А. П. Чехова, М.А. Шолохова. А.И. Солженицына, А.В. Калинина;

Многожанровость донского фольклора, быт, нрав, обычай


Мифы Древнего Дона и Приазовья


Мифы Древнего Дона и Приазовья

2

презентация

Мифы о происхождении скифов. Мифы о происхождении Савроматов и др

.Малые жанры фольклора. Пословицы. Поговорки. Загадки. жителей Дона

Донской фольклор

3-4

4

Альбом «Донской фольклор»

Конкурс знатоков пословиц и поговорок, отгадывание загадок, шуточные представления отгадок, Терлатйческий подбор пословиц и поговорок. Анализ изобразительно-выразительных средств, использованных в пословицах и поговорках Тематический подбор загадок. Анализ структуры загадок, их языка. Отгадывание загадок и обоснование отгадки

Составление рассказа по пословице

Стр.6-10 (Выборочное чтение)

Пословицы. Поговорки. Загадки. приём антитезы в пословице, метафора,

Казачьи народные песни.

5

Аудизапись

Чтение, анализ и интерпретация песен. сопоставление казачьей песни с общерусской по тематике, сюжету, худ-ому своеобразию.

Сочинение- миниатюра

Чтение стр.3-4

Песни казачьи народные: исторические, строевые, лирические, герой песни.

Жанры малого фольклора в казачьих играх, развлечениях, обрядах.

6

Использование пословиц, поговорок, загадок, песен в обрядах казаков. Инсценирование свадебного обряда.

уметь:

  • читать осознанно произведения лит-ры Дона и воспринимать худ-ый текст;

  • выделять смысловые части худ-го текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр пр-я региональной лит-ры;

  • выделять тему и формировать идею, проблематику произведения, давать хар-ку героев пр-й Дона

  • приводить примеры произведений фольклорных жанров;

  • высказывать оценочные суждения о прочитанных пр-ях;

  • составлять небольшие рассказы на основе жизненных впечатлений, связанных с родным краем;

  • находить в словаре значения диалектных слов и выражений;

  • владеть различными видами пересказа;

  • составлять письменный отзыв о прочитанных книгах.

Доклад об одном обряде

Обряд.

Сказы. былички, байки Дона

Предания, легенды, былички донского края

7

1

Краткий пересказ сказов, быличек, баек. Анализ языковых особенностей данных жанров

Инсценировка

«Степан Тимофеевич Разин из острога ушел»,

« сом»,

«Колдунья»

Волшебные сказки. «Танюшка и мачеха»

Сказки

8

2

презентация

Выразительное чтение по ролям. Комментированный пересказ

Сказки о животных

« Глупец и жеребец» «Казак и Лиса»

9

презентация

Чтение сказки. Обмен впечатлениями, толкование значения диалектных слов.

Инсценировка сказки

Стр. 15

Сказка. Виды сказок.Сказки о животных.

«Волшебная лампочка», «Орёл и карга»

Сказки казаков-некрасовцев

10

1

аудиозапись

Чтение сказок, сходство и отличие сказок казаков-некрасовцев и русской сказки., анализ и интерпретация сказки. Устное словесное рисование. Выявление роли иллюстраций в раскрытии идеи произведения. Выборочный пересказ.

Подробный пересказ

Стр.30-33.

Основные виды сказок казаков-некрасовцев, язык сказок, герои сказок.

« Бисеринка»

Фольклор и литература

11

1

Донская сказка. Платонов «Волшебное кольцо»

Выразительное чтение сказки, беседа по вопросам, сопоставление донской сказки с сказкой Платонова

Придумать сказку на основе русской народной сказки

Стр.16-19

Сказки жителей Дона различных национальностей

Сказки народов, проживающих на Дону

12

1

Выр. чтение, беседа по вопросам, составление плана.

Выразительное чтение по ролям. Комментированный пересказ Беседа по вопросам

Сказки донских калмыков «Богатырь Хорца», «Сказка об Аббас-Оглу»(сказка донских армян)

Стр.33-38

сказка

А.П. Чехов .Жизнь и творчество.

Рассказ «Каштанка»

Донские страницы русской прозы 19 века

13-14

6

Презентация, карточка

Беседа по вопросам, выступление уч-ся , заочная экскурсия по произвед. Чехова

Составление

А.П.Чехов «Наивный леший»

15

Пересказ с элементами комментария. Анализ идейно-художественного

Сочинение- миниатюра «Смысл названия сказки» Сочинение- миниатюра «Смысл названия сказки»

А.П.Чехов «Умный дворник»

16

Выборочное выразительное чтение. Сопоставление с другими рассказами Чехова. Выявление особенностей юмора в рассказе

Подготовить вопросы по тексту

А.П.Чехов «Дорогая собака»

17

Пересказ с элементами комментария. Характеристика главного героя. Сопоставление с рассказом «Умный дворник»

Сочинение-миниатюра «В чем проявляется "хамелеонство" в рассказах А.П.Чехова?»

Л.Н. Толстой «Метель»

18

презентация

Подробный пересказ. Анализ эпизодов: средства создания образов и характеристики героев Подробный пересказ. Анализ эпизодов: средства создания образов и характеристики героев

Устный ответ на вопрос «Что я узнал о пребывании Толстого на Дону из его рассказа»

А.С.Пушкин «Дон»

Донские страницы русской лирики 19 века.

19

1

презентация

Анализ поэтики стихотворения (роль тропов, ритмика). Выявление поэтической идеи стихотворения. Выразительное чтение

Чтение наизусть

Г.С.Колесников «Сильнее бури»

Пришвинская зоркость донского писателя.

20

2

Беседа по вопросам

«Сильнее бури»

А.А. Коркищенко «Старая лошадь Зина»

21

Выр-ое чтение, составление схемы, беседа по вопросам

Фрагменты повести

Повесть.

Пётр Васильевич Лебеденко « Игнатка»

Сказки донских писателей 20 века.

22

3

презентация

Беседа по вопросам, хар-ка героя. Выразительное чтение, различные виды пересказа. Устное словесное рисование. Сопоставление сказок автора с народными сказками. Рассказывание сказок

Защита читательского дневника

Стр. 130-141

Тема и идея пр-я.

Ю.А.Дьяконов «Восемь волшебных желудей»

23

Комментированное чтение. Краткий и близко к тексту пересказы. Сопоставление _героев произведения

Устный ответ на вопрос «В чем смысл названия сказки?»

П.Г.Аматуни «Королевство Восемью восемь»

24

Анализ ключевых эпизодов. Средства создания образов и характеристики героев

Ролевая игра «Я - герой сказки Аматуни»

А.С. Серафимович « Маленький шахтёр».

Мир детства в литературе Дона 20 века.

25

1


Стр. 212- 225.

М. А. Шолохов « Донские рассказы» ( «Родинка»)

Прошлое донского казачества в литературе первой половины 20 века.

26

3

Презентация

М. А. Шолохов « «Родинка».

М. А. Шолохов « Донские рассказы» ( « Жеребёнок ») ( В сокращении)

27

презентация

Стр. 225-229

М.Шолохов «Федотка»

28

Презентация

Сжатый комментированный, близкий к тексту пересказ. Выразительное чтение по ролям. Выявление авторского отношения к героям

Письменный ответ на вопрос «Чем мне запомнился Федотка?»

Н.А.Суханова «Многоэтажная планета»

Путешествия, приключения, фантастика в литературе Дона.

29

2

Анализ фантастического сюжета. Выборочное выразительное чтение. Выявление гуманистической позиции автора

Беседа по вопросам

Н.А.Суханова «Сказка о Юппи»

30

Пересказ с элементами комментария. Устное словесное рисование. Выявление нравственных проблем сказки Пересказ с элементами комментария. Устное словесное рисование. Выявление нравственных проблем сказки

Развернутый ответ на вопрос: «Чем мне запомнились сказки Сухановой?»

Д. Долинский « Моя любовь - родная Дон-река», Н. Скрёбов « Горжусь тобою, Дон».

Литература второй половины 20 века.

31

4

Чтение наизусть .

А. И. Солженицын « Крохотки» ( «Утёнок», «Костёр и муравьи», « Шарик»)

32

Презентация, аудиозапись

Стр.351-352

А.В. Калинин - писатель, поэт, наш современник. Стихотворения о В.О.войне

33

Презентация

( презентация « Памяти А.В. Калинина посвящается») Стихотворения о В.О.войне

В.А.Закруткин «Подсолнух»

34

Презентация, таблица

Стр.329



© 2010-2022