Статья о русском языке Великий и могучий

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Великий и могучий

«Язык - это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью». А. Куприн.

Некоторые уверены, что ни к чему им всякие языковые тонкости. Поскольку ни словесником, ни писателем они быть не собираются. Однако не следует забывать слова древнего поэта Саади: «Умён ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал». Сказанное слово, как лакмусовая бумажка, сразу покажет уровень культуры. Хорошо, со вкусом одетый человек, заходя в автобус, восклицает: «Ой, местов-то сколь!» - и всё очарование внешнего облика исчезает.

Речевая культура - это составная часть общей культуры человека. Культура речи означает умелое, свободное использование всех средств и выразительных возможностей литературного языка. Обратите внимание: сегодня существует проблема, прежде всего, отсутствия знаний норм литературного языка (как в письменной, так и в устной формах).

Академик Л.В.Щерба в статье «БЕЗГРАМОТНОСТЬ И ЕЕ ПРИЧИНЫ» в свою бытность сокрушался по поводу безграмотности «питомцев нашей школы»: «Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, - значило бы ломиться в открытую дверь ... Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрел совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. Надо откровенно признать, что этот пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания».

А что бы сказал лингвист Щерба, заглянув в наши социальные сети сегодня?! Сплошь и рядом в сети многие общаются, не задумываясь о правописании, лишь бы быстро набрать текст. Поэтому и рождаются подобные диалоги в чатах и форумах:

- раскожите что небуть про математический анализ??

- А, может, про русский язык рассказать?

И разве подобный диалог не подтверждение слов академика Щербы? «Все непривычное - непривычные очертания букв, непривычная орфография слов, непривычные сокращения и т. п. - все это замедляет восприятие, останавливая на себе наше внимание. Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное. Грамотное, стилистически и композиционно правильно построенное заявление на четырех больших страницах можно прочесть в несколько минут. Столько же времени, если не больше, придется разбирать и небольшую, но безграмотную и стилистически беспомощную расписку». И далее Л.В.Щерба утверждает: «Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе…. Если мы не привьем детям грамотности, то мы не создадим общественно полезных работников и не исполним того, чего ожидают от нас жизнь и общество». То есть быть грамотным - это социальная необходимость.

Проверьте себя:

Не забыли ли Вы грамматику?

Неправильно: Правильно

Пирожки с повидлой. Пирожки с повидлом.

Я простынь повесила на верёвку. Я простыню повесила на верёвку.

Жаль, сапогов не достала. Жаль, сапог не достала.

Сколько время? Сколько времени?

Эта юбка длиньше. Эта юбка длиннее.

Правильно ли Вы употребляете слова?

Неправильно Правильно

Кто в очереди крайний? Кто в очереди последний?

Вы сейчас встаёте? Вы сейчас выходите?

Деньги взяла взаимообразно. Деньги взяла заимообразно.

Гостям вручили памятные сувениры. Гостям вручили сувениры.

Справочно - информационный портал gramota.ru создан в июне 2000г. по рекомендации Комиссии «Русский язык в СМИ» Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации. Здесь одним кликом можно проверить правописание, произношение, ударение, узнать значение слова, найти синонимы, антонимы, уточнить грамматические формы.

Преподаватель русского языка и литературы Бембетова С. С.

© 2010-2022