Урок в 5 классе по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет _____Литература

Класс: 5

Дата ___15.10.2015_________________________

Тема урока:_ «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формировать у обучающихся деятельностных способностей к структурированию изучаемого материала, к результатам своего учебного труда;

способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

Образовательная цель: обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение, умение анализировать текст басен.

Формирование УУД:

Личностные действия: Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. 1. Организационный момент (1-2 минуты)





2. Актуализация знаний учащихся


Работа по теме урока.





  1. 3.Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.














4.Поиск решения проблемы.







5.Физкультминутка


6. Включение в систему знаний.


.



8.



7.Работа с учебником.







8.Работа в группах.



9. Рефлексия.



10.Домашнее задание.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

- Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку.

- Повернитесь, пожалуйста, друг к другу и улыбнитесь.

- Ребята, я тоже очень рада вас видеть, видеть ваши улыбки, ваши глаза и, самое главное, ваше желание учиться.

- Садитесь, пожалуйста. (3 группы: выбор старшего)

Сегодня мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Готовы?

- Помните: все в наших руках! (слайд №2)

Проверка индивидуальной работы.

Слово учителя.

Крылов Иван Андреевич (1769 - 1844).

С целью создания представления о внешнем облике баснописца ребятам демонстрируется портрет И.А. Крылова.

Когда произносят «дедушка Крылов», сразу перед глазами возникает тучный старик с седыми волосами. Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. Но возвращается, уже будучи профессиональным литератором, к жанру басни гораздо позднее. Он писал стихи, пьесы, переводил басни. Однажды Крылов решил показать свои переводы известному баснописцу Ивану Ивановичу Дмитриеву, который пришёл в восторг от басен, он понял, что в этом призвание Крылова. «Это ваш род, вы нашли его», сказал Дмитриев и отправил басни в журнал, где они и были напечатаны в 1806 году.

Через несколько лет, в 1809 году, вышла первая книга Крылова. В ней было 23 басни.

Когда Крылова спросили, почему он избрал такой род стихотворений, он сказал: «Ведь звери мои за меня говорят».

Говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в баснях Крылова - лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо». Язык басен лёгкий, простой, запоминаются они хорошо.

И. А. Крылов очень популярен, потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле. Он написал более 200 басен. Их успех у читателей объясняется тем, что баснописец представил в своих произведениях русскую жизнь во всех её противоречиях с народной точки зрения, живым народным языком нарисовал яркие сцены, в которых вскрыл социальные противоречия, обратился к вечным нравственным проблемам.

Итак, что же такое басня?

Знакомство с терминами. (слайд № 2)

Работа с определением басни и составление опорного конспекта. (слайд № 3)

Прослушивание актёрского чтения басни «Волк на псарне».

На доску вешается портрет Михаила Илларионовича Кутузова (1745-1813), русского полководца, генерал-фельдмаршала (1812) и Наполеона I Бонапарта.

Цель: дать представление о персонаже, с которым связан иносказательный смысл басни.

В июле 1812 года Наполеон со своим войском напал на Россию. Все жители поднялись на защиту своей Родины. Вместе со всеми переживал тревогу за судьбу своего Отечества и Крылов.

Отгремел Бородинский бой. В деревне Фили Кутузов созвал военный совет, на котором решено было временно оставить столицу, чтобы сохранить армию от потерь. Вместе с ней уходили и московские жители. Город горел. Наполеон, сидя в горящей Москве, понял, что ему грозит гибель; он стал просить мира, но вместо переговоров Кутузов дал его войскам сражение при Тарутине. А Крылов написал по этому поводу свою знаменитую басню «Волк на псарне», которая начиналась так:

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Вся Россия узнала в этом волке Наполеона.

Переписав басню, Крылов отправил её Кутузову в действующую армию. Фельдмаршал прочёл крыловскую басню окружавшим его офицерам и солдатам. Произнеся: «Ты сер, а я, приятель, сед», Кутузов сдёрнул шапку со своей седой головы, и громкое «ура» было ответом полководцу и приветствием поэту.

Чтение басни учащимися вслух.

Словарная работа:

ловчий - главный псарь, ведавший всей псовой охотой.

На доску вешается иллюстрация к басне «Волк на псарне».

Цель: формирование умения анализировать текст басни на основе сопоставления словесного и графического образов.

Анализ содержания по вопросам, предложенным в учебнике:

1)Перечитайте басню. Какие слова передают возникший на псарне переполох? Проследите за поведением Волка и объясните причину его лицемерной речи.

2)Почему прав был Ловчий, не пожалев Волка?

3)Как вы думаете, почему Крылов подарил эту басню Кутузову?



О каком известном баснописце мы сегодня говорили?

Какие басни И.А. Крылова вы знаете?

Назовите основные особенности басни.

Что вам понравилось на уроке?

Выставление и комментирование оценок

Выразительное чтение басни «Волк на псарне», анализ басни.



Подготовка к работе на занятии: приветствие, быстрое включение в деловой ритм





Выразительное чтение басен Крылова, изученных в начальной школе.





Отвечают на вопросы







Применяют полученные знания при выполнении заданий

Защита мини-проектов.

А теперь рассмотрите лежащие перед вами карточки с заданием: выразительно прочти произведение и определи, является ли оно басней? Почему?

С. Погореловский «Трудное положение»

В тревоге и смятении

Встречает сына мать:

Ну, что по поведению?

Да троечка опять!

Ах, что за наказание?

А чем я виноват?

Домашнее задание

Писал мне старший брат,

Ты делала сложение,

Делил и множил дед.

Но хуже с поведением:

Помощников-то нет!

А. Измайлов «Лестница»

Стояла лестница однажды у стены.

Хотя ступени все между собой равны,

Но верхняя ступень пред нижними гордилась.

Шёл мимо человек, на лестницу взглянул Схватил, перевернул - И верхняя ступень внизу уж очутилась. Так человек иной уж на высоте стоит, Гордится, и глядишь: как раз слетит. Возьмём в пример Наполеона: Как сатана с небес, так он слетел со трона.

Цель: научить отличать басню от ранее изученных жанров.

Учащиеся читают вслух данные произведения и отвечают на вопросы. (Первое произведение не является басней, потому что отсутствует аллегория, нет морали. Второе произведение басня, потому что есть все признаки басни.)



В чём иносказательный смысл басни А. Измайлова «Лестница»? (Не надо слишком зазнаваться, оказавшись в высоком положении: оно может быть не вечным.)



Выполняют предложенную разминку.


Далее учащиеся читают басню вслух и отвечают на вопросы.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные умение регулировать свои действия,

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание


Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные умение регулировать свои действия,

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание


Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций.



Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.




© 2010-2022