• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Урок История создания, смысл названия, особенности жанра и сюжета поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души. Урок Художественные особенности романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Урок История создания, смысл названия, особенности жанра и сюжета поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души. Урок Художественные особенности романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 9 классе.

Тема. История создания, жанровое своеобразие, смысл названия, особенности сюжета поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» (1 глава).

Оформление урока: стенд с наглядным материалом (портрет Н. В. Гоголя, обложка 1 тома поэмы, нарисованная писателем и т. д.), запись на доске темы и эпиграфа, книжная выставка использованной детьми литературы (книги писателя, «Божественная комедия» Данте, словари, энциклопедия «Мифы народов мира»), картина А. Иванова «Явление Христа народу».

Тип урока: урок - семинар.

Семинар - урок для старшеклассников. Рекомендуется проводить с 9 класса. Школа готовит учащихся к самостоятельной деятельности и в вузе, и на производстве. Семинар предполагает значительно большую самостоятельность, чем на обычном уроке. Здесь предъявляются результаты достаточно продолжительной, трудной и творческой работы, выполненной дома. К уроку -семинару готовятся все учащиеся, но каждый находит свою долю участия. Здесь широко применяются как фронтальные, так и индивидуальные, и групповые задания. Главная цель уроков -семинаров - формирование умения самостоятельно трудиться, искать решение проблемы, всесторонне раскрывая свои личные качества. Существует 3 типа семинаров:

  1. Развернутые выступления учеников по заранее поставленным вопросам и обсуждение как самих вопросов, так и выступлений,

  2. Обсуждение рефератов или докладов учащихся,

  3. Диспут.

Структура семинара: вступительное слово учителя, где ставятся проблемы, которые надо решить на уроке. Главная часть урока - обсуждение проблем. Затем заключительное слово учителя, где следуют выводы, а также важнейшие достижения учеников, оценка работы каждого.

От учителя требуется серьезная предварительная подготовка: продумать форму участия каждого ученика, подготовить вопросы, провести консультации и т. п. , а также больше педагогического мастерства при ведении урока.

При разумном проведении семинарская форма занятий открывает многообразные пути для вовлечения школьников в духовные искания, для организации деятельности каждого с учетом индивидуальных свойств , для создания атмосферы творческого общения в коллективе, для роста личности.

Цели урока:

Обучающая: усвоение информации о замысле поэмы «Мертвые души» и его осуществлении, о жанровом своеобразии, о двуплановости, многомерности гоголевского слова ;

Развивающая: формирование умения полноценного восприятия художественного произведения, умения работать с книгой, справочной литературой, словарями, энциклопедиями, умения строить монологическое высказывание, участвовать в обсуждении проблемы.

Воспитывающая: формирование представления о Гоголе не только как о сатирике, но и как о религиозном писателе.

Организация подготовительной работы:

  1. Подготовить сведения об истории создания поэмы, жанровом своеобразии, смысле названия.

Замысел - см. в учебнике литературы, а также в педвузовском учебнике «История русской литературы 19 в.» с. 412 -413.

Жанр - см. в «Энциклопедическом словаре юного литературоведа» («Поэма»)

Смысл названия - см. в «Энциклопедическом словаре юного филолога» («Н. В. Гоголь. Язык его произведений») или в словаре В. И. Даля.

  1. Из энциклопедии «Мифы народов мира» выписать главное из следующих статей:

Лестница, муха, колесо, Масленица, Павел, рыба. Оформить записи на альбомных листах, чтобы составить «словарь мифологического подтекста к поэме «Мертвые души».

К другим урокам подготовить статьи петух, яйцо, окно, медведь и др.

  1. Перечитать 1 главу поэмы. Составить ее план.

  2. Подумать над вопросами:

- Какая тема заявлена в названии произведения? (Тема смерти.)

- Как она связана с биографией писателя? (С 1825 г., когда Гоголь потерял отца, мысли о смерти уже не оставляют его.)

- Герой гоголевской поэмы. Кто он? О чем говорит его имя? (Павел - от пауль - малый, маленький. Тип маленького человека, но, в отличие от Акакия Акакиевича тип маленького в духовном плане человека.)

Эпиграфы к уроку:

1. «Как всякое глубокое создание, «Мертвые души» не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих, читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не виданное произведение». (В. Г. Белинский)

2. «…содержания, закрытого в деталях, не видишь сперва…не приняв во внимание особенности гоголевского сюжета выглядеть двойным, будешь глядеть в книгу, а видеть фигу». (А. Белый).

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы приступаем к изучению произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души». Это главная книга писателя, над которой он работал 17 лет, до последних дней своей жизни. Зачем автор написал эту книгу, в чем смысл ее названия, какова жанровая природа произведения- на эти вопросы попытаемся найти ответы и подобрать ключи к тексту, почувствовать многомерность, двуплановость слова Гоголя.

Итак, история создания поэмы «Мертвые души».

Выступления учащихся : Это произведение Н. В. Гоголь писал 17 лет. Сюжет подарен А. С. Пушкиным в 1835 г. Сначала Гоголь хотел показать в произведении «хотя с одного боку всю Русь». Потом замысел разрастается, и в 1836 г. он уже пишет: «Вся Русь явится в нем!» Сюжет о покупке мертвых душ оказался счастливым. Согласно ему, герой мог путешествовать по всей стране, а автор мог изобразить и столицу, и провинцию, и помещиков, и народ, и чиновничество. Огромный жизненный материал оказался в поле зрения Автора.

Гоголь задумал монументальное (гигантское, величественное, грандиозное) произведение в 3 -х томах, великую «национальную поэму», стремясь показать не только современную Россию, но и заглянуть в ее завтрашний день, раскрыть положительные начала русской жизни, указать путь к спасению. В 1837 г. умирает Пушкин, и завершить работу над поэмой Гоголь считает своим долгом. Труд над «Мертвыми душами» Гоголь рассматривал как человеческий и гражданский подвиг.

В пору работы над «Мертвыми душами» Гоголь проявлял живой интерес к «Божественной комедии» Данте, которая состояла из 3 -х частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Гоголь задумал 3 тома, которые бы соответствовали бы 3 -м частям дантовской книги. 1 том, таким образом, - ад, 2 том задумывался как чистилище, 3 том - рай. В 1 томе писатель хотел показать современную Русь, показать ее «с одного боку», ее низкую, достойную сатирического осмеяния природу. Во 2 и 3 томах предполагалось показать духовное возрождение Чичикова и Плюшкина, изобразить Россию не только в горести, но и в радости. Таким образом, Гоголь хотел изобразить падение, очищение и возрождение Чичикова. Именно 1 тому суждено было стать величайшим произведением Гоголя и обессмертить его имя.

План:

  1. Сюжет подсказан Пушкиным.

  2. Изменение замысла.

  3. Грандиозность замысла.

Можно предложить вопросы:

  1. Кем подарен сюжет поэмы.

  2. Сколько лет работал Гоголь над произведением.

  3. Где находился в это время писатель.

  4. Какое известие потрясло Гоголя за границей.

  5. Чем был замечателен сюжет поэмы.

  6. Сколько лет было Гоголю, когда вышел в свет 1 том «Мертвых душ».

- Расскажите о жанровом своеобразии произведения.

От первоначального определения «роман» Гоголь отказался. Он остро ощущает непохожесть вещи на выработанные прозаические жанры: «вещь, над которой… тружусь теперь…не похожа ни на повесть, ни на роман» (1836 г.). гоголь остановился на жанре поэтическом, стихотворном - «поэма».

Рассмотрим обложку книги. Рисунок Гоголя. Разнородные предметы: домики с колодезным журавлем, бутылки с рюмками, поднос с рыбой, множество черепов в завитках и над всем- стремительно несущаяся тройка. Крупно - поэма. Символика рыбы: рыба - один из символов Христа.

Поэма - жанр лиро- эпический. От эпоса - развернутый сюжет, широкий круг явлений, множество персонажей. От лирики - интенсивность авторской линии, так называемые лирические отступления. Автор не только повествователь, но и действующее лицо произведения, дающее свою оценку персонажей.

Есть и другое определение произведения - роман - путешествие.

План:

  1. Колебания в определении жанра.

  2. Символика обложки, нарисованной Гоголем.

  3. Эпическое и лирическое в поэме.

- Смысл названия поэмы.

Смысл названия поэмы - ключ ко всей поэме. В названии заявлена тема смерти. Название противоречиво, двойственно. Один смысл мерцает сквозь другой. Слово «душа» имеет два смысла: рабочая единица в крепостной России, товар, который скупает Чичиков, и высшая степень духовности, то, что делает человека человеком. «Мертвые души» - мертвые крестьяне и духовно мертвые помещики. Значит, писателя волновали темы жизни и смерти. Что есть настоящая жизнь? А смерть? Вопросы религиозные.

Судя по названию, ключевыми словами в произведении являются слова душа, мертвый - живой, жизнь - смерть. В словаре Даля одно из значений слова «мертвый» - «человек невозрожденный, недуховный, плотский или чувственный»

- Сюжет поэмы «Мертвые души». (Работа с классом). Обратимся к эпиграфам. А. Белый говорил про «особенность гоголевского сюжета выглядеть двойным».

- Что такое сюжет? (Ход событий в произведении, событийная основа произведения).

- Итак, двойной сюжет. Как название поэмы двуплановое, многомерное, один смысл мерцает сквозь другой, так и текст поэмы двойной, можно читать поэму по -разному. В этом Гоголь шел за Данте.

«Чичиков приезжает в губернский город» - один сюжет.

«Чичиков спускается в ад, в преисподнюю, совершает путешествие в царство мертвых» - другой, скрытый сюжет.

- Как зовут главного героя? (Павел Иванович Чичиков )

Павел - от лат. Паулюс - малый, маленький. Апостол язычников, 13 апостол Христа, спускался в ад. Сначала был грешником, гонителем христиан, потом сделался учеником Христа.

- Итак, действие происходит в аду. Будем внимательны. Обратим внимание на обильные детали, указывающие на то, что действие происходит в преисподней:

«ниспосланный Богом покой» - как переплетаются сатира, усмешка по поводу сомнительных удобств в уездной гостинице и намек на загробный мир; «покойная комната с тараканами», «молчаливый и спокойный человек» (сосед)

«темно - красные кирпичики гостиницы», «самовар из красной меди и лицо, такое же красное, как самовар с черною, как смоль, бородою», «ларчик красного дерева», закопченный потолок, копченая люстра - все это признаки ада.

Нос Чичикова звучал как труба - намек на судный день.

Спускаясь с лестницы, половой прочел имя постояльца. Лестница - это символ. (Сообщение по энциклопедии). Спуск по лестнице - 1) путешествие в ад, 2) мотив падения нравственного, духовного, потому что Чичиков хочет нажиться на самом страшном- на смерти.

- Каких героев поместил в ад Гоголь? (Чиновники.) Все они грешники.

-Чем заняты чиновники на балу у губернатора? (



Литература:

  1. В. Воропаев. «Дело, взятое из души…» Поэма Гоголя «Мертвые души»: история замысла и его осуществление. «Литература в школе» 1998 г. № 4, 5.

  2. Е. Ю. Полтавец. «Мертвые души»: опыт комментированного чтения» «Литература в школе». 1998 г. № 2, 3, 4.

  3. Энциклопедический словарь юного филолога. Статья «Гоголь Н. В. Язык его произведений»

  4. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Статья «Поэма»

  5. Учебник для педвузов. История русской литературы 19 в. 1800 - 1830 гг. Под ред. Аношкиной. М. Просвещение, 1989 г. с. 412 - 413.

  6. Энциклопедия «Мифы народов мира». Т 1, 2.

  7. Активные формы преподавания литературы. Лекции и семинары на уроках в старших классах. М. Просвещение, 1991 г. статья «Урок - семинар по литературе» с. 115.





Урок литературы в 10 классе.

«Художественные особенности романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели урока:

Образовательная: совершенствование анализа художественного произведения, выявление авторской позиции, определение художественной роли детали;

Развивающая: совершенствование монологической речи учащихся, развитие общедидактического умения сравнивать, сопоставлять;

Воспитательная: воспитание любви к слову, воспитание гуманизма.

Оформление урока: стенд о Достоевском, выставка книг, журналов, пособий о Достоевском.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

- «Преступление и наказание» - едва ли не самое совершенное произведение Достоевского. Совершенное по способам воплощения авторского замысла. Богатое идейное содержание заключено в совершенную художественную форму.

Понять авторскую мысль, заключенную в произведении - значит, понять идею произведения. Идея - это вершина всего анализа. Определить ее сложно сразу. Мы идем к ее постижению постепенно, шаг за шагом.

Обратим внимание на схему:

Герой

Система образов (группировка персонажей)

Конфликт

Идея

  1. Беседа.

- В центре любого большого произведения всегда стоит … человек.

- Какой человек мог стать героем романа Достоевского? Кратко охарактеризуем героя романа «Преступление и наказание».

( Герой, околдованный идеей. Она владеет всем его существом. Герой, для которого самое главное - мысль разрешить, поэтому не важно, во что одет, как живет. Герой, способный мыслить самостоятельно. Человек идеи. Любой ли герой может быть человеком идеи? Нет, только тот, кто ищет горних исканий. Человек незавершенный, лишенный социальной устойчивости. Герой, начисто освобожденный от быта. У него нет дома, нет семьи. Только такого человека могла охватить идея - страсть.)

Краткий пересказ сути идеи Р. Раскольникова.

- Правильная ли эта идея, жизненная ли? Чтобы ответить на этот вопрос, Достоевский сталкивает героя с другими персонажами, заставляет вступить с ними в диалог. Вспомним наиболее значимые диалоги, встречи Раскольникова с другими персонажами.

(Раскольников и Соня.

Раскольников и Порфирий Петрович.

Раскольников и Свидригайлов с Лужиным.)

- Эти диалоги, превращающиеся в столкновения, и есть система образов. Система образов - сопоставление героев - является важнейшим средством выражения авторской мысли, которая в художественном произведении прямо не высказывается. Система образов - одна из сторон композиции, а в композиции, как известно, раскрывается идея произведения. Значит, чтобы понять идею произведения, надо понять систему образов этого произведения. Сопоставляя, сравнивая, мы решаем, кто прав, чья жизнь полнее, кому отдает предпочтение автор.

- В этих столкновениях находит свое выражение конфликт произведения. Что такое конфликт?

(Конфликт - столкновение, борьба, противоборство. Конфликты бывают семейные, общественные, политические, внутри человека. В конфликте находит выражение борьба нового со старым, прогрессивного с реакционным. ).

- Рассмотрим схемы:

Лужин, Свидригайлов------------------Раскольников-----------------Соня

Лужин и Свидригайлов воплощают темное, злобное начало в душе Раскольникова. Соня, наоборот, - это светлое начало в душе героя, а он был способен к добру и великодушию, как мы уже говорили на прошлых уроках. Почему же Раскольников посередине? Какой конфликт здесь воплощен? (Конфликт между сердцем и разумом, внутренний конфликт)

Кроме того, здесь, в этой схеме воплощен и социальный конфликт - богатые и бедные, «сильные мира сего» и «униженные и оскорбленные».

- Наконец, мы подошли к определению идеи произведения. Идея раскрывается в композиции. Как построил свое произведение Достоевский? Почему отводится такое большое место наказанию? В каком смысле употреблены слова, вынесенные в название книги? (Не только в юридическом смысле. Писатель изображает нравственное наказание, муки совести)

Заметим, что в названии антитеза (противопоставление) по типу «Война и мир», «Отцы и дети» и др.

- Обратим внимание на роль детали в романе.

(Деталь - выразительная подробность в произведении.)

  1. «говорящие» имена, фамилии:

Родион Романович Раскольников, главный герой романа - фамилия от слова «раскол», с прозрачным значением - раскол в душе героя;

Родион - розы покупающий;

Соня, Софья - мудрость;

Мармеладова - намек на «сладкую» жизнь;

Катерина - вечно чистая;

Лужин Петр Петрович - камень в квадрате, намек на каменное сердце, бессердечие, расчет.

Лужин, Свидригайлов - само звучание фамилий омерзительное (Лужин - лживость)

Наконец, Порфирий Петрович - судья. Порфира - багряный, плащ у царя был порфироносный (намек на высокое общественное положение).

  1. Числовая символика: 7, 30 употребляются чаще всего. Почему?

Примеры: Соня принесла Катерине Ивановне 30 целковых, вынесла Мармеладову 30 копеек, Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за 30 тысяч сребреников.

(Мотив предательства: Иуда предал Христа за 30 сребреников)

7 - число святости, сумма 3 и 4. 3 - воплощение Бога. 4 - человек. 7 лет во сне Раскольникову, в 7 часов совершает преступление, в 7 ч. покаялся.

  1. Мотив лестницы. Самые первые строки романа - как Раскольников вышел из своей каморки и побрел по улице, а жил он в 5 - этажном доме под самою кровлею (мотив падения, греха), потом он встречает Мармеладова в распивочной, в которую вела лестница вниз. Преступление совершается на 4 этаже. Самые острые, напряженные моменты жизни Раскольникова передаются через движение вверх по лестнице (явка к квартальному и чувство животной радости, что вызвали по другому поводу, второй приход на квартиру и решение «все кончить» , но смерть Мармеладова и опять могучее желание жить и др.)

  2. Обилие желтого цвета в романе, основной «цвет» романа.

Примеры: Каморка Раскольникова оклеена «грязными желтыми обоями»; в полицейской конторе, где он падает в обморок, ему подают «желтый стакан, наполненный желтой водою»; «желтое» лицо у Мармеладова; Соня живет по «желтому» билету.

- Скажем о жанровом своеобразии романа. Давалось множество определений: полифонический, диалогический и др. полифонизм - многоголосие. Героем полифонического романа может быть человек незавершенный, человек идеи, герой - идеолог, для которого главное - мысль разрешить. В свободном диалоге с другими решаются главные вопросы: кто прав, как жить.

Домашнее задание

Литература:

  1. С. В. Белов. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий.

  2. Журнал «Литература в школе» №2 - 2005 г.№5 - 1994 №5 - 2001 №3 - 1999

  3. Приложение к газете «Первое сентября» № 44 - 1997 г №15 - 1997 № 4 - 1996





Анализ стихотворения А. А. Фета «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…»(1859 г.)

План анализа стихотворения А. Фета:

  1. История создания стихотворения. Главные темы и образы фетовской лирики.

  2. Тема стихотворения (два плана).

  3. Композиция стихотворения.

Ключевой образ стихотворения.

Краткое содержание каждой строфы.

  1. Сюжет стихотворения.

  2. Изобразительно - выразительные средства.

  3. Символика стихотворения.

  4. Идея стихотворения.

  5. Импрессионизм поэзии А. Фета.

Стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…» было написано в 1859 г. Конец 50 -х гг. знаменует своеобразный «уход» Фета от поэзии. Он оставляет военную службу, так и не добившись вожделенного возвращения потомственного дворянства, выходит в отставку, поселяется в Москве (1858 г.), пишет стихи, статьи, а в 1860 г. покупает землю в Орловской губернии, строит дом и становится помещиком.

Природа, любовь, творчество - вот главные темы и образы фетовской лирики. Что может увидеть поэт в вечном противоборстве ночи и дня, холода и тепла, жизни и смерти? На эти важные, трудные, но очень интересные вопросы мы получим ответ, когда прочувствуем одну из лучших лирических «мелодий» Фета «Ярким солнцем…».

Какова тема стихотворения? Это произведение пейзажной лирики. Поэт рисует сложный мир природы: описывает лес, яркие краски ночного костра, побуждающие лирического героя размышлять о себе, о своих ощущениях. Но стихи эти - не только о природе. У стихотворения есть и второй смысловой план.



© 2010-2022