Технологическая карта урока Морфологический разбор существительного

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта изучения темы



Тема

Морфологический разбор имени существительного.

Цели

Образовательные: 1. Создать условия для обобщения и систематизации знаний об имени существительном, повторить ранее изученный материал; установить порядок морфологического разбора; научить выполнять морфологический разбор существительного.

2. Развивать критическое мышление, умение систематизировать, анализировать материал, делать выводы; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся, работать в парах и индивидуально.

3. Воспитывать интерес к учебному предмету, творческую активность, желание самостоятельной деятельности на уроке с целью получения новых знаний и их применения.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, культуру ведения диспута.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД: мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно воспринимать предложение учителя по устранению допущенных ошибок.

- Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; задавать вопросы, обращаться за помощью, строить монологическое высказывание, слушать собеседника.

- Познавательные УУД: выделять и формулировать познавательную цель, использовать знаково-символические средства ( в том числе и схемы) для решения задач; обработка, анализ информации, построение рассуждения, обобщение.

Планируемый результат

Предметные:

Знать порядок морфологического разбора имени существительного.

Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного.

Личностные: удовлетворенность от работы на уроке, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные: : выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, формулировать и удерживать учебную задачу, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Основные понятия

Начальная форма, род, число, падеж, склонение, одушевленность-неодушевленность, собственное-нарицательное, синтаксическая роль

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Информационный, учебник.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа



Технология проведения

Игровая технология

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов



УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: организация учебной деятельности, стимуляция интереса к теме урока.

Отгадывают загадку;

Записывают число;

Оставляют пустую строчку для записи темы,

Записывают под диктовку учителя словарный диктант,

Проверяют вслух по цепочке словарный диктант.

Организует деятельность учащихся

Уточняет тематические рамки.

Игра: отгадай загадку;

Словарный диктант «Оранжерея звездочета» (правописание корней -рос-, -раст-; о и ё в корнях слов после шипящих).

Объяснить, какую букву вставили, на какое правило написание.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач;

Познавательные общеучебные: знаково-символическое моделирование.

Технология развития критического мышления, ИКТ


II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели: обобщение ранее изученного то теме «Имя существительное», подготовка к восприятию нового материала.

Отвечают на вопросы, вписывают морфологические признаки существительного в кластер;

Записывают тему урока.

Определяют учебную задачу.



Учитель ставит новые задачи так, чтобы дети сами сформулировали тему урока и учебную задачу.


1. Работа с понятиями, заполнение кластера:

- Что объединяет все эти слова?

- Что такое имя существительное?

- Какими признаками обладает имя существительное?

2. Систематизировать все названные признаки (постоянные и непостоянные признаки).

3. Сформулировать и записать тему урока.

4. Ответить на вопросы учителя:

- Что мы должны сегодня узнать?

- Чему должны научиться?

Познавательные УУД:

использование схемы-кластера для решения задачи, анализ информации.

Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание.

Регулятивные УУД: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, формулировать и удерживать учебную задачу, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Технология дебатов, ИКТ


III. Изучение нового

(10 мин)

Цели: получение новых знаний.


  1. Внимательно следить за ответами других, быть готовым сформулировать свою точку зрения.

  2. Самостоятельная работа.

Заполняют таблицу.



  1. Самостоятельная проверка.



  1. Записывают порядок разбора в словарь.



  1. Самостоятельно знакомятся с теоретическим материалом и образцом разбора.

Учитель регулирует деятельность учащихся и ход урока, оказывает консультативную помощь учащимся.

  1. Дебаты учащихся: чем отличаются друг от друга постоянные и непостоянные признаки имени существительного? Есть ли между ними разница?

2. Из предложения выписать существительные и распределите их морфологические признаки по столбикам: постоянные и непостоянные признаки. Указать синтаксическую роль существительного в предложении.

3 Сравните свои ответы и правильные.

- Кто справился с работой?

- Кто ошибся? В чем?

- Объясните, почему нужно было сделать по-другому?

4. Установление порядка морфологического разбора

5. Работа с учебником.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, слушать собеседника, вести диалог.

Познавательные УУД:

Обработка информации, использовать общие приемы решения задач, анализ информации, смысловое чтение.

Регулятивные: знаково-символические УУД

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном



Познавательные УУД : смысловое чтение.

IV. Закрепление нового (15 мин)

Цель: закрепить полученные теоретические знания на практике.

1 Записывают предложение, разбирают синтаксически (один ученик проговаривает вслух)

2. Выполняют морфологический разбор существительного (1 желающий у доски)

Контролирует правильность выполнения задания


Физкультминутка

1. Произведите синтаксический разбор предложения: Большая Медведица - яркое созвездие на северном небе.

2. Выписать существительное « (на) небе» и разобрать морфологически.

Познавательные УУД: Обработка информации, использовать общие приемы решения задач, анализ информации.

Коммуникативные УУД: построение монологического высказывания на лингвистическую тему.

V. Контролирующее задание (12 мин)

Цель: - проверить умение проводить морфологический разбор существительного.

.

1. Выполняют морфологический разбор существительного самостоятельно.

2. Проверяют.



Контролирует правильность выполнения задания



Морфологический разбор существительного.

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Личностные УУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели: целостно обобщить полученную информацию

Беседа с учителем.

Внимательно слушает высказывания учеников, помогает направить ход рефлексии к осознанию важности морфологического разбора для любой части речи.

Отвечают на вопрос учителя:

1. Поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу изученной темы.

2. Как вы считаете, для чего нужно изучать морфологический разбор существительного?

Коммуникативные УУД: итоговый контроль по результату.

Регулятивные УУД: ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем

.Личностные УУД: мотивация учебной деятельности; самооценка на основе успешности учебной деятельности.

Домашнее задание

Составить небольшой текст о звездах и сделать морфологический разбор 2-3 существительных.



© 2010-2022