Открытый урок по русскому языку на тему Антонимы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку на тему АнтонимыХод урока.

  1. Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой.

  2. Проверка домашнего задания.

Что было задано на дом? На дом было задано прочитать и пересказать тест «Птицы- символы», упражнение 9; а) Устная проверка упражнения 9,

Один ученик перескажет текст «Птицы- символы».

Работа с разноуровневыми заданиями. Раздача карточек

3.уровень: 1. Какие слова называются синонимами?

2.Какие слова называются омонимами? 3.Подберите синонимы к словам: враг_....., большой-….,

4. Сделать синтаксический разбор и разбор по членам предложения: «Наша Родина гордится своими чемпионами».

5. Сделать фонетический разбор слова «Родина».

3. уровень.

1.Какие слова называются антонимами?

2.Что такое лексика?

3.Какие слова называются однозначными?

4.Сделать разбор по составу слова «делает». 5. Синтаксический разбор предложения и разбор по членам предложения. « Добрый человек всегда делает добро».

2. уровень: 1.Какие слова называются многозначными?

2.Подберите синонимы к слову « дорога».

3.Какие слова называются синонимами?

2. уровень:

1.Что ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ?

2.Какие слова называются антонимами? Примеры:….

3.Подберите антоним к слову «открыть».

4.Какие слова называются синонимами?

1 уровень:

Подберите антонимы. длинный-…., громкий-….,

Короткий-…, пришла-…, громкий-…,

1 уровень:

Подберите антонимы.

Грустный-…, молодой-…, громко-…,

Мало-…., вверх-..,. враг-…,

Б) Ученики производят разбор по членам предложения. (на доске) 1) Наша Родина гордится своими чемпионами. 2) Добрый человек всегда делает добро.

Здесь же фонетический разбор слова: Родина , делает;

В) Терминологический диктант .1 слайд, в котором нужно доказать нужное слово.

Наука, изучающая словарный состав языка, называется….(лексикология)

Словарный состав языка называется….(лексика)

То. что обозначает слово называется …(лексическое значение)

Слово, имеющее одно лексическое значение называется…( однозначное)

Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)

Очень близкие по значению слова называются…(синонимы).

По написанию и произношению одинаковые, но по значению разные слова называются…(омонимы)

Г) Найди слово, которое употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях, подчеркни слово. 2 слайд.

А) каменное сердце, строить мост.

Б) жар солнца, каменное здание

В) золотое слово, строить планы

Д) 3 слайд. Определите омонимы.

.На каких полях не сеют и не пашут? ( Поля тетради и поля земли)

Из какого крана нельзя напиться? (Кран строительный и кран водопроводный)

Ж) 4 слайд. НАЙДИТЕ СИНОНИМЫ.

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна…

И знакомая страна

Вот уж издали видна…

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

3.Обобщение пройденного материала.

Ребята, мы с вами побывали в замечательной стране, которой называется Лексикой . Мы были в городе Омонимов и Синонимов.

В этой стране ещё есть интересный город. Сейчас мы должны отгадать кроссворд и узнаем какой это город.

Учитель зачитывает пословицы, а ученики заканчивают их, общаясь .


с

п

а

т

ь

о

т

к

л

и

к

н

е

т

с

я


т

о

н

е

т


с

л

а

д

о

к



о

д

н

о

г

о

б

е

р

е

г

и



м

а

ч

е

х

а

с

с

о

р

ы



1.Кто хочет много знать, тому надо мало ….(спать)

2.Как аукнется , так и …(откликнется )

3. Правда в огне не горит и в воде не … (тонет).

4. Корень учения горек , да плод его…(сладок)

5. Один за всех и все за…( одного)

6. Нет друга - ищи, а нашёл…(береги).

7. Родная сторона- мать, а чужая-…(мачеха).

8. Худой мир лучше доброй …(ссоры).

Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали « Антонимы».

4. Продолжение темы:

Запишите тему сегодняшнего урока « Антонимические пары».

Слово учителя: Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах , близких по значению , но разных по звучанию и написанию словах.. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В русском языке есть и такие слова. Которые имеют противоположное значение-это (анти- против, онима- имя).( Эти слова запишите в словарные тетради) Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам , находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями. Употребление антонимов, как и синонимов , делает речь более яркой, богатой, выразительной. Но необходимо помнить, что антонимические пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны.

5.Работа с таблицей.

Например: здоровый - больной, высокий- низкий. Радость- горе. Антонимы- это обязательно слова одной и той же части речи. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо. доска, мел, дом.

6.Работа со словарём «Антонимов».

Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым , орфографическим, орфоэпическим, словарём синонимов и др.

Существует и словарь антонимов.

Ученица рассказывает о словаре антонимов.»Словарь синонимов» М.Р.Львова. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре.

Добрый- злой

Добрый- относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.

Злой- исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы.

7. Закрепление материала.

А) Работа с учебником. Чтение правила. «Антонимы составляют антонимические пары. В антонимические пары входят слова одной части речи.»

А) Существительные: жара-холод; б) прилагательные; мягкий- жёсткий; В) глаголы; встречать-провожать; наречия; богато- бедно;

Выполнение упражнения №1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте части слова, в которых они пропущены. Составьте с выделенными словами антонимические пары.

Пр..шёл дождь. Небо было в т…жёлых туч…х. Ш…рокий двор был п…крыт синими лужами. Разбухшие лиловые ветки т…полей трепались весело и бойко. С юга между разорванными туч…ми появился осл…пительный лазурный кл…чок неба.

Б) Прочитайте слова о русском языке и найдите антонимы.

Язык. Устный и письменный, литературный- разговорный, свой- чужой, знакомый- незнакомый,

правдивый- лицемерный, мёртвый- живой, -- и все это язык, объединяющий- разъединяющий людей.

В) Игра «Наоборот». А теперь сыграем в игру « Наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь (низко).

Скажу я слово далеко,

Ты возразишь мне…(близко).

Скажу я слово потерял,

А ты кричи скорей…(нашёл).

Скажу слово трус,

Ты гордо скажешь я (храбрец)

Теперь начало я скажу,

А ты ответишь: нет…(конец).

г) Посмотрите на рисунок, на котором изображены картины, и постарайтесь подобрать как можно больше пар антонимических слов.

Открытый урок по русскому языку на тему Антонимы

Открытый урок по русскому языку на тему Антонимы

Открытый урок по русскому языку на тему Антонимы

Открытый урок по русскому языку на тему Антонимыд) Ребята, если внимательно присмотреться к тому, что нас окружает , то можно найти много антонимов. Например: Вот белая бумага- антоним (чёрная ) бумага.; открыть окно- (закрыть) окно; осень-весна; день- ночь; вечер- утро; правая рука- левая рука; сидеть- встать; вперёд- назад;

Большой класс- маленький класс; чистый- грязный; новая книга- старая книга;

ж) А теперь мы поработаем с вами в группах. (Ребята садятся по группам) Каждая группа получает задание. Выполняются задания в тетрадях.

Задание первой группе: Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:

Добрый друг-….(злой враг) Тёплый день-………(холодная ночь);

Хорошее начало-…( плохой конец); Полезный труд-……(вредное безделье);

Утренний уход-…(вечерний приход); Последнее поражение- …первая победа)

__________________________________________________________________

Задание 2 группе: К словам левой колонки подберите антонимы из правой.

Близкий- злой

Честь холодный

Редкий незнакомый

Правдивый новый

Узкий молчать

Известный дальний

Говорить ложный

Активный густой

Старый бесчестие

Горячий широкий

Добрый пассивный

___________________________________________________________________

Задание третьей группе: Найдите из словаря «Антонимов» , антоним к слову «ласковый».

Задание первой группе: Запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова.

Посеешь - пожнешь. Свет - тьма.

Трудно - легко. Меньше - больше.

Задание второй группе: Заполните таблицу, подобрав синонимы и антонимы к данным словам.


Синонимы

Антонимы

Горе

Друг

Холод

Грусть

Работа

Говорить

Старый



Задание третьей группе: Определите антонимы в пословицах:

1 . Ученье свет - неученье - тьма.

2. Через поле и лесок подаётся голосок .

Он бежит по проводам-

Скажешь здесь, а слышно там.

Работа с текстами:1. Озаглавьте тексты.

1.Сегодня холодный пасмурный день. 2. Сегодня тёплый солнечный день Стоит ненастная погода. Стоит прекрасная погода. Сеет мелкий осенний дождь. Дует слабый ветерок. Небо

Дует резкий ветер. Небо мутное, чистое, высокое. Под ногами низкое. Под ногами грязь. сухо. Весёлая пора. Скучная, унылая пора.

Проверка заданий.

Рефлексия.

Что нового узнали? Понравилась ли эта тема? О каком словаре мы узнали?

Комментирование оценок.

Домашнее задание. Антонимы и антонимические пары. Написать рассказ на тему « Золотая осень», используя антонимов в предложении.





Тема урока: Употребление существительных в родительном падеже. Их роль в предложении.

Цели урока: 1.продолжить работу по формированию у учащихся понятия об особенностях склонения существительных в родительном числе.

2.развивать у учащихся умение определять число и падеж имен существительных, определять их синтаксическую роль в предложении.

3.воспитывать интерес к происхождению слова

Тип урока: комбинированный

Оборудование: опорная схема, сборник диктантов



Тема урока: Употребление существительных в родительном падеже.

Цели урока: 1.Продолжить работу по формированию у учащихся понятия об особенностях склонения существительных в родительном падеже.
2.Развивать у учащихся умение определять число и падеж имен существительных, определять их синтаксическую роль в предложении.

-самостоятельно определять свои знания-незнания по изучаемой теме;

-работать в парах;

-сравнивать, анализировать, формировать вопросы;

-систематизировать материал в кластер.

3.Воспитывать любовь к природе.

Задача: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме «Дополнение».

Тип урока: Изучение нового материала.

Применяемая технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; прием мозгового штурма; »инсерт»; составление кластера.

Оборудование: карточки, слайды,

Ход урока

1.Организационный момент. Приветствие.

2. Постановка цели урока.

Ребята, сегодня мы продолжаем изучать тему «Дополнение», но сегодняшняя тема называется » Употребление существительных в родительном падеже». Сегодня на уроке будем говорить на какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже и каким членом предложения являются эти существительные. Я вам дала задание исследовать вопрос «Каким членом предложения ещё является существительное в родительном падеже ?»

Ответы учащихся…………………
III. Проверка домашнего задания.

  1. Групповая работа по карточкам.

Задание 1 группе: Допишите окончания, обозначьте падеж.

Поём о Родин…, играю на гитар.., мечтаю об отдых…, доехали до деревн…; расположились на полян…, гуляли в рощ…, боялись метел…, отдыхали на дач…, говорили об учител…, думали о дом…, скучали о воспител… .

Задание 2 группе: Синтаксический разбор предложения:» В 2014 году 7 февраля в городе Сочи открылась зимняя олимпиада».

Задание 3 группе: Найдите в предложении дополнения, скажите чем они выражены? Вдруг к нему подошла одноклассница Таня. Мой брат занимается спортом. Мы любим свою Родину. Однажды о нём написали в газете.

  1. Составление кластеров на доске. 1 группа:»Подлежащее» 2 группа: «Сказуемое».3 группа: «Дополнение».

Фронтальный опрос:

  1. Группы задают друг другу вопросы:

А) Что такое подлежащее?

Б) Чем выражаются подлежащие?

В) Что такое сказуемое ?

Г) Чем выражаются сказуемые?

Д) Что такое дополнение?

Е) Чем выражаются дополнения?

  1. Обобщение пройденного материала. Главный член предложения . Второстепенный член предложения . Дополнение.

  2. Физминутка.

Посмеёмся вместе. Инсценировка: «На уроке».



  1. Стадия : Вызова:

Вам было задано исследовать « Ещё каким членом предложения может быть существительное в родительном падеже»?

Ответы учеников……

  1. Стадия осмысления.

  2. Информация : Ученикам раздаются сообщение о дополнении. Ученики по группам готовятся и на доске объясняют эти сообщения.

1. Дополнение- второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Например: ………….

2. Дополнение, как и подлежащее, обычно бывают выражены существительными и местоимениями в косвенных падежах.

Например:……………

3. В словосочетаниях типа тетрадь ученика, сочинение ученицы существительное в родительном падеже отвечает на вопросы чей? чья? чьё? чьи?

Чья это книга?---Это книга брата.

Чей это альбом?-Это альбом сестры.

В этих примерах существительные в родительном падеже являются определением.

знали

хотели знать

узнали

Дополнение- второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы:кого?чего?кому?чему?кого?что?кем?чем?о ком? очём?

Ещё каким членом предложения является существительное в родительном падеже? На какие вопросы отвечают?

В словосочетаниях типа тетрадь ученика, сочинение ученицы существительные в родительном падеже отвечают на вопросы чей?чья?чьё?чьи?В этих примерах существительные в родительном падеже являются определением


9. Актуализация знаний. Работа по тексту.» Добрый ли я человек?»

Чтение учащимися текста и пересказ его.

Слайд №1. Упражнение 3, в странице 156.

В выделенных словосочетаниях поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Выпишите, подчёркивая определение.

Ребята , скажите что такое словосочетание?

Ответы учащихся……………………………..

  1. Я читаю книгу друга.2) Блокнот сестры лежит на столе. 3) Я взял тетрадь товарища.4) Я выполнил просьбу брата. 5) Сообщение юнната было интересным. 6) Заметка юнкора всем понравилась.7) Мы выучили стихотворение А.С.Пушкина.8) Мне подарили книгу Абая.

Слайд №2. Вместо точек допишите существительные в именительном падеже.

…(чей?) бабушки … (чей?) отца

… (чья?) брата … (чья?) Наташи … (чьи?) сестры ….(чьё?) ученика

Слова для справок: авторучка, платок, лента, сочинение, карандаши, свитер.

10.Выполнение упражнения 7. Стр. 157.

Представьте себе, что вы рассматриваете фотографии, на которых изображены Нурсултан Назарбаев, Абай Кунанбаев, Александр Сергеевич Пушкин, Ганс Христиан Андерсен. Как вы ответили на вопросы:

  1. Чья это фотография?

  2. Кто эти люди по профессии?

  3. Чем они занимаются?

  1. Это фотография Нурсултана Назарбаева. Он Президент Республики Казахстан. 2. Это фотография Абая Кунанбаева. Он великий казахский поэт. Абай Кунанбаев написал очень много стихотворений для нас.3. Это фотография Александра Сергеевича Пушкина. Он великий поэт русского народа. Он написал очень много сказок для детей. 4. Это фотография Ганса Христиана Андерсена. Он великий сказочник.

Ганс Христиан Андерсен написал сказки для детей.

В этих предложениях существительные в родительном падеже являются определением. Они отвечают на вопросы чья? фотография.

11.Вывод: Существительные в родительном падеже в словосочетаниях типа фотография отца, книга друга, слова писателя, красота природы являются определением.

12. Тест-блеф.

1. Дополнение- это главный член предложения?

2. Вопросы: Кем? Чем?- вопросы дополнения?

3. Дополнение выражается глаголом?

4. Дополнение выражается именем существительным в косвенных падежах?

5. В словосочетаниях типа книга друга, ручка сестры существительные в родительном падеже являются дополнения?

6. Вопросы: Куда? Где? Это вопросы дополнения?

Ответы теста:

1)нет; 2)да; 3)нет; 4) да; 5) нет; 6)нет:

Теперь, оцените работу своих товарищей.

  1. Рефлексия.

Итак, Сегодня какую тему прошли?

Что мы знали с 5 класса?

Что мы узнали сегодня?

Что вы запомнили?

Комментирование оценок.

13.Домашнее задание. Упражнения 8,9 Употребление существительных в родительном падеже.









ОСШ №72



на тему: «Употребление существительных в родительном падеже».

Учительница: Дарманова Г.А.





  1. Задание 2 группе: Синтаксический разбор предложения: » В 2014 году 7 февраля в городе Сочи открылась зимняя олимпиада».



_______________________________________________________________

Задание 3 группе: Найдите в предложении дополнения, скажите чем они выражены?

Вдруг к нему подошла одноклассница Таня. Мой брат занимается спортом. Мы любим свою Родину. Однажды о нём написали в газете.

_____________________________________________________________

Групповая работа по карточкам.

Задание 1 группе: Допишите окончания, обозначьте падеж.

Поём о Родин…, играю на гитар.., мечтаю об отдых…, доехали до деревн…; расположились на полян…, гуляли в рощ…, боялись метел…, отдыхали на дач…, говорили об учител…, думали о дом…, скучали о воспител… .



1. Дополнение- второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Например: ………….

2. Дополнение, как и подлежащее, обычно бывают выражены существительными и местоимениями в косвенных падежах.

Например:……………

3. В словосочетаниях типа тетрадь ученика, сочинение ученицы существительное в родительном падеже отвечает на вопросы чей? чья? чьё? чьи?

Чья это книга?---Это книга брата.

Чей это альбом?-Это альбом сестры.

В этих примерах существительные в родительном падеже являются определением.



© 2010-2022