Урок по русскому языку на тему Имя существительное. Закрепление

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Имя существительное". Урок-путешествие в 5-м классе

Цели урока:

  • повторить основные темы, изученные в разделе "Имя существительное";

  • проверить основные знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения темы "Имя существительное";

  • формировать умение анализировать и обобщать знания по теме;

  • воспитывать любовь к родному языку, русской литературе.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Сегодня мы отправимся в путешествие по городу «Имя существительное». Нам предстоит побывать на разных станциях. Что нужно делать, чтобы идти в правильное направление и не заблудится? Как же называется заранее намеченный путь следования?( МАРШРУТ, маршрутные листы) А чтобы вовремя мы отправились в путь, необходимо выполнить различные задания. Сели ровно, открыли тетради, приготовились к путешествию. Доброго пути!

3. Станция Историческая

Слайд «Грамматика владеет даже королями». Мольер

Сообщение ученика. Грамматика - наука о строе языка. Наука эта древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. Своё название грамматика получила от греческого слова gramma - «буква».

Слайд

Первым российским пособием по грамоте был букварь, изданный во Львове в 1574 году Иваном Фёдоровым.
Первую научную грамматику русского языка создал Михаил Ломоносов в 1755 году.

Учитель. Ребята, зачем нужно изучать грамматику?
Послушайте отрывок из стихотворения про горе-грамотея.

Знакомьтесь. Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор».

«Дилектор входит в кабинет…»

«Закрой магазин на обед…»

«Хозяйка моет стаканы…»

«Секёт свёклу…»

«Пекёт блины…»

И до меня дошёл черёд:

Портфель он «портфелем» зовёт.

Но мне не зря «родную речь»

Судьбой заверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут Петя.

- Петя! - несётся со двора, -

- Тебе домой идти пора!

- Не трогай малыша, Петя,

Ведь ты большой, а он дитя!

«Петя» обижен на ребят:

- Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

(Ю. Тимянский)

Расставить ударения в словах, заранее написанных на доске

Магазин, стаканы, свёкла, портфель.

- Надеюсь, что среди вас нет такого Пети. Вы любите и с удовольствием изучаете русский язык.

Вспомните правило и запишите пропущенные буквы после Ц

Ц...плёнок в ц...рке выступал,
Играл он на ц...мбалах,
На мотоц...кле разъезжал,
И ц...фры знал немало.
Он из ц...линдра доставал
Морковь и огурц...
И только одного не знал,
Где И, а где же Ы?

4. Станция Теоретическая

Слайд

Верите ли вы, что...

Блиц-опрос.

  • Дайте определение имени существительного.

  • Назовите грамматические признаки имени существительного.

  • Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Учитель. Теоретическую часть вы знаете отлично. Продолжаем путешествие.

5. Станция Практическая

В стране Существительное жили два брата: имя нарицательное и имя собственное. Заспорили братья о том, кого с какой буквы писать.

Мы сейчас разрешим их спор, рассудим.

Спишите с доски предложения, вспомните написание собственных имен существительных.

Мне выписали журнал (М, м) урзилка. Любимая газета папы (С, с)аши Аргументы и факты. Сказка (В,в)асилиса Прекрасная - волшебная.

І вариант - собственные и нарицательные, ІІ вариант - одушевленные и неодушевленные

Дом, собака, Мурка, снег, небо, Астана, береза, воробей, ночь, Дружок, Даукара, цветок, пчела, сосна, стол, крыша, змея, мечта, свет, Марат.

Слайд

1) Составить пословицу. (На партах листочки с заданием: слова какой части речи даны в пословицах? Назвать грамматические признаки имени существительного). Озвучивание выполненной работы:

Учеба и труд к победам ведут.
Ученье - свет, неученье - тьма.


2) Распределить имена существительные в три столбика: мужской, женский, средний род.

Женский род запомню я
И скажу: «Она - моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он - мой».
Средний род - оно, мое!
Это правило твое!


Слайд

Город, ощущение, рельс, молодёжь, впечатление, картофель, мышь, тётя, парта, солнце, путь, полотенце, движение, вещь, рюкзак, цветок, столица, площадь, умывание.

1 ряд - мужской род

2 ряд - женский род

3 ряд - средний род

Физминутка

3) Это задание не вызвало особых затруднений. Но есть такие имена существительные, род которых определить трудно. Составить словосочетания
сущ. + прилаг.

Слайды

Рояль (м.р), вестибюль(м.р), фойе ср.р), кофе (м.р), простыня (ж.р), тюль (м.р).

4) Определить склонение имен существительных. Торт, спорт, окно, дерево, мать, дочь, печь, дядя, конь, парта, весло, конфета, мысль, кружка, поселение, веселье.

Слайд

Существительные в единственном числе нужно изменить на множественное. И наоборот.

Утенок, кот, мышонок, тополь, щенок, рот, пень, зеркало, радио, сосед.

Цыплята, стулья, края, поленья, сны, поросята, перья, жеребята, ножницы, дни, звенья.

5) Назовите существительные, которые употребляются только во множественном числе.

Слайды

Предмет для резания бумаги - ножницы.
Орудие труда - грабли.
Название инструмента - тиски.
Средство для поднятия теста - дрожжи.
Детская игра - городки, салки, прятки.
24 часа - сутки.

6) Мама попросила сходить в магазин и купить продукты, названия которых - имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Возьмите корзинки. Вы отправляетесь в два отдела: кондитерский и молочный. Запишите названия покупаемых продуктов. Кто сумеет купить больше за отведённое время? (Дети записывают: молоко, кефир, сметана, брынза, творог, масло, маргарин… Пастила, зефир, шоколад, мармелад, халва…)

Слайды

6. Станция Сообразительная

Ребусы

Слайды

7. Станция Весёлая

Слайд

- Какое предложение является правильным?

Слайд

У рыбей нет зубей.
У рыбов нет зубов.
У рыб нет зуб.

10. Рефлексия

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Вы прекрасно усвоили тему «Имя существительное», показали хорошие знания. Поднимите карточку со смайликом, отражающим ваше настроение во время урока.
Итоги урока, выставление оценок.

11. Станция Домашнее задание

Слайд





© 2010-2022