Обобщающий урок по теме «Причастие». 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок по теме «Причастие». 7 класс

Аветисян Анжела Рафиковна, учитель армянского языка, русского языка и литературы


Разделы: Русский язык

Цели урока:

  • систематизировать знания о причастии;

  • проверить знания, умения и навыки по теме «Причастие»;

  • развивать умение учащихся в игровой манере работать с научным материалом;

  • формировать умения находить причастия и определять их грамматические признаки;

  • формировать интерес к предмету.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина. Таблицы (опорные схемы по теме «причастие»).

Ход урока

I. Оргмомент.

Объявление темы и целей урока. Установка, в какой форме будет организована работа на уроке.

Учитель. На уроке мы вспомним грамматические признаки причастия, орфограммы и пунктограммы, которые обязаны знать, чтобы грамотно говорить и писать, уметь находить причастия в текстах.

Эпиграф на доске.

Они служат к сокращению

человеческого слова, заключая в себе

имени и глагола силу.

М.В. Ломоносов.

II. - А. С. Пушкин писал о выразительной краткости причастий:

« Причастия вообще… обыкновенно избегают в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метёт, заменяя выразительную краткость причастий вялым оборотом».

Так что же такое причастие, если ему уделяли внимание такие гении России, люди, обладающие высшей творческой способностью?

2. Опрос учащихся с последующим заданием в форме модулей.

  • Какие бывают причастия?

  • Какие причастия называют действительными и страдательными?

  • Какие суффиксы у действительных причастий настоящего и прошедшего времени?

  • Какие суффиксы у страдательных причастий настоящего и прошедшего времени?

  • Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени?

  • Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?

III. Прослушивание сочинения на лингвистическую тему « Причастие - особая форма глагола».

- Каким стилем речи написано сочинение?

- Что помогло научные сведения преподнести в художественном стиле?

( изобразительное средство - олицетворения, а что это такое?)

IV. Работа у доски 3-х учащихся (по карточкам)

а) Переконструировать предложение, заменив подчиненные предложения причастным оборотом.

В поэме «Медный всадник», которую написал А.С.Пушкин, рассказывается о Российском государстве, которое олицетворял образ Петра I.

б) Образовать причастия:

н.в. пер.

ловить - ловящий, ловивший, ловимый

сов. в.непер.

распрощаться - распрощавшийся

несов. пер.

покупать - покупающий, покупавший, покупаемый

сов. в. непер.

выпустить - выпустивший, выпущенный

Вопрос: Сколько полных причастий можно образовать от одного глагола максимально-(3)

минимально-(1)

в) Расставить знаки препинания.

Ученик, читающий произведения А. С. Пушкина, получает наслаждение и вдохновение, на « чувства добрые» и высокое деяние».

вдохновение - творческий подъем; прилив творческих сил.

деяние - действие, поступок.

Всем учащимся у доски задают дополнительные вопросы ученики.

V. Пока уч-ся пишут по карточкам у доски, класс работает над комментированным письмом.

А) Письменная работа учащихся.

Комментированное письмо.

-НЕ- с причастиями

Произведение не окончено; никем не нарушенная тишина; калитка не закрыта; непогасший костёр; ни с кем не простившийся товарищ; вовсе не решенная задача, не написанное вовремя сочинение, невыученные уроки.

Сочинение на лингвистическую тему «НЕ в причастиях»

Б) Продолжение комментированного письма.

Вязаный шарф, пальто связано, развязанный шнурок, вязанный спицами свитер, невязаная кофта.

В) Записать предложения. Определить части речи и объяснить написание -н- и -нн-

Все мои друзья достаточно образованы (образованные - грамотные, знающие)

В школе образованы различные кружки (образовались)

Наше внимание сосредоточено на чтении поэмы А.С.Пушкина « Бахчисарайский фонтан» (сосредоточено = сосредоточилось)

Лица детей были серьёзны и сосредоточены

(серьёзные и сосредоточенные)

(внимательные)

VI. Инсценирование сказки. «Причастный оборот». Приложение №1

VII. Подведение итогов работы.

Учитель: Все повторили, вспомнили, а теперь послушайте отрывки из стихотворений А. С. Пушкина и найдите в них причастия.

Друзья мои! Прекрасен наш союз!

Он как душа, неразделим и вечен,

Неколебим, свободен и беспечен.

(«19 октября» посвящено дружбе лицеистов в Царскосельском лицее, в котором так счастлив был Пушкин, и всем этим очень дорожил).

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые ворота

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия заботы

Теснят твою всечасно грудь.

(Отрывок из стихотворения «Няне»)

Учитель: К сегодняшнему уроку вы должны были выписать из произведений А. С. Пушкина отрывки с причастными оборотами и причастиями. Давайте послушаем.

«И.И. Пущину»

Мой первый друг, мой друг бесценный

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный

Печальным снегом занесённый,

Твой колокольчик огласил.

«Ангар»

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, знаем раскаленной,

Ангар, как грозный часовой,

Стоит - один во всей вселенной.

«Узник»

Сижу за решёткой в темнице сырой,

Вскормленный в неволе орёл молодой

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном.

«Зимнее утро»

Вся комната янтарным блеском озарена

Веселым треском трещит затопленная печь.

«Медный всадник»

И лес, неведомый лучам в тумане спрятанного солнца

Кругом шумел

И думал он

Отсель грозить мы будем неведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

VIII. Объяснительный проверочный диктант.

Имя Пушкина входит в наше сознание в самом раннем детстве. Впервые услышанные и прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок. Стихи Пушкина написаны естественно и живо. Иногда это старинные придания, порой стихи посвященные сосланным друзьям или описание осенней природы. Его поэзия проникнута глубокой верой в человека. Никогда не зарастёт народная тропа к памятнику великого русского поэта, воспитывающего своими стихами «чувства добрые».

IX. Итоги урока.

Мы повторили сведения о причастии, хорошо усвоили материал и можем переходить к другой теме, т.е. отправляться в путешествие в страну «Деепричастие».

  1. Оценки за урок.

  2. Домашнее задание. Подготовьте друг для друга карточки с заданием на любое правило по теме «Причастие» с использованием сказок, художественных произведений, фантазии.






Приложение №1

«Сказка о причастном обороте»


Вообще-то родители не отпускали своих детей разгуливать по предложениям, пока они не достигнут совершеннолетия. Это было опасно, потому, что по предложениям рыскали туда-сюда хищные, жадные запятые, готовые в любой момент обособить каждого зазевавшегося или неопытного путника. Но тут как раз акселерация началась, когда дети вырастили и становились больше своих родителей, а на Причастии это особенно ясно видно было. Смешно же родителей слушаться, когда сам выше их вымахал! К сожалению, на умственные способности акселерация положительного влияния не оказывала, так что однажды ночью, когда все спали, Причастие тихонько выбралась из дому, и направилось в предложение. Интересное свойство у детей: им обязательно надо сделать то, что запрещено! Кто знает, может быть, если бы Причастие не предупреждали много раз, ему бы и в голову не пришло идти по этой дороге!

Идет Причастие, раздумывает про себя: «Буду я там каких-то запятых бояться! Это я-то! Унаследовавшее от отца, глагола, самые лучшие его свойства: совершенный и несовершенный вид, настоящее и прошедшее время! И от мамы перенявшее все ее достоинства! Я согласуюсь с существительными в роде, числе и падеже, обозначаю признак, в предложении выступаю в роли определения! Даже взрослые вынуждены были признать мои необычайные свойства! Мне ли кого-то бояться!»

А запятые между тем раскинули по всей стране шпионскую сеть, и появление Причастия не осталось незамеченным. Через некоторое время к нему подбежали зависимые слова и говорят:

- Причастие, а Причастие! Возьми нас с собой в предложение! Мы от тебя всегда зависеть будем, будем отвечать на вопросы, которые ты нам задашь!

-Да зачем вы мне нужны!

- А мы с тобой оборот образуем!

- Какой ещё оборот?

-Причастный оборот, который будет состоять из причастия и зависимых слов!

Ну, много ли ребенку надо! Стоило его именем оборот назвать, и сердце его растаяло!

- А, ладно! Зависимое слово не запятая же! Пойдем вместе!

Идут они дальше, а навстречу им определяемое слово.

- Куда это вы путь держите?

- В предложение.

-Как хорошо, что я вас повстречалось!

-Почему это?

- Кто же вас пустит в предложение без определяемого слова! Ведь ты, Причастие, обозначаешь признак предмета по действию? А если предмета нет, что ты будешь обозначать? Тебе нужно слово, называющее предмет, то есть определяемое слово, которое ты будешь определять.

- А что, правда, без тебя не пустят в предложение?

- Истинная, правда! Я никогда не вру!

Бедный доверчивый ребёнок! Он привык во всем верить взрослым, которые раньше его никогда не обманывали! Поэтому Причастие сказало:

- Ну ладно! Определяемое слово не запятая! Пойдем вместе!

Только в предложении, когда на Причастие налетели две злобные, беспощадные запятые, оно поняло, в какую ловушку попало! Хотело, было, причастие отшвырнуть запятые прочь, да определяемое слово схватило его с одной стороны, зависимое с другой, запятые и влезли! И обособили причастный оборот с двух сторон! Так с тех пор причастный оборот и выделяется запятыми. Разве что зависимое слово, куда по делам убежит, в магазин там или в парикмахерскую, тогда причастный оборот запятым спуску не дает, близко не подпускает. А еще бывает, определяемому слову надоест караулить Причастие и оно с другой стороны зайдет, с зависимым словом поболтать, шпионские дела свои обсудить. Тогда запятые убегают в испуге прочь.

А все могло быть иначе, если бы Причастие больше прислушивалось к советам старших и поменьше задирало нос.


© 2010-2022