Сценарий праздника Наум, наведи меня на ум

Данная разработка - это сценарий к празднику русского языка. Мероприятие предназначено для учащихся 5-7 классов. 14 декабря - день Наума Грамотника, покровителя детей-учеников.Этот день отмечали как праздник посвящения в ученики.Цель мероприятия воспитывать любовь к родному слову, традициям и истории нашей страны; формировать творческую активность учащихся.Учащиеся побывают в древнерусской школе. Игровые формы позволят проявить им свою смекалку и эрудицию.Приглашённые на праздник первоклассники ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий праздника «Наум- Грамотник».

Цели:

- воспитывать любовь к родному слову, традициям и истории нашей Родины.

- расширить, углубить запас знаний школьников по русскому языку

- сформировать творческую активность учащихся

Место проведения: актовый зал

Ученик. Мы с Наумом пришли,

Грамотея привели.

Долго мы его искали,

Наконец нашли.

Будем мы играть,

Чтоб разумней стать.

Очень будем мы стараться,

Все получим "пять"!

Вед.14 декабря (по старому стилю - 1 декабря), после сбора урожая и завершения приготовлений к зиме отдавали в учение отроков.

Этот день назывался днём святого Наума - одного из ветхозаветных пророков. На Руси он считался покровителем знаний и учения.

Неудивительно, что с именем пророка Наума был связан целый набор русских поговорок:

(на доске)

«Пришел Наум - пора браться за ум»

«Пророк Наум наставляет на ум».

«Батюшка Наум, наведи меня на ум»

«Один пророк Наум наводит на ум»

«Пророк Наум наставит на ум»

«Пророк Наум и худой разум на ум наведет»

«Наум наведет на ум»

Наум: Здравствуйте, ребята. Узнали меня? Да, я дедушка Наум Грамотник. Долгий путь проделал, у многих ребят побывал. С давних времён путешествую. Помню, в старину: Отцы семейства приглашали учителя, чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и плётку. Сначала ученик получал 3 символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Мать, по обычаю, в это время причитала по своим детям. Крестьяне считали, что «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Корень учения горек, да плод сладок».

Вед. Сейчас мы с вами узнаем, как всё происходило в стародавние времена. В русской деревне все происходило так: отец семейства договаривался с приходским дьяком. На день Наума все семейство отправлялось с утра в церковь, где после обедни служился особый молебен, после чего испрашивали благословение на обучение отрока. Потом учитель являлся в дом родителей, где его встречали с почетом. Тут держа за руку отец подводил своего сына и передавал его дьяку с просьбами научить его грамоте, а за леность учить побоями. Рядом с дьяком отец клал плётку. Обучение могло быть довольно суровым для нерадивого ученика (не на пустом месте возникла поговорка: «в Наумов день «аз, буки» - бери указку в руки, «фита, ижица» - плетка ближится»). Поэтому матери обычно причитали по детям, отправлявшимся учиться, и выпекали в этот день для детей лепёшки в виде монет, веря, что они принесут счастье и удачу. Учителя благодарили за труд, угощали и одаривали подарками.


Отроку давали узорчатую костяную указку, которой водили по строкам азбуки. В прописях и азбуковниках 17 века приводилась краткая молитва к пророку Науму о помощи в учении:

«Святой Наум, наставь моего отрока на ум!

Возьми его под свою руку,

Прогони от него лень да скуку,

На ученье его благослови.

Старанья пробуди, память укрепи»

В 18 веке даже пекли особые пряничные азбуки, по которым дети учились грамоте.

Вед. А давайте сейчас мы с вами отправимся в древнерусскую школу.

Сценка "В древнерусской школе"

1 мальчик: Куда это мы попали?

2 мальчик: Куда хотели, туда и попали - в древнерусскую школ. Вот смотри: стол, лавка, книги. А вон в углу розги!

1. Ой, мама!

2. О, вон пацан идёт. Хелло , чувак!

Ваня: Ванюша я.

1. Саня.

Ваня: Чужеземцы! И одежда чужая, и речь непонятная!

2. Сам ты, блин, чужеземец. Мы наши, славяне, короче.

Ваня: А почему одежда неподобна? И речь непонятна?

1. Мы издалека приехали. Хотим посмотреть, чему вас в школе учат.

Ваня: А чему? Грамоте да счёту. Я азбуку всю знаю, да ещё и складывать да вычитать.

2. А можно к вам на урок пойти?

Ваня: Если отец дьяк позволит.

Дьяк: А вы чьи будете? В ученье книжное явились? А рядиться мне с кем?

1. А зачем рядиться?

2. Договариваться значит.

Дьяк: Что? Дерзить мне? Супротив учителя слово молвить?

1. Простите меня.

Дьяк: То-то, чада.(Даёт книгу) Склады разумеешь? Читай!

2. (ЧИТАЕТ)

Дьяк: Как ты скоро читаешь! Насмехаться пришёл? Собачий сын! Изыди вон! (Хватает за ухо и выпроваживает вон)

НАУМ: Что, чада, понравилось вам в древнерусской школе?

2. Смеётесь?

1. Кошмар! Это у них учитель называется! Чуть что - драться!

НАУМ: А ну-ка расскажите мне, а как вы учитесь?

НАУМ: А вы ещё на своих учителей обижаетесь! Балуетесь, не слушаете. А если бы они вам вместо двойки розгу? Розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. За непослушание ставили и на колени на горох. В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети боялись плохо себя вести.

1. Ой, не надо, не надо! Я теперь лучше всех учиться буду!

2. Зато мы всем ребятам такое расскажем!

В старину учились дети -

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

7.А да Б - как Аз и Буки,

В как Веди, Г - Глаголь,

И учитель для «науки»

По субботам их порол.

8.Вот какой чудной вначале

Наша грамота была.

Вот каким пером писали -

Из гусиного крыла.

9. Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»,

Очиняли им перо,

Если не было остро.

10.Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

11.Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Вед. А хотите, чтоб в ученье у вас всё получалось, тогда повторяйте за мной:

«Наум, Наум наведи меня на ум».

Сценарий праздника Наум, наведи меня на ум

Вед. Ну теперь, я думаю, вы готовы показать свои знания?

Вот перед нами древо знания. На каждой его ветке есть задание. По листочку мы снимаем и задание читаем.

Вот вам первое задание.

  • Что легче: килограмм соли или килограмм ваты?

  • Три да три телёнка, сколько всего будет ног?

  • Летели три страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось?

  • Черепаха Тортилла живёт на третьем этаже дома. Когда она идёт на улицу, то с этажа на этаж спускается по лестнице полчаса. Сколько времени тратит бедное животное, чтобы спуститься вниз?

Ответы

  • Равны

  • Сколько телёнка ни три, всё равно у него 4 ноги.

  • Страусы не умеют летать.

  • Бедное животное будет спускаться один час.

Вед. Ну вот мы и проверили как вы знаете арифметику.

Продолжим, отроки мои. Богато народное творчество на пословицы. В них заключена мудрость народа. Проверим знаете ли вы пословицы.

Я говорю начало пословиц, а вам надо их продолжить.

  • Слово - не воробей, вылетит - …….

  • Готовь сани летом, а телегу - ……

  • Труд человека кормит, а лень - ……

  • Друзья познаются в …..

  • Каждый кулик своё болото …..

Любишь кататься, люби и……………

Вед. Следующее задание «Зарядка для ума». Это небольшие шуточные загадки.

  • Слезинка с неба

  • (капля)

  • Подружка лягушки

  • (жаба)

  • По ней чертят в школе

  • (линейка)

  • Без него бы все люди ходили бы в мятой одежде

  • (утюг)

  • Чем мы держим разные предметы?

  • (пальцами)

  • Он похож на зайца

(кролик)

  • Мама твоей мамы

  • (бабушка)

  • Ночное светило

  • (луна)

  • На чём путешествовала лягушка-путешественница

  • (на прутике)

  • Враг мышей

  • (кот)

  • Самая близкая к нам звезда

  • (солнце)

  • Зловредная сказочная баба

  • (баба Яга)

  • Игра «Какое слово моложе»

  • Расставьте слова в том порядке, в котором они появились в речи человека. Корабль, атомоход, пароход, парусник.

  • Дискета, рукопись, книга, береста.

Вед. Буквы вижу я. Да они бедные из слов убежали да потерялись. Давайте им поможем вернуться в слова.

мабуга -...

традеть -

лёзок - ...

кута

Вед. Вот вам слово «грамотей». А составьте из букв этого слова другие слова. (том, гром, герой, март, атом, море, тема, гора)

Вед. В старину, когда заканчивался раздел ученья, мама варила кашу, складывала её в горшочек, ученик приносил и отдавал учителю. Кашу ставили на стол и все ученики каждый своей ложкой по очереди ели, а после этого они назывались однокашниками.

Вот и мы потрудились сегодня - и нам горшочек каши. Теперь вы- однокашники. (Дети едят кашу.)

Дети исполняют песню.

Если грамоте учен,

То всегда ты весел,

И в запасе много есть

Развеселых песен.

Припев: Будешь грамоте учиться,

Всегда в жизни пригодится.

Много добрых светлых дум

Дарит грамотей Наум.

2.Если грамоте учен,

В жизни много знаешь,

И всегда своим друзьям

В жизни помогаешь.

Припев:

( Ведущая идет за кругом и ударяет слегка каждого по спине со словами: «Чтоб здоровенький был и учился хорошо»)

Вот вас и посвятили в ученики, вы теперь однокашники. Идите и хорошо учитесь!


© 2010-2022