- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сценарий праздника Наум, наведи меня на ум
Сценарий праздника Наум, наведи меня на ум
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дикерт Е.Ю. |
Дата | 28.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Сценарий праздника «Наум- Грамотник».
Цели:
- воспитывать любовь к родному слову, традициям и истории нашей Родины.
- расширить, углубить запас знаний школьников по русскому языку
- сформировать творческую активность учащихся
Место проведения: актовый зал
Ученик. Мы с Наумом пришли,
Грамотея привели.
Долго мы его искали,
Наконец нашли.
Будем мы играть,
Чтоб разумней стать.
Очень будем мы стараться,
Все получим "пять"!
Вед.14 декабря (по старому стилю - 1 декабря), после сбора урожая и завершения приготовлений к зиме отдавали в учение отроков.
Этот день назывался днём святого Наума - одного из ветхозаветных пророков. На Руси он считался покровителем знаний и учения.
Неудивительно, что с именем пророка Наума был связан целый набор русских поговорок:
(на доске)
«Пришел Наум - пора браться за ум»
«Пророк Наум наставляет на ум».
«Батюшка Наум, наведи меня на ум»
«Один пророк Наум наводит на ум»
«Пророк Наум наставит на ум»
«Пророк Наум и худой разум на ум наведет»
«Наум наведет на ум»
Наум: Здравствуйте, ребята. Узнали меня? Да, я дедушка Наум Грамотник. Долгий путь проделал, у многих ребят побывал. С давних времён путешествую. Помню, в старину: Отцы семейства приглашали учителя, чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и плётку. Сначала ученик получал 3 символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Мать, по обычаю, в это время причитала по своим детям. Крестьяне считали, что «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Корень учения горек, да плод сладок».
Вед. Сейчас мы с вами узнаем, как всё происходило в стародавние времена. В русской деревне все происходило так: отец семейства договаривался с приходским дьяком. На день Наума все семейство отправлялось с утра в церковь, где после обедни служился особый молебен, после чего испрашивали благословение на обучение отрока. Потом учитель являлся в дом родителей, где его встречали с почетом. Тут держа за руку отец подводил своего сына и передавал его дьяку с просьбами научить его грамоте, а за леность учить побоями. Рядом с дьяком отец клал плётку. Обучение могло быть довольно суровым для нерадивого ученика (не на пустом месте возникла поговорка: «в Наумов день «аз, буки» - бери указку в руки, «фита, ижица» - плетка ближится»). Поэтому матери обычно причитали по детям, отправлявшимся учиться, и выпекали в этот день для детей лепёшки в виде монет, веря, что они принесут счастье и удачу. Учителя благодарили за труд, угощали и одаривали подарками.
Отроку давали узорчатую костяную указку, которой водили по строкам азбуки. В прописях и азбуковниках 17 века приводилась краткая молитва к пророку Науму о помощи в учении:
«Святой Наум, наставь моего отрока на ум!
Возьми его под свою руку,
Прогони от него лень да скуку,
На ученье его благослови.
Старанья пробуди, память укрепи»
В 18 веке даже пекли особые пряничные азбуки, по которым дети учились грамоте.
Вед. А давайте сейчас мы с вами отправимся в древнерусскую школу.
Сценка "В древнерусской школе"
1 мальчик: Куда это мы попали?
2 мальчик: Куда хотели, туда и попали - в древнерусскую школ. Вот смотри: стол, лавка, книги. А вон в углу розги!
1. Ой, мама!
2. О, вон пацан идёт. Хелло , чувак!
Ваня: Ванюша я.
1. Саня.
Ваня: Чужеземцы! И одежда чужая, и речь непонятная!
2. Сам ты, блин, чужеземец. Мы наши, славяне, короче.
Ваня: А почему одежда неподобна? И речь непонятна?
1. Мы издалека приехали. Хотим посмотреть, чему вас в школе учат.
Ваня: А чему? Грамоте да счёту. Я азбуку всю знаю, да ещё и складывать да вычитать.
2. А можно к вам на урок пойти?
Ваня: Если отец дьяк позволит.
Дьяк: А вы чьи будете? В ученье книжное явились? А рядиться мне с кем?
1. А зачем рядиться?
2. Договариваться значит.
Дьяк: Что? Дерзить мне? Супротив учителя слово молвить?
1. Простите меня.
Дьяк: То-то, чада.(Даёт книгу) Склады разумеешь? Читай!
2. (ЧИТАЕТ)
Дьяк: Как ты скоро читаешь! Насмехаться пришёл? Собачий сын! Изыди вон! (Хватает за ухо и выпроваживает вон)
НАУМ: Что, чада, понравилось вам в древнерусской школе?
2. Смеётесь?
1. Кошмар! Это у них учитель называется! Чуть что - драться!
НАУМ: А ну-ка расскажите мне, а как вы учитесь?
НАУМ: А вы ещё на своих учителей обижаетесь! Балуетесь, не слушаете. А если бы они вам вместо двойки розгу? Розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. За непослушание ставили и на колени на горох. В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети боялись плохо себя вести.
1. Ой, не надо, не надо! Я теперь лучше всех учиться буду!
2. Зато мы всем ребятам такое расскажем!
В старину учились дети -
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
7.А да Б - как Аз и Буки,
В как Веди, Г - Глаголь,
И учитель для «науки»
По субботам их порол.
8.Вот какой чудной вначале
Наша грамота была.
Вот каким пером писали -
Из гусиного крыла.
9. Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»,
Очиняли им перо,
Если не было остро.
10.Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
11.Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Вед. А хотите, чтоб в ученье у вас всё получалось, тогда повторяйте за мной:
«Наум, Наум наведи меня на ум».
Вед. Ну теперь, я думаю, вы готовы показать свои знания?
Вот перед нами древо знания. На каждой его ветке есть задание. По листочку мы снимаем и задание читаем.
Вот вам первое задание.
-
Что легче: килограмм соли или килограмм ваты?
-
Три да три телёнка, сколько всего будет ног?
-
Летели три страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось?
-
Черепаха Тортилла живёт на третьем этаже дома. Когда она идёт на улицу, то с этажа на этаж спускается по лестнице полчаса. Сколько времени тратит бедное животное, чтобы спуститься вниз?
Ответы
-
Равны
-
Сколько телёнка ни три, всё равно у него 4 ноги.
-
Страусы не умеют летать.
-
Бедное животное будет спускаться один час.
Вед. Ну вот мы и проверили как вы знаете арифметику.
Продолжим, отроки мои. Богато народное творчество на пословицы. В них заключена мудрость народа. Проверим знаете ли вы пословицы.
Я говорю начало пословиц, а вам надо их продолжить.
-
Слово - не воробей, вылетит - …….
-
Готовь сани летом, а телегу - ……
-
Труд человека кормит, а лень - ……
-
Друзья познаются в …..
-
Каждый кулик своё болото …..
Любишь кататься, люби и……………
Вед. Следующее задание «Зарядка для ума». Это небольшие шуточные загадки.
-
Слезинка с неба
-
(капля)
-
Подружка лягушки
-
(жаба)
-
По ней чертят в школе
-
(линейка)
-
Без него бы все люди ходили бы в мятой одежде
-
(утюг)
-
Чем мы держим разные предметы?
-
(пальцами)
-
Он похож на зайца
(кролик)
-
Мама твоей мамы
-
(бабушка)
-
Ночное светило
-
(луна)
-
На чём путешествовала лягушка-путешественница
-
(на прутике)
-
Враг мышей
-
(кот)
-
Самая близкая к нам звезда
-
(солнце)
-
Зловредная сказочная баба
-
(баба Яга)
-
Игра «Какое слово моложе»
-
Расставьте слова в том порядке, в котором они появились в речи человека. Корабль, атомоход, пароход, парусник.
-
Дискета, рукопись, книга, береста.
Вед. Буквы вижу я. Да они бедные из слов убежали да потерялись. Давайте им поможем вернуться в слова.
мабуга -...
традеть -
лёзок - ...
кута
Вед. Вот вам слово «грамотей». А составьте из букв этого слова другие слова. (том, гром, герой, март, атом, море, тема, гора)
Вед. В старину, когда заканчивался раздел ученья, мама варила кашу, складывала её в горшочек, ученик приносил и отдавал учителю. Кашу ставили на стол и все ученики каждый своей ложкой по очереди ели, а после этого они назывались однокашниками.
Вот и мы потрудились сегодня - и нам горшочек каши. Теперь вы- однокашники. (Дети едят кашу.)
Дети исполняют песню.
Если грамоте учен,
То всегда ты весел,
И в запасе много есть
Развеселых песен.
Припев: Будешь грамоте учиться,
Всегда в жизни пригодится.
Много добрых светлых дум
Дарит грамотей Наум.
2.Если грамоте учен,
В жизни много знаешь,
И всегда своим друзьям
В жизни помогаешь.
Припев:
( Ведущая идет за кругом и ударяет слегка каждого по спине со словами: «Чтоб здоровенький был и учился хорошо»)
Вот вас и посвятили в ученики, вы теперь однокашники. Идите и хорошо учитесь!