Конспект урока по литературному чтению на тему: Е. Л. Шварц «Два брата»

Предмет:литературное чтение.Тема урока: Е.Л.Шварц «Два брата».Цель: познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, его произведением “Два брата”.Задачи:·         совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.·         расширять читательский опыт через знакомство с новым произведением.·         способствовать формированию коммуникативныо – речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения,развивать творческое вообр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласованно:

Дата: 13.02.14.

Предмет: литературное чтение.

Тема урока: Е.Л.Шварц «Два брата».

Цель: познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, его произведением "Два брата".

Задачи:

  • совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.

  • расширять читательский опыт через знакомство с новым произведением.

  • способствовать формированию коммуникативныо - речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения,развивать творческое воображение.

  • работать над укреплением памяти,внимания, сообразительности.

  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету.

  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Оборудование: учебники, проектор.

Тип урока: урок введения новых знаний.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Литература - прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет или рассказ,

Вы учите их - они учат вас.

- Ребята,сегодня я к вам на урок пришла не с пустыми руками. У меня есть для вас один секрет. А что это за секрет, мы узнаем, работая сообща. (Правила).

- За правильные ответы, я буду давать смайлик. И в конце урока мы подведем итог.

1.Проверка домашнего задания.

- (Слайд 1) Ребята, рассмотрите фотографию.

- Какие известные писатели собрались вокруг Маршака?

- Можно ли их назвать литературной семьей? Почему?

- Кого еще можно назвать семьей?

- Итак, мы с вами сделали первый вывод.

семья - это мы!

(семья счастлива только тогда, когда мы вместе)

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из представителей литературной семьи Евгением Львовичем Шварцем (слайд 2).

- Ваши одноклассники расскажут о нем и его творчестве, слушайте внимательно.

1 ученик. Евгений Львович Шварц родился 21 октября 1896 года в Казани в семье врача. В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет, но проучившись там два года, отказался от профессии юриста и посвятил жизнь театральному искусству и литературе. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского. С 1924 года работал под руководством Маршака, тогда же сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ (общество реального искусства), куда входили Александр Введенский, Юрий Владимиров.

(слайд 3)2 ученик.Как и многие Обэриуты, Шварц писал детские стихи и рассказы для журналов "Чиж" и "Ёж", издавал детские книги. В 1929 г. Шварц написал первую пьесу "Ундервуд". Затем была написана пьеса "Брат и сестра", в которой рассказывалось о спасении детей с льдины. В 1942 г. была написана пьеса о блокаде Ленинграда "Одна ночь". В годы Великой Отечественной войны Евгений Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров. В 1956 г. был издан первый сборник его пьес. По ним стали ставить спектакли.

(слайд 4)3 ученик.Знаменит Евгений Львович своими сказками «Сказка о потерянном времени», «Новые приключения кота в сапогах», «Два брата». При помощи сказок Шварц обращался к простым и неоспоримым законам человечности. Его сказки учат добру и сочувствию чужим бедам, любви к природе, учат правдиво и объективно оценивать свои возможности, не быть заносчивыми, слушаться старших, особенно своих родителей. «Шварц чудесный писатель, нежный к человеку и злой ко всему, что мешает ему жить».

- Что вы запомнили из жизни писателя?

- Чем знаменит Евгений Шварц? - Своими сказками.

2. Работа с текстом до чтения.

- Прочитайте название сказки, с которой мы будем с вами знакомиться сегодня.(слайд 5)

- Внимание. (Прослушивание аудиозаписи.)

- Почему так называется сказка?

3.Работа с текстом во время чтения.

- Чтение 1 части.

- Откройте с. 63. Приготовимся к чтению.

Чтение.

- Назовите героев сказки.

- Почему необычные имена Старший и Младший?

- Что обещал Старший брат отцу? (можно зачитать на с. 63)

- Поверил ли отец сыну?

- Так что важно в семье? (доверие)

Доверять друг другу, но не обманывать.

(Даже самая маленькая неправда может разрушить доверие в семье)

  • Почему Старшему не хотелось играть с Младшим?

- Что страшного в словах «оставь меня в покое»?

Не давать волю гневу и другим отрицательным эмоциям

(Гневающийся всегда неправ)

- Так можно ли Старшего назвать жестоким? Почему?

- Самостоятельное чтение 2 части.

- Сейчас вы самостоятельно познакомитесь со 2 главой (по вариантам - 1 - воспоминания о младшем брате, 2 - описание ледяного леса).

- Почему Старший не заметил, как оказался в ледяном лесу? (жалость к брату)

- Осознал ли он свою ошибку?

НЕ БОЙТЕСЬ ПРИЗНАТЬ СВОЮ НЕПРАВОТУ И ИЗВИНИТЬСЯ

(Первый шаг делает не тот, кто виноват, а тот, кто дорожит семьей)

- Дорожка пошла всё вверх и вверх, и, когда рассвело, мальчик увидел: кругом, куда ни глянешь, всё горы и горы, покрытые густыми лесами.

- А какой он, ледяной лес? Зачитайте.

- Красив ли для вас ледяной лес?

Физминутка. (мы оказались на морозе в лесу….)

- Просмотр мультфильма - 3 часть.

- По этой сказке Галина Беда сняла мультфильм «Новогодние приключения двух братьев». И я вам предлагаю просмотреть внимательно 3 часть сказки(слайд 6).

- С кем встретился Старший?

- Почему Мороз хотел оставить мальчика у себя на веки?

- Мы с вами говорили о покое в понимании Старшего, а какой смысл вкладывает Мороз в это слово?

- Что вам особенно не понравилось в этой части?

- Чтение 4 части по предложению (абзац).

- Давайте с вами прочитаем, как жилось мальчику у прадедушки Мороза по абзацам.

- Как живется мальчику у Мороза?

- Легко ли спасти брата?

- Что помогает ему выдержать? (любовь, терпение)

любить и уважать друг друга.

(Хотите, чтобы ваши близкие любили и уважали вас, сами первые подавайте им пример такого отношения)

4. Творческая работа.

- Посмотрите, какие хорошие «выводы» помогла нам сделать сказка? Чтобы подвести итог нашей работе на уроке нам поможет творческая мастерская. Я предлагаю вам включить свое воображение, чтобы справиться с заданием.

- Работать будем с вами по парам. Первая пара поможет нам восстановить события, о которых мы прочитали.

  • Семья лесничего.

  • Обещание Старшего.

  • Отъезд родителей в город.

  • Ссора братьев.

  • Брат пропал бесследно.

  • Возвращение родителей.

  • Поиски брата.

  • Дальше и дальше от дома.

  • Старший в ледяном лесу.

2 группа найдите описание реального леса в начале текста.

- А остальные попробуйте придумать свою версию финала сказки.

- Давайте с Вами вспомним, какие события происходили в сказке?

- Посмотрите, последний пункт плана - Старший в ледяном лесу.

- Автор противопоставляет ледяному лесу реальный, зачитайте его описание.

- И последняя группа придумывала, чем же закончится сказка.

- Молодцы. А вот какова версия автора, вы узнаете прочитав сказку до конца.

- «Сказка ложь, да в ней намек…». Чему вас научила сказка?

Никогда не забывать о главном. Стремиться к миру, любви и счастью.

(Моя семья должна быть неотделима от меня, только тогда ее можно назвать счастливой)

- Зачитайте еще раз все выводы, которые мы с вами сделали.

- Что их объединяет?

- Действительно, это «Древо Заповедей» и если им следовать, то в каждой семье воцарится счастье и любовь. Это и есть секрет, которым я хотела с вами поделиться.

5. Домашнее задание.

- Открываем дневники. Записываем себе домашнее задание. (слайд 7)

6.Оценивание.

- Посчитайте, у кого сколько смайликов. У кого 5 и больше, тот сегодня работал на пятерку, у кого 4 - тому четверка. На переменке подойдите и поставьте себе оценки в дневник. Ну а кто получил меньше 4 смайликов, тот может на следующем уроке доработать.

- Спасибо всем за прекрасное общение на уроке!

© 2010-2022