Доклад на педагогические чтения: «Литература: искусство слова - «первое среди равных»»

Выступление на педагогических чтения .В докладе рассказывается о буктрейлерах как о средстве привития интереса учеников к литературе по средствам применения современных мультимедийных ресурсов и новых образовательных технологий.В докладе описываются способы и средства и программы при помощи ,которых создаются буктрейлеры. Для наглядной демонстрации прилагаются работы моих учеников по разным произведениям русской литературы ,выполненные в различных техниках создания буктрейлеров с различным музык...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на педагогические чтения: «Литература: искусство слова - «первое среди равных»»

Литература: искусство слова - «первое среди равных»

Художественная литература - это вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни. Основное понятие литературы - это образ; при помощи образов художественная литература воссоздает целые эпохи в многообразии их прошлого, настоящего и будущего: перипетии античности мы узнаем в трагедиях Софокла и Еврипида, эпохи Возрождения - у Шекспира и Лопе де Вега; в романах Абая, Л. Толстого и И. Тургенева сталкиваемся с морально-нравственными человека.

Основным средством литературы является слово. Посредством созданных словом образов автор пытается увлечь читателя, «включить» его в действие, сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным». Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного: так, читатель переживает за Татьяну в «Евгении Онегине», пытается понять причины поступков Катерины в «Грозе» и сложный духовный мир Наташи Ростовой в «Войне и мире», трагедию Григория Мелехова в «Тихом Доне». Именно наше («читательское») восприятие и глубокое переживание судеб героев свидетельствует о том, что литература - это искусство, искусство слова.

Задача современного учителя- словесника - привить не только дать знания по художественному слову, но сделать так ,чтобы чтение художественной литературы было органической потребностью современного молодого человека, чтобы оно не казалось скучным и неинтересным. Сделать это можно при помощи современных образовательных технологий , методов и приемов.

Сегодня уже доказано, что использование компьютерных технологий и Интернета, умение находить и отбирать важную информацию, использовать ее в нужный момент - необходимые реалии современности.

Но не смотря на социальные и экономические изменения, которые происходят в последнее время в нашем обществе в целом и школьном образовании в частности, до сих пор распространена мысль о том, что компьютерные технологии и процесс обучения литературы не имеют непосредственных аспектов для взаимодействия. Безусловно, что работа с литературным текстом, различные приемы его чтения остаются приоритетными в системе литературного образования школьников, вместе с тем необходимо подчеркнуть, что эффективное использование компьютерных технологий и Интернета при изучении литературы является средством развивающего обучения, освобождающего дополнительное время для учителя и учащихся для творческой работы, способное стимулировать интерес школьников к чтению литературных произведений. Обоснуем этот тезис.

Среди главных дидактических функций, которые могут быть реализованы с помощью компьютерных технологий при изучении литературы, укажем такие :

  • познавательная :так, используя компьютерные технологии, можно получить любую необходимую информацию, как ту, что сохраняется на жестком диске собственной компьютерной базы, так и ту, что размещена на дисках CD-ROM или соответствующих страницах Интернета. Например, достаточной популярностью в современных школах, оборудованных компьютерными классами, пользуются мультимедийные программы (отдельные программы на СD-дисках, на которые могут быть отображены такие средства, как текст, звук, недвижимые изображения, мультипликация, а также видео). Особенно широкое распространение получили мультимедийные энциклопедии, такие как "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия", " Иллюстрированная популярная детская энциклопедия" или известная 32- томная Британская энциклопедия, а также разнообразные тематические энциклопедии ;

  • развивающая :в процессе компьютеризированного обучения предоставляется возможность учитывать и опираться на типологические и индивидуальные способности школьников, развивать потенциальные возможности, корректировать недостатки. Так, работа с разнообразными компьютерными программами, кроме активизации литературных знаний и умений личности, оказывает содействие развитию таких необходимых познавательных процессов, как восприятие, логическое мышление, память, воображение;

  • исследовательская :реалии настоящего свидетельствуют, что на основе широкого спектра информации, представленной благодаря компьютерным технологиям, современные ученики готовят разнообразные работы реферативного и исследовательского характера на отдельные темы. Таким образом, они учатся находить необходимую информацию, сопоставлять разные точки зрения и давать им собственную оценку, высказывать свою позицию. Кроме того, у школьников появляется возможность принять участие в работе литературных исследовательских групп, изучить определенный проблемный вопрос, представить свои проекты в разнообразных конкурсах, выиграть разнообразные премии и гранты;

  • функция тренинга (с помощью соответствующих компьютерных программ ученики имеют возможность самостоятельно в нетрадиционной форме проверить свой уровень знаний и умений по определенной теме, выяснить свои пробелы, доработать учебный материал, выполнить предложенную задачу еще необходимое количество раз с целью улучшения своих результатов);

  • диагностическая ,используя компьютерные технологии, учитель имеет возможность быстро осуществить контроль и выяснить уровень усвоения учебной темы учениками. Такую диагностику можно осуществить дистанционно (когда ученик находится вдали от учителя, но может общаться с ним с помощью Интернета);

  • коммуникативная :так, во время обмена информацией между теми, кто общается с помощью компьютеров, может быть создано определенное виртуальное единство, представители которого, возможно, никогда раньше не видели и не слышали друг друга, но преодолев географические и временные ограничения, становятся участниками обсуждения каких-то серьезных вопросов. Использование коммуникативных возможностей Интернета позволяет общаться в разнообразных конференциях и форумах, кроме того, у всех желающих есть возможность зайти на сайты популярных современных писателей и непосредственно пообщаться с ними, задав те вопросы, которые более всего их волнуют. Например, можно зайти на сайт писателя Виктора Пелевина, над выяснением жанра произведений которого ломают голову современные литературоведы (pelevin.ru .)

Проектная учебно-творческая деятельность по созданию буктрейлеров, которую я применяю на своих уроках, одна из компьютерных технологий, способствующих эффективному формированию ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей учащихся в области русской словесности , литературы ,привития интереса к предмету.

Современные учащиеся осваивают информацию в двух планах: репродуктивном и творческом. Репродуктивный уровень предполагает воспроизведение и переработку уже созданной другими учебной информации (например, теоретических сведений из области лингвистики, литературоведения (сведения о фактах жизни и творчества писателя, поэта, об истории создания произведения, его жанре, композиции, необходимый научно-понятийный аппарат - словарь литературоведческих терминов)). Творческий план работы предполагает создание собственной информации в текстовом или ином формате (например, сочинения по различным проблемам, текстовые анализы произведения, звуковые мультимедийные презентации, буктрейлеры, музыкальные и художественные произведения).

Что же это такое? Буктрейлер - короткий видеоролик по мотивам книги. Основная его задача - рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя. Буктрейлеры - современный способ продвижения книг в ученические читательские массы.

Буктрейлеры- это продукт, по которому можно судить об уровне интеллектуальных, творческих способностей их авторов-учащихся, их речевых умениях и с помощью которых эти способности и умения можно развивать, совершенствовать

В ролике не более 3 -5 минут информация о книге подается так, что сразу хочется взять ее и почитать.

Буктрейлер можно снять как постановочный минифильм, в технике анимации, слайд-шоу и любой другой, с музыкой, голосовой озвучкой и т.п.

Основные этапы работы по созданию буктрейлера

  1. Выбор книги для рекламы. Мотиваций в выборе книг для создания буктрейлера может быть множество. Это реклама новых книг и продвижение изучаемых произведений ,книг- юбиляров, создание буктрейлеров , приуроченных к датам и событиям и др.

  2. Создание сценария к буктрейлеру(продумать сюжет и написать текст).

Сюжет это основа вашего видео ролика, то из чего он будет состоять. Важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы непременно читателю захотелось узнать, что же будет дальше. А узнать что будет дальше можно если прочтешь книгу. Поэтому к написанию текста сценария нужно подходить продумано. Взвешивать каждое предложение. Видео ролик не должен быть длинным, не более 3 минут, так как это оптимальное время, чтобы удержать внимание зрителя потенциального читателя.

  1. Подбор материалов для видеоряда. Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео или найти видео по тематике в интернете (помним об авторском праве). Скачанное с интернета видео необходимо конвертировать в формат avi. Можно использовать для этого программу [formatoz.com/download.html Format Factory] (Фабрика форматов) - это многофункциональный и мощный конвертер медиа файлов. Программа удобная в использовании. При необходимости можно бесплатно загрузить с интернета.

  2. Записать озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию.

    1. Для записи и редактирования звука можно использовать программу SoundForge. Необходимо иметь техническое оборудование микрофон.

  3. Выбрать программу для работы с видео. Их представлено множество

    1. Windows MovieMaker. Эту программу могут использовать начинающие работать с видео. Она есть на всех ПК, так как входит в пакет Microsoft Windows. С программой легко работать, чаще всего она имеет русский интерфейс. Программа Movie Maker способна брать и обрабатывать видеофайлы с цифровой видеокамеры, создавать из изображений слайд-шоу, добавлять к видео заготовки, титры, звук, вырезать необходимые фрагменты и склеивать их, создавая при этом эффектные переходы от фрагмента к фрагменту. Широко используется для создания клипов, видеопрезентаций и обработки любительского видео. Минусы -одна звуковая дорожка, то есть нельзя одновременно загрузить два звуковых файла (музыку и голос)

    2. Sony VegasPro 11(работать на ПК). SonyVegasPro является более профессиональной программой для видеомонтажа. Sony vegas - один из самых совершенных инструментов для видео и аудио монтажа. Vegas предлагает большое число видео и аудио дорожек. Благодаря специальным инструментам, Sonyvegas позволяет пользователям редактировать различные параметры видео и аудио. Удобная настройка интерфейса, добавление большого количества эффектов, поддержка огромного количества форматов. Удобно работать с аудио , так как можно соединять две звуковые дорожки (накладывать музыку и голос) , отделять звук от видео если необходимо. Большое количество спецэфектов, переходов.

  4. Выбрать сервис. Многие наиболее востребованные операции по работе с фото и видео можно выполнить в онлайновых редакторах. У онлайновых сервисов есть еще одно важное преимущество: благодаря тому, что все операции по обработке файлов выполняются на удаленном сервере, производительность компьютера, на котором вы работаете, не имеет значения. А это значит, что даже на маломощном ноутбуке можно без проблем редактировать видео высокого разрешения.

    1. [ youtube.com/editorYoutube Video Editor] - видеоредактор Ютьюб. Очень простой, можно обрезать начало или конец фильма, склеить несколько роликов, добавить звуковую дорожку. Проходим регистрацию.Заходим на страницу и выбираем Video Editor нажимая ссылку Попробовать.

    2. Сервис ANIMOTO. Данный сервер предназначен в основном для подготовки видео-коллажей из массива фотографий, с наложением звука. Можно вставлять небольшой отрывок видео. Минусы - бесплатно можно загрузить только 12 картинок и титры очень короткие. Большой объем сервис не принимает, но даже этот короткий ролик можно использовать в основном буктрейлере.

  5. Подобрать Gif-анимацию и футажи. Работая над видео роликом можно использовать гиф анимацию и футажи. Футажи это заготовки видео файлов. Они бывают для создания фона, для перехода и в большом количестве представлены в интернете. Можно закачать и применить для виде дизайна.

  6. Заключительный этап видео монтаж (вырезать/склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, субтитры и пр. наложить эффекты, переходы разнообразную музыку, "свести" звук) потом записать на жесткий диск ПК .

Права на аудио-, видео- и фото- материалы, использованные в буктрейлере, должны принадлежать участнику, т.е. быть свободными от претензий третьих лиц; ответственность за нарушение прав третьих лиц возлагается на участника.

 Буктрейлеры, содержащие материалы, недопустимые для показа несовершеннолетним, должны содержать соответствующие сведения как в описании буктрейлера, так и в первых 10 секундах видеоряда. Пометка: «Возрастное ограничение +»

При подготовке буктрейлера ученик осваивает новый уровень чтения - чтение, требующее визуализации мыслей, нахождения образов-аналогов мысли вне текста. Визуализация может осуществляться через цитирование ключевых фраз, различные схемы, иллюстрации, фотографии, вставку в презентацию кадров художественных и документальных фильмов, через комбинацию данных эффектов на фоне текста, озвученного голосом учащегося.

Создавая буктрейлеры с опорой на предлагаемый каким-либо источником текстовом материале, учащиеся усваивают программную учебную информацию в деятельности с ярко выраженными коммуникативными целями, и работа репродуктивного характера приобретает черты творческой.

Перед учеником не стоит цель запомнить всю информацию и воспроизвести ее, а ставится задача донести техническими и максимально выразительными средствами эту информацию до аудитории, то есть становится важен способ подачи материала (формируются познавательная, коммуникативная, информационная компетентности).

В случае, когда основу буктрейлера составляет собственно авторский текст (сочинение), подготовка его требует от ученика иного, неожиданного для многих, уровня осмысления, структурирования и подачи информации. Оригинальные творческие работы, представленные в формате буктрейлеров, требуют от их создателей новых ракурсов взгляда на своё сочинение: доминирующей становится задача реализации коммуникативных целей (не только самому глубоко и многосторонне осмыслить проблему, но максимально выразительными языковыми, художественными, техническими средствами донести свое видение проблемы до зрителей и слушателей ).

При создании буктрейлеров, требующих осмысления репродуктивных и творческих текстов, возможна комбинация вербального способа передачи информации (традиционные визуальные эффекты на фоне звучащего текста) и невербального (подбирается музыкальный фон и создается коллаж из фрагментов документальных или художественных фильмов, иллюстрирующий ход мыслей автора, его восприятие темы, проблемы). Возможен уход от вербальных способов передачи информации. Например, создание музыкального клипа, галереи рисунков (иллюстрации известных художников или рисунки самих учеников) на музыкальном фоне.

В процессе создания буктрейлеров учащиеся осваивают навыки работы в различных компьютерных программах (Power Point, Super, Movie Maker и др.), учатся работать в Интернете с текстовыми и другими (изобразительное искусство, музыка, документальные и художественные фильмы, электронные версии театральных постановок) источниками научной и художественной информации.

Моими учениками на данный момент созданы пять буктрейлеров:

1.М.М.Пришвин «Кладовая солнца».-авторы:

Лаптинский .К,Елюбаев.Т. -все 5 «В» класс

2.М.М.Пришвин «Кладовая солнца».-авторы:

Асылбаева.А, Бекова.Э, Игишева.В. -все 5 «В» класс

3.М.М.Пришвин «Кладовая солнца».-авторы: Рашидов.Р, Жангуров.Я. -все 5 «В» класс

4.Ч.Айтматов. «Белый пароход».-авторы:Брусилова.К,Коваленко.Д

, Постникова.И -все 7 «В» класс

5.И.С. Тургенев. «Вешние воды» .- Кожевников.Н -9 «В» класс.







Литература


  1. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М.: Педагогика. - 1988. - 263 с.

  2. Демин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Школьные технологии. - 2001. - № 6. - С. 174 - 177.

  3. Никитенко С.Г. Интернет-технологии в современной школе // Школьные технологии. - 2001. - № 5. - С. 186-208.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

Интернет ресурсы

1..bayteryakovka.ucoz.ru/publ/chto_takoe_buktrejlery/1-1-0-27

2..tutoronline.ru/blog/literatura-iskusstvo-slova-pervoe-sredi-ravnyh.aspx

3. « Компьютерные технологии в процессе изучения литературы».

Елена Александрова Исаева, завкафедрой методики преподаваниярусского языка и мировой литературы НПУ им. М.П.Драгоманова, доктор педагогических наук, профессор,

Виступ на міській науково-методичній конференції вчителів російської мови та літератури

«Сучасна шкільна філологічна освіта та її пріоритетні завдання»

ІППО КМПУ імені Б.Д.Грінченка

26 серпня 2009 року

docs.google.com/viewer?a=v&q=cache:qDcbOzx7JlcJ:ippo.org.ua/files/%25D0%259A%25D0%25BE%25D0%25BD%25D1%2584%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%2586%25D1%2596%25D1%2597/%25D0%25A0%25D0%25BE%25



Средняя школа-гимназия села Ушконыр.



Доклад

на педагогических чтениях на тему :

« Создание мультимедийных ресурсов как эффективный прием изучения русской литературы» .

























Подготовила учитель

русского языка и литературы

Беккаева.М.И

Ушконыр 2013 год.


© 2010-2022