Бородинское сражение в произведениях М. Лермонтова Бородино и Записки кавалерист-девицы Н. Дуровой: сравнительно-сопоставительная характеристика

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 6 классе по теме

«Бородинское сражение в произведении М.Ю.Лермонтова «Бородино» и в «Записках кавалерист-девицы» Н.А.Дуровой: сравнительно-сопоставительная характеристика»

Целевая установка учителя: разработка урока с использованием базовых приёмов познавательной деятельности: сравнения, сериации и классификации»

АННОТАЦИЯ

Разработка урока выстроена на приеме сравнения двух текстов, которые различны по жанровому своеобразию, но объединены общностью темы: в том и другом случае авторы текстов описывают Бородинское сражение. Благодаря использованию учителем базовых приемов познавательной деятельности, выстраиванию учебной деятельности на основе сравнения, учитель добивается достижения целей урока и предполагаемых результатов. На основе продуктивного, смыслового чтения учащиеся приобретают предметные знания, которые в дальнейшем будут способствовать успешности ученика: это знания о жанровой специфике произведений, понимание закономерной зависимости текста от целевой установки автора; умение анализировать, интерпретировать прочитанный текст. В то же время в ходе учебной деятельности учащиеся достигают метапредметных результатов: умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности; способность к осуществлению логических операций на основе сравнения; умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; владение основами самоконтроля, а также в ходе учебной деятельности формируется коммуникативную компетентность учащихся.

1 этап. Вводная часть.

Мотивация к учебной деятельности.

Учитель:

- Отечественная война 1812 года. Бородино. 200 лет со дня Бородинского сражения. Посмотрите иллюстрации Бородинского сражения (слайды). Портреты двух писателей (слайды).

- Чьи портреты? - Что вы знаете о них?

Ответы учеников:

- Это портреты М.Ю.Лермонтова и Н.А.Дуровой.

Выступление первого ученика (индивидуальное задание).

Рассказ о жизни и творческой судьбе Н.Дуровой.

Надежда Дурова - участница Бородинского сражения, ординарец М.Кутузова, первая женщина-офицер, кавалер Георгиевского креста, ее брат был городничим в нашем городе, писательница. Она вошла в историю России как первая русская женщина-офицер, участница Бородинского сражения и заграничных походов. Во - первых, она была участницей трёх наполеоновских войн: в 1807 году - в Пруссии, в 1812 году - в России, в 1813-1814 годах - в Польше и Германии. Во- вторых, она без перерыва прослужила в армии почти 10 лет: с марта 1807 года по март 1816 года. В - третьих, прошла по всем ступеням служебной лестницы: весной 1807 года - рядовой, осенью 1807 года - унтер-офицер, в декабре того же года произведена в офицерский чин корнета, в июне 1812 года - поручик, в марте 1816 года при отставке - штабс-ротмистр. После выхода в отставку Надежда Дурова прожила несколько лет в Петербурге, потом вернулась в Сарапул. Пост городничего там занимал её брат Василий Андреевич Дуров. Александр I принял историческое решение: позволил женщине служить в армии, произвел в офицере, наградил за подвиг. Александр I наградил Надежду Дурову Знаком отличия военного ордена - серебряным Георгиевским крестом. В ответ на её просьбу о продолжении военной службы император разрешил ей остаться служить, приказал носить фамилию Александров, и потребовал сохранения тайны. Под именем корнета Александрова зачислена в Мариупольский гусарский полк. Позднее корнет Александров был переведён в Литовский уланский полк подпоручиком. В рядах этого полка Надежда Дурова участвовала в Отечественной войне 1812 года, была назначена ординарцем главнокомандующего русской армии фельдмаршала М.И. Кутузова.

Выступление второго ученика (индивидуальное задание).

М.Лермонтов - это поэт…

(Монологическая речь учащихся)

Учитель:

- Я вам предлагаю фрагменты (два текста) разных авторов.

- Как вы думаете, кто авторы? Что можете сказать о текстах? Какова тема текстов?

1. Первый текст / Выразительное чтение учителем

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел…

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

2. Второй текст / Выразительное чтение учеником / Конкретизация даты записи текста.

24 августа.

На рассвете грозно загрохотала вестовая пушка. Гул ее несся, катился и переливался…Все пришло в движение…

26 августа.

Адский день! Я едва не оглохла от дикого, неумолимого рева обеих артиллерий… Ружейные пули, которые свистали, визжали, шикали, и, как град, осыпали нас

Ответы учеников:

- Первый текст принадлежит М.Ю.Лермонтову, это «Бородино», а второй - Н.А.Дуровой, это «Записки кавалерист девицы».

2 этап. Формулирование темы урока, постановка цели.

Учитель:

- Два писателя, два текста.

- Какова наша учебная задача?

- Попытайтесь сформулировать тему урока и цели.

Варианты ответов учащихся:

- Рассмотреть, как описывают Бородинское сражение М.Ю.Лермонтов и Н.А.Дурова.

- Сравнить описание сражения в произведении М.Ю.Лермонтова «Бородино» и в «Записках кавалерист-девицы».

- Провести исследование (два текста): как описывается сражение авторами.

- Почему описание разное? Важно ли знать описание Бородинского сражения в прозе?

3 этап. Учебная деятельность

3.1. Определение «шаров» исследования.

Учитель:

- С чего начнем? - Что вызывает затруднения?

- Попытайтесь определить последовательность действий.

(План действий - регулятивные УУД)

Ответы учеников:

- Внимательно прочесть оба текста.

- Выделить опорные слова и словосочетания в текстах.

- Сравнить описание боя.

- Составить таблицу (опорные слова, поэма «Бородино», «Записки кавалерист-девицы»), сделать записи в тетради.

Учитель:

- Определим опорные слова.

- Назовите слова, словосочетания (Планирование-регулятивные УУД)

Ученики:

1.Вражеские войска (французы).

2.День. Характеристика дня.

3.Начало боя. Поле сражения. Французы.

4.Пули.

5.Артиллерия. Звуки.

4 этап. Самостоятельная работа учащихся.

(Работа в парах. Коммуникативные УУД)

Работа с текстами.

(Смысловое чтение. Самостоятельный поиск информации Извлечение необходимой информации из прочитанных текстов. Познавательные УУД)

Элемент исследования.

- Заполнение таблицы в тетрадях по литературе.

5 этап. Контроль. Самопроверка по эталону.

Учитель:

Языковые средства в текстах.

- Назовите эпитеты, сравнения, метафоры.

- Обратим внимание на ключевые слова, словосочетания, предложения с описанием боя.

- Сравните свои записи со слайдом презентации.

- У кого такие же слова и словосочетания? Дополните записи.

(Контроль и оценка результатов деятельности, коррекция - регулятивные УУД)

6 этап. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель:

- Выполнили ли мы учебную задачу?

- Каково ваше мнение?

-Сформулируйте вывод по данному началу «на основе сравнения поэтического текста М.Ю.Лермонова «Бородино и прозаического текста Н.Дуровой «Записки кавалерист-девицы» я могу сделать вывод о том, что…»

Примерное продолжение рассуждений:

…оба писателя - мастера слова: они в деталях описали Бородинский бой. Сразу представляешь сражение. Мне больше понравилось описание М.Лермонтова (поэтическое произведение), так как…

…описание боя в повести «Записки кавалерист-девицы» - это документальное произведение, для автора важна точность изложения фактов. Это и понятно, ведь Надежда Дурова, мы узнали об этов в самом начале урока, - участница сражения 1812 года.

7 этап. Домашнее задание (письменно).

- Как видится бой вам? На что вы обратили особое внимание?

/ Написать самостоятельно 7-8 предложений в тетради с кратким описанием боя.



© 2010-2022