- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока внеклассного чтения Заячьи лапы (5 класс)
Конспект урока внеклассного чтения Заячьи лапы (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гибадуллина Р.А. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок внеклассного чтения в 5 классе
Тема: К.Паустовский «Заячьи лапы»
Цель урока:
- развивать речь, воображение учащихся;
- развитие критического мышления; развитие умения анализировать поступки и характер героев; умения выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умения обобщать; развитие мыслительных операций;
- учить вдумчивому, осознанному чтению;
- воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия.
Ход урока
-
Орг.момент
-
Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы познакомимся с произведением писателя, который любил природу во всех ее проявлениях: и "осенний мелкий дождичек", и холодный туман, и сизую росу. Особенно он любил осень и золотой листопад. И часто повторял в письмах пушкинские строки: "И каждой осенью я расцветаю вновь..." .Он много путешествовал.
- Я думаю, вы уже догадались , произведение какого писателя мы будем сегодня изучать. Да, это Константин Георгиевич Паустовский. ( портрет писателя)
- С произведениями К.Паустовского мы с вами встречались и раньше. О чем пишет К.Паустовский?
- Какие рассказы К.Паустовского вы читали? (выставка книг)
III. Работа над новым материалом.
1. Побуждение
-Дома вы прочитали рассказ К.Паустовского «Заячьи лапы».
-Мы сегодня составим проект по данному рассказу.
- Считаете ли вы, что слова, записанные на слайде, связаны с этим рассказом?
"Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим" (Ж.Лафонтен).
- Тогда девиз нашего урока таков: « Способность видеть в обыкновенном чудесное - признак мудрости»
-Как вы понимаете эти слова?(ответы детей)
-Если мы сумеем в нашем рассказе увидеть что-то чудесное, ценное, о чем хотел сказать автор, то тоже станем мудрее.
2. Осмысление
-Что случилось с зайцем?
-Почему Ваня пришел к ветеринару?
- Какие чувства испытывал мальчик, неся обожженного зайца?
- Кто участвовал в спасении зайца?
- Как отнесся к зайцу каждый из персонажей рассказа?
- Кто не захотел прийти на помощь лесному жителю?
- Каким ты представляешь зайца из этого рассказа?
- А вы бы смогли помочь в беде?
3. Работа над выявлением главной идеи.
-Я сегодня принесла на урок ларец.
-Сейчас нам предстоит заглянуть в ларец простых истин. Что такое ларец?
Ларе́ц, - искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей; шкатулка, сундучок.
- Что хранят в ларцах?
-Правильно, в них хранят какие-то ценности.
- Иногда самое простое мы не можем увидеть, узнать, сделать, а оно окажется самым ценным. Сегодня мы должны выяснить самое ценное, что хотел нам сказать Паустовский.
4. Работа в группах.
-У вас на столах лежат кейсы. Возьмите первый кейс и, определив героев рассказа, приклейте на ваш проект.
-Во втором кейсе вы найдете характеристики действующих героев.
- Приклейте соответствующую характеристику рядом с героем.
(Ветеринар - злой, невоспитанный, равнодушный,жестокий, грубый;
Бабка Анисья - любопытная, жалостливая, душевная, добрая;
Аптекарь - нервный, сердитый, раздражённый, но добрый;
Ваня - беспокойный, добрый, выносливый, терпеливый, шустрый, заботливый, упорный;
Доктор Карл Петрович - интеллигентный, строгий, образованный, добрый;
Дед Ларион - отзывчивый, робкий, добрый.)
- Сейчас я вам покажу рисунки, а вы найдите в тексте отрывки , соответствующие им. (читают отрывки из текста)
IV.Физминутка.
2 задание.
- Ребята, у вас на партах лежит кейс с пословицами. Выберите из списка пословицы и поговорки, относящиеся к теме рассказа. Объясните, почему на ваш взгляд они подходят к теме рассказа.
Приклейте в проекты те из них, которые соответствуют рассказу.
Час в добре пробудешь - все горе забудешь.
Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Доброе слово доходит до сердца.
Всякий хлопочет - себе добра хочет
Не гони коня кнутом, а гони овсом.
Все любят добро, да не всех любит оно.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
Жизнь дана на добрые дела.
Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.
Верная указка - не кулак, а ласка.
Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.
Красота до вечера, а доброта навек.
Не считай щедрым дарящего чужое.
Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб.
Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя.
3 задание. Дискуссия.
- А вот три ученика на вопрос «О чем этот рассказ?» высказали различные мнения:
1ученик. Это рассказ о зайце
2ученик. Это рассказ о страшной беде: лесном пожаре
3 ученик. Это рассказ о людской доброте и отзывчивости.
-Как считаете вы? Обоснуйте свой ответ.
V.Обобщение учителем.
-Какую ценность мы нашли в рассказе? Что мы можем положить в наш ларчик?
( доброту)
-А как вы считаете? Что значит быть добрым? На листочках каждая группа дайте ответ на вопросы:
Быть добрым -это значит….
Быть добрым легко….
Быть добрым тяжело…
-Приклейте свои ответы в проекты.
- Совершив добро, наслаждайтесь тем, что всем окружающим вас, стало хорошо. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если мы научимся этому, то мы - богатые люди. А самое главное- это научиться видеть, что кому-то нужна наша помощь. А теперь скажите, ведь правда, что мы открыли простые истины?
- В этом рассказе описывается страшное стихийное бедствие - лесной пожар, который очень трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, почву, угрожает жизни животных и даже людей.
- Лесной пожар послужил началом истории, которая выявила доброту одних и равнодушие других.
-А как возникают в лесу пожары? (ответы детей)
- Огонь - страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев.
- Можете ли вы объяснить эту фразу: "1 дерево - 1 млн. спичек, 1 спичка - млн. деревьев".
VI.Рефлексия
-Как вы думаете, зачем Паустовский рассказал нам эту историю?
(чтобы мы задумались, какое бедствие для леса пожар и были осторожны в лесу.ит.д)
- Животные тоже иногда приходят человеку на помощь. Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим.
- Какие выводы для себя сделали?
VII. Итог урока
- В конце нашего урока вы должны либо согласиться, либо опровергнуть следующие высказывания:
Да, герои поступили совершенно правильно.
Нет, поступок героя, мне кажется, неоправдан, зря только беспокоили людей.
Домашнее задание: прочитать рассказ и составить план.