Методические рекомендации по использованию компьютерных технологий на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по использованию
компьютерных технологий на уроках русского языка

Использование информационных технологий на уроках русского языка

Учитель специальной (коррекционной) школы работает с обучающимися, имеющими нарушение интеллекта, с обучающимися, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников.

В нашей школе обучаются дети с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Примеры применения дидактических средств на уроках русского языка рассмотрим на примере обучающихся 6 класса.

В 6 классе обучаются 11 обучающихся в возрасте 14-15 лет. Все учащиеся имеют легкую степень умственной отсталости.

По возможностям обучения обучающихся 6 класса можно разделить на 3 группы. Первую группу составляют ученики, наиболее успешно обучающиеся в классе (их 4 человек ). В ходе обучения они понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Все задания им, как правило, выполняются самостоятельно, но иногда нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия обучающихся в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у обучающихся недостаточно точны.

Ко второй группе, (3 человека), относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих обучающихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к первой группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности обучающихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.

Значительная помощь им нужна в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания.

К третьей группе относятся обучающиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне (2 человека). При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой специальной (коррекционной) школы.

Обучающиеся не могут без стимулирующей помощи выполнить задания на изменение форм существительных в косвенных падежах, затруднено применение навыков словообразования и словоизменения, часто встречаются аграмматизмы. Сложность вызывает задание на составление предложения из слов, данных в начальной форме - дети допускают ошибки в согласовании слов, часто наблюдается инверсия.

Таким образом, использование информационных компьютерных технологий в специальной (коррекционной) школе является необходимым условием эффективности коррекционно-развивающего обучения, позволяет проводить как фронтальную так и индивидуальную работу на уроке, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом.

Сегодня в школьной практике широко применяются информационные технологии. При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К. Д. Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются [14].

Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка - важнейшая задача, стоящая перед учителем русского языка, особенно сейчас, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая почти все сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.

Многолетняя практика показывает, что применение компьютерных технологий на уроках является одним из условий эффективного развития письменной и устной речи учащихся с нарушением интеллекта. У детей с нарушением интеллекта, страдает речь, ослаблены память, внимание, мышление, отмечается неправильность произношения, имеются трудности овладения грамотным письмом. Именно поэтому, коррекционное обучение (обогащение словарного запаса учащихся, уточнение уже имеющихся понятий, расширение речевой практики, создание условий для развития связной выразительной речи) в первую очередь ложится на учителей русского языка.

Использование информационно-компьютерных технологий значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. В обучающих цифровых образовательных ресурсах (ЦОР) могут быть использованы разнообразные формы наглядности: таблицы, схемы, опорные конспекты и так далее. Это демонстрация не только статичной информации, но и различных языковых явлений в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, которые позволяют воссоздавать реальную обстановку деятельности.

Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку, создавая условия для мотивации к изучению этого учебного предмета. Это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, повышения качества образования.

Использование компьютера как средства обучения в силу своей универсальности помогает решить задачу развития личности ученика:

увеличивается скорость овладения учебным материалом;

наблюдается положительная динамика движения детей из групп со слабой и средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью.

становится более качественным самоконтроль учащихся при решении учебных задач;

в исполнительной основе действий наблюдаются положительные сдвиги, что сказывается на уровне общей грамотности (уменьшается количество орфографических ошибок, реже применяются исправления);

создаётся положительный эмоциональный фон; растёт уровень орфографической зоркости; повышается мотивация учебной деятельности.

Конечно, из вышесказанного не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием ИКТ и все изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Учитель может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Например, часть урока преподаватель может объяснить сам, другую - используя электронного помощника.

Для многих учащихся 6 класса русский язык, а в частности его составляющая часть - изучение орфографии, является одним из самых сложных предметов. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием, включение большого количества различных упражнений для закрепления навыка. Именно поэтому активно используются ИКТ-технологии. На уроках русского языка компьютер используется как источник учебной информации, наглядное пособие, с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажёр, средство диагностики и контроля. Включение в процесс обучения электронных динамических схем и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т.д. позволяет усилить продуктивность визуальной среды.

Заключение

Главная цель учителя - это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.

Задачи эти предполагают, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Перед учителем, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

В результате проведенного исследования можно сделать выводы, что использование информационных технологий играет важную роль в процессе обучения детей в специальной (коррекционной) школе.

Во-первых, при изложении нового материала: визуализация знаний - демонстрационно-энциклопедические программы, программы создания презентаций, интерактивная доска.

Во-вторых, на этапе закрепления изученного материала - программы-тренажеры.

В-третьих, при контроле и проверке изученного - программы для тестирования и контроля.

В-четвертых, при самостоятельной работе учащихся - программы-репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы.

В-пятых, для индивидуальной тренировки конкретных способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т.п.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ - хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

Невозможно обойтись сегодня и без компьютерной поддержки при организации и проведении внеклассной работы по русскому языку и литературе. Подготовка презентаций - это творческий процесс, результатом которого становятся электронные продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность ребят, прививают интерес к предмету.

Литература

Аксенова А.К., Н.Г.Галунчикова Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. - М. «Просвещение», 2004 г.

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.:ВЛАДОС, 1999 г.

Грабов А.Н. Основы олигофренопедагогики. - М.: Класcикс Стиль, 2005 г.

Жукова Н.Н. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе» - ito.edu.ru›2009

Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. М.: «Просвещение», 1988 г.

Кудрина С.В. Организация учебных и внеклассных занятий в коррекционной школе. - Санкт-Петербург. Издательство РГПУ им.А.И. Герцена, 2008, с. 97.

Лалаева Р.И. Нарушение устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. - Л.,1988 г.

Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. - М. 1961.

Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. - М., 1956 г. - с.10.

Матрос Д.Ш. Информатизация процесса обучения - что это такое? // Журнал «Завуч» № 1, 2010 г., с. 109-114.

Матрос Д.Ш. Внедрение информатизации процесса обучения в школе. // Журнал «Завуч» № 3, 2010 г., с. 106-114.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 29.06.2011) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993) // «Российская газета», № 54, 16.03.2011.

Учащиеся вспомогательной школы. - Под ред. Певзнер М.С., Лебединской. - М., 1979 г.

Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - Т. 8. - С. 251

ФГОУ ВПО «АмГПУ» Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи - г. Комсомольск-на-Амуре, 2009.

osobyirebe№ok.ru/Article.php?articleid=281

consultant.ru/



© 2010-2022