Интегрированный урок (обществознание и литература)

   Интегрированный урок (обществознание + литература) по теме "Жизнь складывается не только из любви"?   Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание-литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 9 классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания. В качестве художественного материала к уроку учащимся предлагается повесть Г. Щербаковой «Вам и не снилось», а также фильм И. Фреза, снятый по повести. Предлагаемые материалы могут быть использова...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок (обществознание + литература) по теме "Жизнь складывается не только из любви"?

Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание-литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 9 классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания. В качестве художественного материала к уроку учащимся предлагается повесть Г. Щербаковой «Вам и не снилось», а также фильм И. Фреза, снятый по повести. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике.

Цель урока: изучение темы «Социальный конфликт» на материале повести Г. Щербаковой «Вам и не снилось»

Задачи:

сформировать понятия «конфликт», «компромисс», «арбитраж»;

проанализировать межличностный конфликт с позиций литературоведения и обществознания;

развивать умение анализировать информацию, создавать собственное высказывание по социальной проблеме;

развивать умение анализировать художественные произведения литературы и кино;

способствовать формированию нравственных ценностей: любовь, долг, честь, семья.

Урок имеет выход в практику творческой деятельности учащихся, разработан с учетом требований новой формы итоговой аттестации по предметам гуманитарного цикла.

Оборудование и дидактические материалы к уроку:

фрагменты повести Г. Щербаковой «Вам и не снилось»;

видеозапись фильма И. Фреза «Вам и не снилось»;

рабочие листы с заданиями для учащихся;

учительская презентация к уроку;

технические средства.

Предварительная работа:

анкетирования учащихся 8 класса с целью выявления их отношения к юношеской любви

прочитать повесть Г. Щербаковой «Вам и не снилось»

посмотреть в классе фильм И. Фреза

повторить понятия «сюжет», «композиция», стадии развития конфликта в художественном произведении

подготовить индивидуальные задания: «Обзор творчества Г. Щербаковой», «Художественное своеобразие конфликта в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», «Способы разрешения социального конфликта»;

найти в справочной литературе определение понятия «конфликт».

Ход урока

Учитель литературы:

Здравствуйте!Сегодня мы встречаемся с учениками и педагогами школы на открытом уроке. Открытый он не только потому, что на нем присутствуют учителя, гости, но и потому, что он открывает цикл объединенных, интегрированных уроков по литературе и обществознанию, на которых в ходе анализа художественных произведений мы обсудим нравственные проблемы, волнующие современного человека. Мы будем вести этот урок вместе с Ларисой Хажгериевнойв режиме свободного диалога.

Учитель обществознания: Для первого урока мы выбрали тему, которая наверняка волнует подростков. Тему, связанную с тем, какое место занимает любовь в жизни человека. И сегодня мы поговорим о юношеской любви. Тема сформулирована в виде проблемного вопроса :

Жизнь складывается не только из любви? на который мы и попытаемся ответить в конце урока.

Накануне мы провели небольшое социологическое исследование в вашем классе на эту тему.

Наш психолог Шакова Оксана Хасеновна подвела итоги анкетирования:

95 % учащихся уже испытывали чувство влюбленности, причем, только у 12 % оно не было взаимным. Практически все на вопрос «Рассказываете ли вы родителям о своих чувствах?» ответили отрицательно.

Анкета

1.В каком возрасте человек имеет право влюбиться?

2.Должны ли окружающие люди знать об этом, что тебе нравиться какой-то человек?

3.Нужно рассказывать посторонним людям о своих чувствах?

4.Нужно ли об этом говорить со своими родителями?

5.Что делать, если человек тебе нравиться , а ты ему нет?

6.Нужно ли добиваться ответного чувства?

7.Нужно ли советоваться об этом с родителями?

8. Испытывали вы чувство влюбленности?

9.Что бы ты хотел посоветовать своим одноклассникам, которые испытывают чувство влюбленности?

Психолог:

- Почему подростки не делятся с родителями своими чувствами?

Ученики: Потому что бояться , что их не поймут.

Учитель литературы: В качестве художественного материала к обсуждению мы предлагаем повесть Г. Щербаковой «Вам и не снилось», основной темой которой является юношеская любовь.

Ответ ученика (краткая справка о творческой биографии Щербаковой, сопровождаемый презентацией)( ученикам было дано опережающее задание)

В этом году исполняется 30 лет с момента первой публикации повести «Вам и не снилось» в 1979 году в газете «Юность». Трогательная история любви двух старшеклассников потрясла читателей и вызвала неоднозначную оценку.

В "Московском комсомольце" напечатали огромное письмо учителей, которые требовали уволить редактора журнала "Юность", а автора лишить навсегда возможности сочинять и публиковаться. В то же время автор стала получать мешки писем, в которых читатели выражали свою благодарность и просили напечатать повесть еще раз.

Учитель литературы:

- Что же вызвало такую неоднозначную оценку критиков?

Ученик: детская и юношеская любовь всегда вызывала настороженность, недоверие. Критиковали автора за финал: считали, что поступок Романа, прыгнувшего из окна, мог сдать дурным примером для других.

Учитель обществознания: Таким образом, в основе сюжета лежит конфликт.

- Давайте подумаем, что такое конфликт?

Ученик: столкновение интересов.

Учитель обществознания : Какой конфликт становится центральным в повести Г. Щербаковой?

Ученик: конфликт детей и родителей.

Учитель обществознания : В любом конфликте мы выделяем участников - субъектов и объект, т.е. причину.

Учитель обществознания : Что же является объектом (причиной) конфликта?

Ученик: юношеская любовь.

Учитель обществознания :

- Казалось бы, любовь взаимна, что же мешает этой любви?

Ученик: отношения между родителями влюбленных.

Учитель обществознания : Давайте попробуем выделить участников конфликта, заполнив таблицу на рабочих листах.

Заполните таблицу «Участники конфликта».

Участники Герои повести

Оппоненты (противостоящие стороны) Мать Романа, Роман и Юля

Вовлеченные стороны (непосредственно влияют на ход конфликта) Мать Юли, отец Романа, бабушка Романа, Танечка

Директор школы

Заинтересованные стороны (косвенно влияют на ход конфликта) Одноклассники, отчим Юли

Учитель обществознания : В зависимости от того, кто является субъектом конфликта, какие виды конфликтов мы можем выделить?

В зависимости от сферы деятельности людей, какие виды конфликтов мы можем назвать?

Что выступает в качестве объекта конфликта в обществе?

Учитель литературы:

Теперь давайте проследим динамику развития конфликта в повести между главными героями (сопоставление литературоведческого и социологического подходов).

Вспомните, какие этапы или стадии конфликта в художественном произведении вы выделяли на уроках литературы?

Ученик : Экспозиция-завязка-нарастание конфликта- кульминация- развязка.

На доске вместе с учениками записываем этапы конфликта в художественном произведении, после этого предлагаем ученикам соотнести с этапами конфликта с позиции социологии и сделать вывод о сходстве. (Причина сходства объясняется общностью объекта, который предполагает общие принципы анализа).

Учитель литературы:

Давайте проанализируем динамику развития конфликта в произведении Щербаковой. Заполните самостоятельно следующую таблицу на рабочих листах.

Ученик:

Экспозиция: переезд Юлиной семьи в новый дом, приход в новый класс.

Завязка: знакомство, дружба и любовь Романа и Юли.

Нарастание конфликта: попытки матери Романа разлучить детей.

Кульминация: обман, связанный с болезнью бабушки и разоблачение Романом этого обмана, поездка Юли к Роману.

Развязка: несчастный случай и встреча влюбленных.

Учитель литературы:

Возможна ли в реальной жизни подобная ситуация?

Учитель литературы:

Какие способы разрешения социального конфликта вам известны?

Ученик:

Какие же могут быть пути выхода из этого конфликта?

Ученик: Родители могли бы договориться, выслушать своих детей.

Учитель литературы:

Давайте вспомним, как пытались разрешить этот конфликт герои повести?

Ученик: Мать Романа переводит в другую школу, а потом отправляет в другой город, чтобы изолировать влюбленных друг от друга - подавление; мать Юли и отец Романа хотят урегулировать конфликт и договориться между собой; Татьяна Николаевна напрямую не участвует в конфликте, но готова вмешаться, чтобы разрешить его).

Вы знаете, что по повести был снят фильм Фрезера «Вам и не снилось». Посмотрите фрагмент фильма, который введен режиссером. Разговор, в котором Вера, мать Романа, рассказывает Татьяне Николаевне, что они разыграли Романа. Обратите внимание на поведение героини и, особенно, на реакцию отца Романа.

Учитель литературы:

Для чего режиссер вводит сцену ссоры родителей Романа?

Ученик: Для того , чтобы показать, что взрослым свойственно ошибаться.

Учитель литературы:

Все ли возможные варианты выхода из конфликта использованы героями повести?

Ученик: Нет , не все

Учитель литературы: Как видим, в самой повести разрешение конфликта связано с несчастным случаем - падением Романа из окна. (Зачитать). Посмотрите фрагмент этого фильма. Если сопоставить финал повести и фильма, можно отметить различие в финале. Какое?

Ученик: Действительно, финал произведения вообще претерпел несколько изменений.

«Когда повесть "Вам и не снилось" еще готовилась к печати, - вспоминает Г.Щербакова, - меня вызвал главный редактор "Юности" Борис Полевой... и сказал: "Я не трус, но я боюсь. Публиковать повесть с таким концом мы не будем. Вы что, хотите, чтобы завтра все мальчики стали прыгать из окошка?" И пришлось мне сделать финал помягче, хотя первоначально он замысливался совсем трагическим", - говорит Г.Щербакова.

Учитель литературы: В повести финал открытый, а как вы сами его поняли? Почему?

Почему же, согласившись изменить финал повести, Г. Щербакова признавалась: «Для меня Роман умер»? (трагическая развязка как проявление неразрешимых противоречий, неспособность матери пойти на компромисс, что делает эту повесть трагедией).

Ученик: Первоначально повесть Галины Щербаковой была опубликована под названием «Роман и Юлька». Почему автор выбрала для повести такое простое название?(название только на первый взгляд кажется простым, на самом деле оно созвучно с названием шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Роман - не только имя, но и любовь героев. Имя Юля - русский вариант Джульетты.)

Учитель литературы:

Давайте вспомним, в чем художественное своеобразие конфликта в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»? (индивидуальное задание)

Учитель литературы:

Наверное, вы заметили и разницу в выборе имен героини. Почему героиню фильма зовут Катя?

Когда режиссер Илья Фрез задумал экранизировать повесть Галины Щербаковой "Вам и не снилось", в Госкино ему категорично заявили: "Влюбленных зовут Роман и Юля? Это что же ваша Щербакова себя Шекспиром возомнила? Не бывать этому!". Джульетту, то есть Юльку пришлось заменить на Катю.

Учитель литературы:

- Как вы думаете, почему же в последующих редакциях повесть получила название фильма - «Вам и не снилось»?

Учитель литературы:

Выполним небольшое практическое задание. Допишите начало предложения «Своим названием повести Г. Щербакова говорит читателям: «Вам и не снилось»…

Учитель обществознания:

- В повести сталкиваются не только влюбленные и их родители, но и разные позиции по отношению к любви и ее роли в жизни человека. Вы, наверное, заметили, что в повести и особенно в фильме параллельно с историей любви юных героев введена история любви Татьяны Николаевны.

Учитель литературы:

- С какой целью делает это автор?

Ученик: Противопоставить несостоявшуюся любовь взрослых и счастливую любовь детей).

Учитель литературы:

- А почему не состоялась любовь Татьяны Николаевны?

Ученик: взрослые люди подходят к любви с рациональных позиций.

Учитель литературы: Почему она поддерживает любовь Романа и Юли?

Ученик: сама была в сходной ситуации.

Учитель литературы:

Мы видим, что в повести сталкиваются два взгляда на любовь.

Учитель литературы:

Посмотрите фрагмент фильма «Вам и не снилось» и сформулируйте на рабочих листах позицию Татьяны Николаевны и юной героини о месте и роли любви в жизни человека. Татьяна Николаевна Позиция Кати

«Жизнь складывается не только из любви. Только любовь - это даже бедность».

Чувство долга перед родными, учениками помогает жить без любви «Только любовь вправе побуждать…»

Без любви «я бы просто не жила»

Учитель литературы: Искренне ли говорит Татьяна Николаевна?

Ученик: не совсем. Ее личный опыт убедил ее в том, что первая любовь может оказаться в жизни единственной. Т.Н. хочет помочь Кате и уберечь ее от разочарований.

Учитель литературы: Возвращаясь к проблемному вопросу нашего урока, перефразируем его: Может ли жизнь складываться только из любви? Почему?

Сейчас мы возьмем интервью у добровольца, беседа пройдет о той же теме, что мы попытались раскрыть на уроке.

Учитель литературы: Скажи пожалуйста, как ты относишься к4 выражению жизнь складывается не только из любви?

Ученик : К сожалению в жизни кроме хорошего можно встретить и много плохого , наверное, кто сказал так , подразумевал это.

Учитель литературы: Какую роль в твоей жизни играет любовь, какова она в твоем понимании?

Ученик: Сейчас я не хотел бы тратить свое время на различные увлечения, любовь близких меня вполне устраивает.

Учитель литературы: Разве у тебя не было никогда увлечений?

Ученик: Да, были.

Учитель литературы: С кем ты поделился в первую очередь?

Ученик: Со своим другом.

Учитель литературы: А почему ни с мамой?

Ученик: наверное, боялся непонимания.

Учитель литературы: И все- таки вено ли выражение «Жизнь складывается не только из любви»?

Ученик: Да.

В заключении нашего урока Хотелось бы услышать стихотворении е , которое сочинил Кертбиев Тембулат для нашего урока:

Первая любовь

Первая любовь- это всегда боль.

Будто на рану сыплют соль,

Будто предал лучший друг,

Будто водой окатили вдруг.

А как раньше пела душа,

Когда навстречу ты шла не спеша

Он лучшие чувства тебе при поднес,

Но твой обман любовь унес.

Говорят ,что время лечит,

Так пусть пройдут года,

И каждый из нас встретит,

Того, кто будет с нами всегда.

Д.з. На этом наш разговор о любви не заканчивается. Вашим домашним заданием будет написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Можно ли прожить без любви?». Приведите 2-3 аргумента, доказывающих вашу точку зрения. Используйте ваш жизненный или читательский опыт.











Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г.п.Залукокоаже


















Интегрированный урок в 11 «Б» классе

(литература и обществознание)

«Вам и не снилось».

(Районный семинар)





Урок подготовили Бжахова А.Х. и Озрокова Л.Х.















2013г.

© 2010-2022