- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс по русскому языку «Русский язык в схемах и алгоритмах» 9 класс
Элективный курс по русскому языку «Русский язык в схемах и алгоритмах» 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мияссарова Р.М. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа предназначена для обучения учащихся 9 класса, рассчитана на 34 час, базируется на программно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов ОГЭ предыдущих лет.
Использует в качестве программно-методического сопровождения
-
«Пособиe для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко.-М.
-
Русский язык. Контрольные измерительные материалы, 2013-2015. М-Просвещение
-
Экзаменационные материалы для подготовки к ОГЭ-2015. Русский язык. М.: 2015 год
-
Скиргайло Т.О.Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. Пособие для учителей.- М.: Русское слово,2004
-
" Русская речь» 9 класс. « Магариф» 2009г.
-
И.П.Цыбулько. Русский язык ОГЭ. 36 вариантов тематических заданий М. ЭСКМО,2015 год
-
Г.Т.Егораева. Русский язык. ОГЭ - 2016 Сборник экзаменационных тестов М. «Экзамен», 2016
Элективный курс по русскому языку предполагает подготовку учащихся к ГИА. Целенаправленная работа по формированию системы знаний о языке и речи обеспечит полноценное овладение всеми видами ключевых (базовых)компетенций.
Данный элективный курс ставит перед собой следующие цели:
1.Образовательные: восстановление и закрепление знаний , полученных в 5-9 классах, обобщение и систематизация знаний учащихся о различных разделах языкознания (лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису),углубление знаний о лингвистике как о науке, функционально-стилистической системе русского языка, применение полученных знаний и умений на практике;
2.Развивающие: развитие познавательной активности, творческих способностей, связной речи учащихся, расширение словарного запаса, совершенствование навыков устной и письменной речи;
3.Воспитательные: повышение речевой культуры учащихся, привитие чувства любви к русскому языку, воспитание духовно-нравственной личности.
Задачи элективного курса
-формировать орфографическую, пунктуационную грамотность и общую речевую культуру
-научить производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, комплексный анализ текстов различных стилей и типов речи;
- развивать навык чтения, способности адекватно воспринимать информацию, видеть подтекст, основную идею, оценивать языковую форму выражения содержания в тексте;
-развить умение пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
-совершенствовать речевые умения учащихся, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
-целенаправленно формировать навыки собственного монологического высказывания ;
-усилить речевую направленность обучения, формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводить тезис, аргументы и делать вывод;
-научить свободно оперировать понятиями на системном уровне;
-анализировать на занятиях результаты тестирования, выясняя причины ошибок.
При изучении данного элективного курса возможны разные методы и формы работы, обусловленные целями , задачами, спецификой предлагаемого языкового материала. Для активизации познавательного интереса учащихся и их профессионального самоопределения целесообразно опираться на использование следующих методов обучения:
- проблемное изложение теоретического материала;
- совершенствование текста через редактирование;
- мыслительная деятельность по выбору и аргументации альтернативных решений;
- поисковая и частично-поисковая работа учащихся на практических занятиях;
- моделирование речи в предложенных языковых условиях;
- метод устного контроля и самоконтроля (устного и письменного);
- иллюстративно-объяснительный метод на лекционных занятиях;
-информационные технологии.
Формы деятельности:
-
индивидуально-ориентированная;
-
групповая;
-
фронтальная.
Достижение целей и выполнение задач осуществляется через следующие методические приемы:
- лекции;
- обобщающие беседы;
- практикумы;
- консультации;
- анализ тестов;
- комплексный анализ текстов разных стилей и типов речи;
- творческая работа;
- компьютерное тестирование.
Ожидаемые результаты обучения и развития детей по данной программе.
После окончания элективного курса учащиеся должны уметь :
- анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;
- проводить фонетический, лексический, орфографический анализ слова, пунктуационный и синтаксический анализ предложения, лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических норм русского литературного языка, письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- использовать основные приемы информационной обработки текста;
- определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам, определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам, определять стили речи и
основные способы образования слов;
- объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова;
- применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису практике правописания;
- соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- создавать связное речевое высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного, последовательно излагать свои мысли;
- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексического богатство языка;
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными норму литературного языка.
Элективный курс составлен в соответствии с концепцией профильного обучения и направлен на углубленное изучение русского языка. Содержание, формы и методы обучения данного курса помогают учителю стимулировать познавательную активность учащихся, способствуют повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению интересов выпускников, раскрывают их творческий потенциал, позволяющий познать глубины родного языка, расширяют знания учащихся о русском языке, способствуют формированию языковых и речевых умений.
Изучение курса способствует воспитанию у учащихся любви и интереса к русскому языку
Элективный курс дополняет содержание школьного курса русского языка. Реализация данной программы позволяет успешно решать общеучебные и предметные задачи, среди которых в качестве наиболее значимых можно выделить следующие: овладение нормами русского литературного языка, в том числе и навыками грамотного письма; формирование умений и навыков изложения мыслей в письменной и устной форме.
Календарно-тематическое планирование ЭК «Речеведение»
№п/п
Тема занятия
Виды работ
Срок
Факт
1
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания
Лекция учителя
4.09
2
Типы заданий Части 2
11.09
3
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста
18.09
4
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста
Беседа, слово учителя, тестирование, работа с толковым словарём
25.09
5
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности
Беседа, работа с обобщающими таблицами, тренировочные упражнения
2.10
6
Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание
Комплексный анализ текста
9.10
7
Правописание суффиксов
Работа с обобщающими таблицами
16.10
8
Лексическое значение слова. Синонимы.
Тестирование, проверочная работа, выборочный диктант
23.10
9
Лексическое значение слова. Синонимы.
Работа с обобщающими таблицами
30.10
10
Словосочетание
Работа с обобщающими таблицами
13.11
11
Словосочетание
Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование
20.11
12
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
Письменный опрос, морфологический разбор частей речи, работа с текстом
27.11
13
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
Работа с обобщающими таблицами, письменный опрос, объяснительный диктант
4.12
14
Осложнённое простое предложение
Работа с обобщающими таблицами, письменный опрос, объяснительный диктант
11.12
15
Осложнённое простое предложение
Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование
18.12
16
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Работа с обобщающими таблицами, анализ предложений, проверочная работа, тестирование
25.12
17
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения
15.01
18
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях
Синтаксический разбор
22.01
19
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях
Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения
29.01
20
Синтаксический анализ сложного предложения
Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения
5.02
21
Синтаксический анализ сложного предложения
Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения
12.02
22
Сложные предложения с разными видами связи между частями
Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения
19.02
23
Сложные предложения с разными видами связи между частями
Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения
26.02
24
Этапы работы над изложением
Лекция учителя
4.03
25
Редактирование изложения (Часть1)
Слово учителя, работа с текстами изложения, взаи мопроверка работ, работа с карточками редактирования
11.03
26
Редактирование изложения (Часть1)
Слово учителя, работа с текстами изложения, взаимо проверка работ, работа с карточками редактирования
18.03
27
Виды сочинений. Этапы работы над сочинением
Лекция учителя
1.04
28
Редактирование сочинения (15.1)
Слово учителя, работа с текстами сочинения, взаимопроверка работ, работа с карточками редактирования
8.04
15.04
22.04
29
Редактирование сочинения (15.2)
30
Редактирование сочинения (15.3)
31-33
Итоговый тест
Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения
29.04
6.05
13.05
34
Итоговое занятие
20.05