Вселенная, человек и литература

Создавая данный проект мы поставили перед собой следующие цели: 1.Способствовать формированию развития глобального сознания, познания мира как целостной системы, развития таких личностных качеств, как ответственность, целеполагание, любознательность, патриотизм. 2. Образовательная: обобщение и закрепление знаний, полученных по литературе, астрономии и т.п. 3. Рефлексия: формирование личностных качеств обучающихся  таких, как начитанность, культура речи, самостоятельность мировоззренческих вывод...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальный проект

«Вселенная, человек и литература»

Мероприятие подготовили и провели:

Студенты ВГСПУ факультета Технологии и сервиса,

Выпускники МОУ СОШ №13,МОУ СОШ № 35

Старшеклассники: группа «Физики», группа «Литераторы»

Консультанты: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 13 Шамшина Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 35 Зубкова Е.А.

Цели мероприятия:

1. Воспитательная: формирование развития глобального сознания познания мира как целостной системы, развития таких личностных качеств, как ответственность, целеполагание, любознательность.

2. Образовательная: обобщение и закрепление знаний, полученных по литературе, астрономии и т.п.

3. Рефлексия: формирование личностных качеств обучающихся и студентов таких, как начитанность, культура речи, самостоятельность мировоззренческих выводов; развитие коллективных форм и обучения и методов научно-исследовательской работы.

План проведения

1. Вступительное слово учителя о взаимосвязи Вселенной и разума.

2. Космология: обзор научной информации по основным темам программы:

- галактика и звёзды;

-солнце и солнечная система;

-планета Земля и планеты земной группы;

-планеты-гиганты и спутники планет;

-малые планеты;

-солнечные и лунные затмения

3. Литература: стихи А.Твардовского, Г.Поженяка, Л.Мартынова, А.Толстого и других поэтов, отражающие связь природы и человека.

4. Экскурсия по астрономия.

5. Экскурс по книжной выставке: Научное познание мира и литературы»:

а) природа и человек в исповедальной лирике М.Лермонтова;

(мероприятие открывается просмотром презентации «Юрий Гагарин- первый в мире космонавт»

б) Вениамин Хлебников- Первый Председатель Земного Шара.

Сначала просмотр презентации и Первый в мире космонавт.

Учитель: Сегодня в день, когда исполнилось 50 лет со дня первого полёта человека в космос, человечество вспоминает все вехи изучения окружающего мира и имена учёных, которые развивали науку и технику, чтобы человечество осознало себя, как единую цивилизацию. Осознание человеком с научных позиций своего места во вселенной, взаимосвязи своего существования с окружающим миром составляет основу нашего научного мировоззрения

Студенты Вселенная именно такая, какая она есть!Литераторы: Не совсем , вселенная именно такая, потому что есть человек!

Вселенная сама по себе, без человека просто не имеет смысла. Разум человека понял гармонию Вселенной о согласовал её с собой. О вселенной, о человеке и небе писали М.Лермонтов, Л.Н.Толстой, В.Хлебников и В.Маяковский.

Вывод обучающихся: Нам очень повезло, что мы живём в мире с такими свойствами. В другом мире нас просто могло и не быть.

Учитель литературы: Так давайте же разберемся:

Какой он этот мир и каково место человека в этом мире?

Как мир науки уживается с миром природы?

Для этого мы послушаем информацию каждой творческой группы («Студенты», «старшеклассники», «литераторы» ) и стихи, которые отражают научные знания.

Учитель физики: Вселенная. Бесконечное пространство, наполненное миром и галактиками. Граница наблюдаемой части Вселенной.

Песня «Мы дети Галактики » под минусовку исполняется всем классом

Мы дети Галактики,

На звёздных дорогах пылая

Учим азы астронавтики

Тебя ,покидая ,Земля!

Но, где бы мы ни были

В дальние дали глядя,

Самое главное помним

Тебя, дорогая Земля!

Студенты R=4МИЛД.С.ЛЕТ=4x10*25м и в этих пределах находятся =30 галактик, среди них наша, они составляют Метагалактику . В состав нашей галактики входят приблизительно 100 млрд. звезд с общей массой 80 млдр. Масс Солнца. Все звезды и созвездия, которые мы видим, принадлежат нашей Галактике.

Литераторы: Стихотворение «Сыну …», поэт Г.Поженяк

Скоро ты будешь взрослым

Больше будешь и шире.

Звезды бывают тоже

Маленькие и большие.

Те, что поближе - близкими.

Те, что подальше - дальними.

Если ты счастлив - счастливыми.

Если грустишь - печальными.

Звёзды бывают крупными.

В южных широтах - яркими.

Спелыми словно яблоки

Те, что сбивают палками.

А иногда и тусклыми,

Точечками осиными

Эти зовутся грустными

Или попросту - зимними,

Восходят они далёкими

Те, что одни - одинокими,

Те, что вместе - со звёздными

Звёзды бывают разные…

Литераторы: Но при всём многообразии звёзд, одна для нас самая близкая и самая родная, которая дарит нам своё тепло и свет, и имя этой звезды Солнце.

Студенты: Солнце - научная информация о размерах солнца, его массе, строении и энергии. Рис. № 2.

Литераторы: «Любовь и Солнце» поэт Н.Паустовский

Ночь смотрит тысячами глаз,

А день глядит одним,

Но солнца нет и по земле

Тьма стелется, как дым!

Жизнь смотрит тысячами глаз,

Любовь глядит одним,

Но нет любви и жизнь твоя

Проходит словно дым!

Литераторы: В хаосе мироздания возникла, развивалась и сохранила свои черты «Солнечная семья». Эти планеты, далёкие братья Земли, спутники их планет их сестры и, конечно же, планеты - крошки астероиды и многие другие объекты.

Физика: «Солнечная система» - научная информация о составе Солнечной системы, её динамике и масштабах. Рис. № 4.

Литераторы: «Голос природы» поэт Л.Мартынов

Слышу я Природы голос

Порывающийся крикнуть

Как и с кем она боролась,

Чтоб из хаоса возникнуть.

Может быть и не во имя

Обязательно нас с вами,

Но чтоб стали мы живыми

Мыслящими существами.

И твердит природы голос

В Вашей власти,

В вашей власти,

Чтобы я не раскололась

На бессмысленные части.

Звучит песня «Лебеди» в исполнении Л.Мартынова

Учитель физики: Среди других известных планет Солнечной системы Земля уникальна тем, что на ней существует жизнь, не зря планету называют «Колыбель Человечества». Человек незаметно вписался в природное окружение, но возвеличил себя разумом!

Физики: «Голубая планета Земля»- научная информация о Земле как планете Солнечной системе, ее параметрах, природе и атмосфере.

Литератора: Поэт А. Толстой

Все моря шумного пучины

Ты, неба вечного простор,

Ты светил блестящий хор

И вы родной земли вершины

Поля и пестрые цветы

И с гор струящиеся воды-

Отдельно взятые черты

Все цельно дышащей природы!

Как вас связала нить,

Одна другой светлей и краше.

Каким законом обьяснить

Родство таинственное наше?

Учитель физики: Человек прибежал к финишу с победно поднятым факелом укрощенного прирученного огня. Огонь помог ему построить жилища, создать машины, развить производство. Но век техники добавил новые проблемы Природе- ее загрязнение. Это не только бытовые, но и производственные энергетические, транспортные отбросы, которые губят Природу и способны уничтожить человека.
Студенты : «Ни один живой организм не может существовать в среде, созданной из его отбросов» писал В.И. Вернадский. Из всего многообразия современных загрязнителей ООН указало десять:

1.Углекислый газ

2.Ртуть

2.Оксид углерода

3.Сернистый газ

4.Оксиды азота

5.Фосфаты

6.Свинец

7.Нефть

8.Пестициды

9.Радиация

5 млн. тонн бытовых отходов по области, которы е вызывают следующие негативные явления:
1.Слезотечение

2.Удышье

3.Тошнота

4.Кашель

5.Расстройсво сердечной деятельности

6.Болезнь глаз

7.Болезни органов дыхания

8.Болезнь кожи

9.Болезнь слуха

10.Нарушение иммунной системы

Литераторы: « Слово к человечеству»поэт НУсольцев

Не растет пшеница,

Нет вокруг зверья,

Мертвые без птицы,

Запахи гнилья.
Дождь радиоктивный

Лупит проливной,

Строчки молний синих

Саван шьют земной.
А в темноте смога

Черные кресты,

Погоди немного, отойдешь и ты!

Учитель: Но не будем впадать в отчаянье ,а задумаемся глубоко и постарамся оценить те блага,что дает нам Земля, познавая далекие миры. Это Марс, Венера , Меркурий

Физики: «Вопрос, существования жизни по соседству с нами в солнечной системе - это вопрос большого мировоззренческого значения»

Литераторы: «Еще раз о жизни»

Напрасно ты надеешься на то ,

Что земли дальние подарят блага!

Не освежит твой рот , твое лицо,

Как на земле живительная влага!

Тебе придется в тех Мирах

Искать тепла, а может,тени-

Излучений тихий -враг

Нас не оставят теми

И вот тогда в невежестве своем

Ты вспомнишь о родной планете.

Давай сегодня гимн ей пропоём,

И навсегда запомню гимны эти!

СТАРШЕКЛАССНИКИ: ЗА орбитой МАРСА величественно и не спеша обращаются

Вокруг Солнца -гиганта средне планеты Юпитера и Сатурна. К этой группе относятся и Уран с Нептуном. Но все они для вас загадка,

Которую мы разгадываем многие годы, то с земли, то АМС.

Старшеклассники: о них так много говорят,

Но далеки они от нас,

Порою очень далеки,

Что их не видит глаз!

Но посылает человек

К ним станции свои,

И вот тогда они для нас

Становятся близки.

Мы постепенно все о них

УЗНАЕМ И ПОЙМЁМ

И все ответы к тайнам их

Конечно же, найдем!

Учитель: Кто из нас не увлекался фантастическим романом Герберта Уэллса

Первые люди на Луне .а так же другими художественными произведениями о полетах на Луну. Сегодня эта фантазия стала былью.

Физики: Луна и спутники планет. Информация о естественных спутниках планет, их количестве, прероды, массе и форме.

«Земляки» поэт А. Твардовский

Звучат во всех краях планеты

Без перевода, как Москва,

Россия, Родина, РАКЕТЫ.

«Мир», «Спутник» - русские слова.
И это слово - прилуненье -
Оно уже в родной семье
В ряду тех слов,
Что слово «гений»,
Которое так ценят на Земле.
Да, гений человека рос веками,
Он проложилш дорогу на Луну,
Так назовем друг друга земляками,
И позабудем страшную вражду!
Студенты: Вестниками ужаса считались и кометы в древние времена, астрологи всегда связывали с ними конец мира и призывали верующих либо жертвовать в пользу храма, либо лить слезы раскаяния и послушания церкви. Но «времена меняются», как говорили римляне, и сегодня у человечества иной взгляд на кометы.
Старшеклассники: «Малые тела солнечной системы» - это астероиды и кометы, (информация о природе комет, их причины полета и свечения.)
Плакат.
Старшеклассники: Поэт Беранже.
Бог шлет на нас ужасную комету,
Мы участи своей не избежим.
Я чувствую, конец приходит свету;
Все компасы исчезнут вместе с ним.
С пирушки прочь вы, пившие без меры,
Немногим был по вкусу этот мед,
На исповедь скорее лицемеры!
Довольно с нас, состарился наш мир…
Старшеклассники: Не только кометы, но и солнечные и лунные затмения наводили страх. В сборнике, выпущенном на Западе под названием «История чудес» говорилось: «Всякий раз, как видят затмение Луны и Солнца, явление кометы, происходит трясение земли, превращение воды в кровь и иные чудеса, которые предвещают войны, смерть монархов, разрушение империй, голод и чуму…
Студенты: «Солнечные и лунные затмения» - информация о причинах этих явлений, их прошлое и настоящее понимание.
Плакат.
Старшеклассники: Архимед и Ломоносов - соль земли
Знать сегодняшних вопросов не могли.
Как же дальше жить планете голубой?

Ей на все должны ответить мы с тобой!

Все с начала вроде просто - дважды два!

А потом гудит от формул голова.

Все открытья, все новинки - прошлый век,

Ты пробей свою тропинку, Человек!

Знамя чистые страницы шевеля,

Мы берём, как говорится, всё с нуля.

Друг - филолог, математик, астроном,

Все с нуля бери, да сам не будь нелём!

Вторая часть.

1.Экскурс с демонстрацией иллюстраций портретов учёных, поэтов, книг художественного и научно-популярного цикла на тему: "Астрология и литература".

2.Литература и Вселенная. Творчество М.Ю. Лермонтова и В. Хлебникова.

а) Ученики-старшеклассники выступают с сообщением о творчестве М.Ю. Лермонтова, с чтением его стихов: "Выхожу один я на дорогу", "Молитва" и др.

б) Ученики-старшеклассники выступают с сообщением о жизни и творчестве В. Хлебникова - Первого Председателя Земного Шара; звучат его стихи из "Повести Каменного века", "Гибель Атлантиды", "Вилла и леший" и др.

Кто сетку из чисел

Набросил на мир

Разве он ум наш

возвысил?

Нет, стал наш ум

Ещё более сир ...

3.Размышления учащихся и студентов над проблемным вопросом:

"Существует ли жизнь и разум во Вселенной?", о назначении человека на Земле; рассказы о пришельцах, НЛО и т.п.

4. Мероприятие заканчивается благодарным словом учителя, подведением итогов конкурса рисунков, сочинений на данную тему и строчками из стихотворения В. Хлебникова:

Лёта, лета

Люди-растаявший лёд.

Дальше и дальше полёт

В великих погонях

Бешеных скачек

На наших ладонях

Земного шара мячик.


Учитель физики А.А.Гончаров

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №13 Н.В. Шамшина


© 2010-2022