- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Вселенная, человек и литература
Вселенная, человек и литература
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шамшина Н.В. |
Дата | 04.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Социальный проект
«Вселенная, человек и литература»
Мероприятие подготовили и провели:
Студенты ВГСПУ факультета Технологии и сервиса,
Выпускники МОУ СОШ №13,МОУ СОШ № 35
Старшеклассники: группа «Физики», группа «Литераторы»
Консультанты: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 13 Шамшина Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 35 Зубкова Е.А.
Цели мероприятия:
1. Воспитательная: формирование развития глобального сознания познания мира как целостной системы, развития таких личностных качеств, как ответственность, целеполагание, любознательность.
2. Образовательная: обобщение и закрепление знаний, полученных по литературе, астрономии и т.п.
3. Рефлексия: формирование личностных качеств обучающихся и студентов таких, как начитанность, культура речи, самостоятельность мировоззренческих выводов; развитие коллективных форм и обучения и методов научно-исследовательской работы.
План проведения
1. Вступительное слово учителя о взаимосвязи Вселенной и разума.
2. Космология: обзор научной информации по основным темам программы:
- галактика и звёзды;
-солнце и солнечная система;
-планета Земля и планеты земной группы;
-планеты-гиганты и спутники планет;
-малые планеты;
-солнечные и лунные затмения
3. Литература: стихи А.Твардовского, Г.Поженяка, Л.Мартынова, А.Толстого и других поэтов, отражающие связь природы и человека.
4. Экскурсия по астрономия.
5. Экскурс по книжной выставке: Научное познание мира и литературы»:
а) природа и человек в исповедальной лирике М.Лермонтова;
(мероприятие открывается просмотром презентации «Юрий Гагарин- первый в мире космонавт»
б) Вениамин Хлебников- Первый Председатель Земного Шара.
Сначала просмотр презентации и Первый в мире космонавт.
Учитель: Сегодня в день, когда исполнилось 50 лет со дня первого полёта человека в космос, человечество вспоминает все вехи изучения окружающего мира и имена учёных, которые развивали науку и технику, чтобы человечество осознало себя, как единую цивилизацию. Осознание человеком с научных позиций своего места во вселенной, взаимосвязи своего существования с окружающим миром составляет основу нашего научного мировоззрения
Студенты Вселенная именно такая, какая она есть!Литераторы: Не совсем , вселенная именно такая, потому что есть человек!
Вселенная сама по себе, без человека просто не имеет смысла. Разум человека понял гармонию Вселенной о согласовал её с собой. О вселенной, о человеке и небе писали М.Лермонтов, Л.Н.Толстой, В.Хлебников и В.Маяковский.
Вывод обучающихся: Нам очень повезло, что мы живём в мире с такими свойствами. В другом мире нас просто могло и не быть.
Учитель литературы: Так давайте же разберемся:
Какой он этот мир и каково место человека в этом мире?
Как мир науки уживается с миром природы?
Для этого мы послушаем информацию каждой творческой группы («Студенты», «старшеклассники», «литераторы» ) и стихи, которые отражают научные знания.
Учитель физики: Вселенная. Бесконечное пространство, наполненное миром и галактиками. Граница наблюдаемой части Вселенной.
Песня «Мы дети Галактики » под минусовку исполняется всем классом
Мы дети Галактики,
На звёздных дорогах пылая
Учим азы астронавтики
Тебя ,покидая ,Земля!
Но, где бы мы ни были
В дальние дали глядя,
Самое главное помним
Тебя, дорогая Земля!
Студенты R=4МИЛД.С.ЛЕТ=4x10*25м и в этих пределах находятся =30 галактик, среди них наша, они составляют Метагалактику . В состав нашей галактики входят приблизительно 100 млрд. звезд с общей массой 80 млдр. Масс Солнца. Все звезды и созвездия, которые мы видим, принадлежат нашей Галактике.
Литераторы: Стихотворение «Сыну …», поэт Г.Поженяк
Скоро ты будешь взрослым
Больше будешь и шире.
Звезды бывают тоже
Маленькие и большие.
Те, что поближе - близкими.
Те, что подальше - дальними.
Если ты счастлив - счастливыми.
Если грустишь - печальными.
Звёзды бывают крупными.
В южных широтах - яркими.
Спелыми словно яблоки
Те, что сбивают палками.
А иногда и тусклыми,
Точечками осиными
Эти зовутся грустными
Или попросту - зимними,
Восходят они далёкими
Те, что одни - одинокими,
Те, что вместе - со звёздными
Звёзды бывают разные…
Литераторы: Но при всём многообразии звёзд, одна для нас самая близкая и самая родная, которая дарит нам своё тепло и свет, и имя этой звезды Солнце.
Студенты: Солнце - научная информация о размерах солнца, его массе, строении и энергии. Рис. № 2.
Литераторы: «Любовь и Солнце» поэт Н.Паустовский
Ночь смотрит тысячами глаз,
А день глядит одним,
Но солнца нет и по земле
Тьма стелется, как дым!
Жизнь смотрит тысячами глаз,
Любовь глядит одним,
Но нет любви и жизнь твоя
Проходит словно дым!
Литераторы: В хаосе мироздания возникла, развивалась и сохранила свои черты «Солнечная семья». Эти планеты, далёкие братья Земли, спутники их планет их сестры и, конечно же, планеты - крошки астероиды и многие другие объекты.
Физика: «Солнечная система» - научная информация о составе Солнечной системы, её динамике и масштабах. Рис. № 4.
Литераторы: «Голос природы» поэт Л.Мартынов
Слышу я Природы голос
Порывающийся крикнуть
Как и с кем она боролась,
Чтоб из хаоса возникнуть.
Может быть и не во имя
Обязательно нас с вами,
Но чтоб стали мы живыми
Мыслящими существами.
И твердит природы голос
В Вашей власти,
В вашей власти,
Чтобы я не раскололась
На бессмысленные части.
Звучит песня «Лебеди» в исполнении Л.Мартынова
Учитель физики: Среди других известных планет Солнечной системы Земля уникальна тем, что на ней существует жизнь, не зря планету называют «Колыбель Человечества». Человек незаметно вписался в природное окружение, но возвеличил себя разумом!
Физики: «Голубая планета Земля»- научная информация о Земле как планете Солнечной системе, ее параметрах, природе и атмосфере.
Литератора: Поэт А. Толстой
Все моря шумного пучины
Ты, неба вечного простор,
Ты светил блестящий хор
И вы родной земли вершины
Поля и пестрые цветы
И с гор струящиеся воды-
Отдельно взятые черты
Все цельно дышащей природы!
Как вас связала нить,
Одна другой светлей и краше.
Каким законом обьяснить
Родство таинственное наше?
Учитель физики: Человек прибежал к финишу с победно поднятым факелом укрощенного прирученного огня. Огонь помог ему построить жилища, создать машины, развить производство. Но век техники добавил новые проблемы Природе- ее загрязнение. Это не только бытовые, но и производственные энергетические, транспортные отбросы, которые губят Природу и способны уничтожить человека.
Студенты : «Ни один живой организм не может существовать в среде, созданной из его отбросов» писал В.И. Вернадский. Из всего многообразия современных загрязнителей ООН указало десять:
1.Углекислый газ
2.Ртуть
2.Оксид углерода
3.Сернистый газ
4.Оксиды азота
5.Фосфаты
6.Свинец
7.Нефть
8.Пестициды
9.Радиация
5 млн. тонн бытовых отходов по области, которы е вызывают следующие негативные явления:
1.Слезотечение
2.Удышье
3.Тошнота
4.Кашель
5.Расстройсво сердечной деятельности
6.Болезнь глаз
7.Болезни органов дыхания
8.Болезнь кожи
9.Болезнь слуха
10.Нарушение иммунной системы
Литераторы: « Слово к человечеству»поэт НУсольцев
Не растет пшеница,
Нет вокруг зверья,
Мертвые без птицы,
Запахи гнилья.
Дождь радиоктивный
Лупит проливной,
Строчки молний синих
Саван шьют земной.
А в темноте смога
Черные кресты,
Погоди немного, отойдешь и ты!
Учитель: Но не будем впадать в отчаянье ,а задумаемся глубоко и постарамся оценить те блага,что дает нам Земля, познавая далекие миры. Это Марс, Венера , Меркурий
Физики: «Вопрос, существования жизни по соседству с нами в солнечной системе - это вопрос большого мировоззренческого значения»
Литераторы: «Еще раз о жизни»
Напрасно ты надеешься на то ,
Что земли дальние подарят блага!
Не освежит твой рот , твое лицо,
Как на земле живительная влага!
Тебе придется в тех Мирах
Искать тепла, а может,тени-
Излучений тихий -враг
Нас не оставят теми
И вот тогда в невежестве своем
Ты вспомнишь о родной планете.
Давай сегодня гимн ей пропоём,
И навсегда запомню гимны эти!
СТАРШЕКЛАССНИКИ: ЗА орбитой МАРСА величественно и не спеша обращаются
Вокруг Солнца -гиганта средне планеты Юпитера и Сатурна. К этой группе относятся и Уран с Нептуном. Но все они для вас загадка,
Которую мы разгадываем многие годы, то с земли, то АМС.
Старшеклассники: о них так много говорят,
Но далеки они от нас,
Порою очень далеки,
Что их не видит глаз!
Но посылает человек
К ним станции свои,
И вот тогда они для нас
Становятся близки.
Мы постепенно все о них
УЗНАЕМ И ПОЙМЁМ
И все ответы к тайнам их
Конечно же, найдем!
Учитель: Кто из нас не увлекался фантастическим романом Герберта Уэллса
Первые люди на Луне .а так же другими художественными произведениями о полетах на Луну. Сегодня эта фантазия стала былью.
Физики: Луна и спутники планет. Информация о естественных спутниках планет, их количестве, прероды, массе и форме.
«Земляки» поэт А. Твардовский
Звучат во всех краях планеты
Без перевода, как Москва,
Россия, Родина, РАКЕТЫ.
«Мир», «Спутник» - русские слова.
И это слово - прилуненье -
Оно уже в родной семье
В ряду тех слов,
Что слово «гений»,
Которое так ценят на Земле.
Да, гений человека рос веками,
Он проложилш дорогу на Луну,
Так назовем друг друга земляками,
И позабудем страшную вражду!
Студенты: Вестниками ужаса считались и кометы в древние времена, астрологи всегда связывали с ними конец мира и призывали верующих либо жертвовать в пользу храма, либо лить слезы раскаяния и послушания церкви. Но «времена меняются», как говорили римляне, и сегодня у человечества иной взгляд на кометы.
Старшеклассники: «Малые тела солнечной системы» - это астероиды и кометы, (информация о природе комет, их причины полета и свечения.)
Плакат.
Старшеклассники: Поэт Беранже.
Бог шлет на нас ужасную комету,
Мы участи своей не избежим.
Я чувствую, конец приходит свету;
Все компасы исчезнут вместе с ним.
С пирушки прочь вы, пившие без меры,
Немногим был по вкусу этот мед,
На исповедь скорее лицемеры!
Довольно с нас, состарился наш мир…
Старшеклассники: Не только кометы, но и солнечные и лунные затмения наводили страх. В сборнике, выпущенном на Западе под названием «История чудес» говорилось: «Всякий раз, как видят затмение Луны и Солнца, явление кометы, происходит трясение земли, превращение воды в кровь и иные чудеса, которые предвещают войны, смерть монархов, разрушение империй, голод и чуму…
Студенты: «Солнечные и лунные затмения» - информация о причинах этих явлений, их прошлое и настоящее понимание.
Плакат.
Старшеклассники: Архимед и Ломоносов - соль земли
Знать сегодняшних вопросов не могли.
Как же дальше жить планете голубой?
Ей на все должны ответить мы с тобой!
Все с начала вроде просто - дважды два!
А потом гудит от формул голова.
Все открытья, все новинки - прошлый век,
Ты пробей свою тропинку, Человек!
Знамя чистые страницы шевеля,
Мы берём, как говорится, всё с нуля.
Друг - филолог, математик, астроном,
Все с нуля бери, да сам не будь нелём!
Вторая часть.
1.Экскурс с демонстрацией иллюстраций портретов учёных, поэтов, книг художественного и научно-популярного цикла на тему: "Астрология и литература".
2.Литература и Вселенная. Творчество М.Ю. Лермонтова и В. Хлебникова.
а) Ученики-старшеклассники выступают с сообщением о творчестве М.Ю. Лермонтова, с чтением его стихов: "Выхожу один я на дорогу", "Молитва" и др.
б) Ученики-старшеклассники выступают с сообщением о жизни и творчестве В. Хлебникова - Первого Председателя Земного Шара; звучат его стихи из "Повести Каменного века", "Гибель Атлантиды", "Вилла и леший" и др.
Кто сетку из чисел
Набросил на мир
Разве он ум наш
возвысил?
Нет, стал наш ум
Ещё более сир ...
3.Размышления учащихся и студентов над проблемным вопросом:
"Существует ли жизнь и разум во Вселенной?", о назначении человека на Земле; рассказы о пришельцах, НЛО и т.п.
4. Мероприятие заканчивается благодарным словом учителя, подведением итогов конкурса рисунков, сочинений на данную тему и строчками из стихотворения В. Хлебникова:
Лёта, лета
Люди-растаявший лёд.
Дальше и дальше полёт
В великих погонях
Бешеных скачек
На наших ладонях
Земного шара мячик.
Учитель физики А.А.Гончаров
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №13 Н.В. Шамшина