- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока Трудно ли быть человеком (по рассказу Р. Бредбери Улыбка)
Конспект урока Трудно ли быть человеком (по рассказу Р. Бредбери Улыбка)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лобова Е.П. |
Дата | 09.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Предметная тема: «Трудно ли быть человеком? 1
(по рассказу Р. Бредбери «Улыбка»)
Метапредметная тема: «Прошлое-настоящее-будущее:
культурное наследие»
Цели:
Предметная: развитие навыков анализа литературного и живописного произведения.
Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения мира.
Метапредметная: формирование ценностного отношения к культурному наследию прошлого, умения проецировать свою будущую деятельность во благо жизни.
Класс: 7
Тип: бинарный урок (литература и мировая художественная культура).
Оборудование: видеопроектор, экран, презентация, видеоролик.
Ход урока:
Прежде чем бороться с далекой, отвлеченной несправедливостью, необходимо бороться с несправедливостью, совершающейся вблизи, - с той, что нас окружает и за которую мы более или менее ответственны.
Р. Роллан
1. Оргмомент.
Добрый день, ребята! Пусть этот день будет добрым для вас и наших гостей.
2. Актуализация знаний.
Слайд №12.
- Что такое искусство?
- Дайте определение слову «цивилизация».
- Взаимосвязаны ли между собой искусство и цивилизация?
- Как образом это происходит?
Так, фантастический рассказ Р. Бредбери и посвящен данной теме.
- Что такое фантастика?
- Почему с помощью фантастики писатель говорит о важной и реальной проблеме современности?
- Что уничтожается в рассказе? (не только создания культуры и искусства, но и качества человеческой души).
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
- Какова тема урока?
3. Определение темы урока, постановка учебной проблемы.
Слайд №2.
Обратимся к эпиграфу. Слайд №3. Выделим ключевые слова.
- Как слова Р. Роллана соотносятся с текстом рассказа? Таким образом, скажите, какая проблема поднимается в тексте. (Проблема уничтожения достижений прошлого, гибели цивилизации, ожесточения людей).
- Каков проблемный вопрос урока? Слайд №4.
4. Формирование знаний, умений и навыков. Аналитическая беседа.
Слайд №5.
- Скажите, что представляет собой рассказ?
- Какую жанровую разновидность? (Антиутопия). Почему? Каковы ее признаки?
-Р. Бредбери - крупнейший писатель-фантаст. Почему именно фантастика привлекала писателя? Назовем основные этапы его жизни. (Выступление ученика). Слайд №6 (портрет писателя).
Вспомним основные эпизоды рассказа «Улыбка». Слайд №7.
- Можно ли определить время действия в рассказе?
- Для чего собрались эти люди?
- Стала ли ясна их цель? (Доказываем примерами из текста).
Обращаем внимание на странное сочетание слов «искусство» и «плюнет».
-Какое художественно-выразительное средство здесь использовано? (Оксюморон). Почему?
- Какое чувство объединяет всех стоящих в очереди людей? (Усталость, недовольство жизнью, ненависть к прошлому). Каким смыслом наполняется слово праздник для тех, кто стоит в очереди? (это праздник ненависти).
Во что превратился мир? В чем отличия старой и новой цивилизации, о которой мечтают. Почему автор называет человеком с душой того, кто понимает красоту? Можно ли Тома назвать человеком с душой?
О какой картине сказано в произведении? (Слайд №8 «Мона Лиза» Леонардо). Слово ученика о картине (Слайд №9).
-Почему именно эта картина упоминается в рассказе? Что она символизирует? Почему Том отказывается поступать как все? Что воплощает улыбка Моны Лизы? Какая она? Что символизирует кусочек холста? (По ходу беседы открывается слайд№10). Как Том будет вести себя в будущем? Какова позиция автора? (Слайд №11). Какое настроение появляется после прочтения рассказа?
5. Рефлексия.
Итак, какова идея рассказа? Трудно ли быть человеком? Что главное в жизни?
Человек не может жить без красоты, он становится жестоким и разрушает мир. Красота несет в мир доброту, она милосердна, принимает и понимает - улыбка на картине была «таинственной и печальной». Цивилизация возродится, потому что человек с душой появился. Том отправился в город для того, чтобы увидеть картину. Она его поражает, Том начинает слышать музыку, глядя на картину. Возрождение жизни возможность силою искусства, с помощью осознания его великолепия. (Слайд№12).
- Скажите, а что в современной жизни представляет угрозу нашей цивилизации?
ВИДЕОРОЛИК (проект, выполненный учеником Сафиуллиным Тимуром по теме: «Искусство вечно»).
Каким образом можно сохранить красоту и гармонию нашей жизни? (Ученики читают свои рассуждения).
И нас окружает такое культурное наследие, которое мы должны беречь, хранить, чтобы донести до потомков целым и невредимым; чтобы не довести мир до катастрофы; чтобы наши дети испытывали ненависть к цивилизации.
Д\З Сочинение-рассуждение по теме: «Главное в человеке - душа» (по рассказу «Улыбка) (Слайд №13).
1 В качестве примера использования ИКТ в учебном процессе привожу конспект бинарного урока, проведенного в 7Б классе. С представленными материалами стала призером конкурса «Лучший урок с ИКТ».
2 Презентация к уроку приведена далее в качестве приложения. Нумерация слайдов в тексте конспекта соответствует последовательности представленных слайдов.