Конспект урока Трудно ли быть человеком (по рассказу Р. Бредбери Улыбка)

Конспект урока представляет собой бинарное занятие: литература и мировая художественная культура. В работе отражены не только основные литературоведческие понятия, но и духовно-нравственные аспекты, необходимые для становления личности подрастающего поколения. Урок ориентирован на метапредметные связи, является одним из средств формирования характреа обучающегося, его мировоззрения. Помимо анализа теста, беседы, обучающиеся демонрируют собственные проекты. Занятие возможно  проводить в средней ш...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предметная тема: «Трудно ли быть человеком? 1

(по рассказу Р. Бредбери «Улыбка»)


Метапредметная тема: «Прошлое-настоящее-будущее:

культурное наследие»

Цели:

Предметная: развитие навыков анализа литературного и живописного произведения.

Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения мира.

Метапредметная: формирование ценностного отношения к культурному наследию прошлого, умения проецировать свою будущую деятельность во благо жизни.

Класс: 7

Тип: бинарный урок (литература и мировая художественная культура).

Оборудование: видеопроектор, экран, презентация, видеоролик.

Ход урока:

Прежде чем бороться с далекой, отвлеченной несправедливостью, необходимо бороться с несправедливостью, совершающейся вблизи, - с той, что нас окружает и за которую мы более или менее ответственны.

Р. Роллан

1. Оргмомент.

Добрый день, ребята! Пусть этот день будет добрым для вас и наших гостей.

2. Актуализация знаний.

Слайд №12.

- Что такое искусство?

- Дайте определение слову «цивилизация».

- Взаимосвязаны ли между собой искусство и цивилизация?

- Как образом это происходит?

Так, фантастический рассказ Р. Бредбери и посвящен данной теме.

- Что такое фантастика?

- Почему с помощью фантастики писатель говорит о важной и реальной проблеме современности?

- Что уничтожается в рассказе? (не только создания культуры и искусства, но и качества человеческой души).

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- Какова тема урока?

3. Определение темы урока, постановка учебной проблемы.

Слайд №2.

Обратимся к эпиграфу. Слайд №3. Выделим ключевые слова.

- Как слова Р. Роллана соотносятся с текстом рассказа? Таким образом, скажите, какая проблема поднимается в тексте. (Проблема уничтожения достижений прошлого, гибели цивилизации, ожесточения людей).

- Каков проблемный вопрос урока? Слайд №4.

4. Формирование знаний, умений и навыков. Аналитическая беседа.

Слайд №5.

- Скажите, что представляет собой рассказ?

- Какую жанровую разновидность? (Антиутопия). Почему? Каковы ее признаки?

-Р. Бредбери - крупнейший писатель-фантаст. Почему именно фантастика привлекала писателя? Назовем основные этапы его жизни. (Выступление ученика). Слайд №6 (портрет писателя).

Вспомним основные эпизоды рассказа «Улыбка». Слайд №7.

- Можно ли определить время действия в рассказе?

- Для чего собрались эти люди?

- Стала ли ясна их цель? (Доказываем примерами из текста).

Обращаем внимание на странное сочетание слов «искусство» и «плюнет».

-Какое художественно-выразительное средство здесь использовано? (Оксюморон). Почему?

- Какое чувство объединяет всех стоящих в очереди людей? (Усталость, недовольство жизнью, ненависть к прошлому). Каким смыслом наполняется слово праздник для тех, кто стоит в очереди? (это праздник ненависти).

Во что превратился мир? В чем отличия старой и новой цивилизации, о которой мечтают. Почему автор называет человеком с душой того, кто понимает красоту? Можно ли Тома назвать человеком с душой?

О какой картине сказано в произведении? (Слайд №8 «Мона Лиза» Леонардо). Слово ученика о картине (Слайд №9).

-Почему именно эта картина упоминается в рассказе? Что она символизирует? Почему Том отказывается поступать как все? Что воплощает улыбка Моны Лизы? Какая она? Что символизирует кусочек холста? (По ходу беседы открывается слайд№10). Как Том будет вести себя в будущем? Какова позиция автора? (Слайд №11). Какое настроение появляется после прочтения рассказа?

5. Рефлексия.

Итак, какова идея рассказа? Трудно ли быть человеком? Что главное в жизни?

Человек не может жить без красоты, он становится жестоким и разрушает мир. Красота несет в мир доброту, она милосердна, принимает и понимает - улыбка на картине была «таинственной и печальной». Цивилизация возродится, потому что человек с душой появился. Том отправился в город для того, чтобы увидеть картину. Она его поражает, Том начинает слышать музыку, глядя на картину. Возрождение жизни возможность силою искусства, с помощью осознания его великолепия. (Слайд№12).

- Скажите, а что в современной жизни представляет угрозу нашей цивилизации?

ВИДЕОРОЛИК (проект, выполненный учеником Сафиуллиным Тимуром по теме: «Искусство вечно»).

Каким образом можно сохранить красоту и гармонию нашей жизни? (Ученики читают свои рассуждения).

И нас окружает такое культурное наследие, которое мы должны беречь, хранить, чтобы донести до потомков целым и невредимым; чтобы не довести мир до катастрофы; чтобы наши дети испытывали ненависть к цивилизации.

Д\З Сочинение-рассуждение по теме: «Главное в человеке - душа» (по рассказу «Улыбка) (Слайд №13).

1 В качестве примера использования ИКТ в учебном процессе привожу конспект бинарного урока, проведенного в 7Б классе. С представленными материалами стала призером конкурса «Лучший урок с ИКТ».

2 Презентация к уроку приведена далее в качестве приложения. Нумерация слайдов в тексте конспекта соответствует последовательности представленных слайдов.

© 2010-2022