Урок русского языка в 6 классе «Энциклопедия слова»

Цели урока: Обучающая: учить детей творческому освоению жизненного материала, который их окружает, подвести детей к самостоятельному созданию художественного образа слова. Развивающая: совершенствовать работу в группе, паре, на основе сотрудничества, товарищеского взаимоуважения и помощи; развивать монологическую речь учащихся; аналитическое чтение; умение работать со справочной литературой. Воспитательная: воспитание положительного отношения к знаниям; воспитание  доброты и чуткости через эмоци...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе «Энциклопедия слова»

Учитель: Левенко Светлана Геннадьевна (МОУ Юговская сош)

Цели урока:

Обучающая: учить детей творческому освоению жизненного материала, который их окружает, подвести детей к самостоятельному созданию художественного образа слова.

Развивающая: совершенствовать работу в группе, паре, на основе сотрудничества, товарищеского взаимоуважения и помощи; развивать монологическую речь учащихся; аналитическое чтение; умение работать со справочной литературой.

Воспитательная: воспитание положительного отношения к знаниям; воспитание доброты и чуткости через эмоциональное восприятие слова.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- уметь определять и формулировать тему урока; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом заданий; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД);

- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в парах, группах, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД);

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя справочную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

Тип урока: урок - исследование.

Эпиграф: «Слово-это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире». (К.Ушинский)

  1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности.

- Добрый день. Эти слова мы произносим каждый день. Какой смысл мы вкладываем в эти слова? (Желаем тем, к кому обращаемся, добра и радости). Это не просто выражение вежливости словами, этими словами мы передаём ещё и человеческую сущность.

- Скажите, ребята, есть ли у вас любимые книги, фильмы? А любимое слово? Оказывается, все в окружающем нас мире делится на любимое нами и нелюбимое. Все, кроме слов. Мы об этом не задумываемся, потому что привыкаем к словам, воспринимаем слова как естественное и вечное. А ведь в слове заключен целый мир, закодированный в звуках и буквах. У слова есть своя жизнь, душа (Обратимся к эпиграфу, слова Ушинского). Сегодня мы с вами, ребята, поговорим об одном из самых важных в нашей жизни слов, на котором «мир стоять должен», на котором «немые говорить могут» и которое «глухие могут слышать». Это слово не требует похвалы и награды, против него устоять нельзя. Его можно назвать «звездой человечности в каждом».

- Что же это за слово? Конечно, это слово «доброта».

А урок у нас будет не совсем обычный.

2. Организация учебно-познавательной деятельности (работа в группах).

- Я предлагаю вам необычное, интересное и полезное творческое задание - исследование: составить энциклопедию одного слова. А как, по-вашему, можно исследовать слово? Я очень надеюсь, что после нашей работы вы еще больше убедитесь, как интересно изучать и знать русский язык! Как много в нем тайн и неожиданностей! И что нет в нем скучных и ненужных правил, а есть целая жизнь языка.

 Многие задания сегодня потребуют от вас умения думать, рассуждать, доказывать и, конечно же, отстаивать свою точку зрения. И помните еще об одном: работая в группах, будьте добры друг к другу.

Рабочие группы: историки, лингвисты, мудрецы, знатоки, творцы. В помощь предлагаются различные словари, можно воспользоваться интернетом.

Задачи исследовательской группы:

№1 «Историки»

  1. Рассказать об истории слова добро.

  2. Как вы сами понимаете значение слова доброта

  3. Проанализировать значение слова доброта в толковом словаре, выписать лексическое значение этого слова.

  4. Слова синонимы к слову добро (слова-друзья)

  5. Антонимы к слову добро (слова-враги)

№2 « Лингвисты»

  1. Фонетика ( Сколько букв и сколько звуков? Каких звуков больше, гласных или согласных? Как вы думаете, это слово мягкое или твердое, легкое или тяжелое, светлое или темное, звонкое или приглушенное? Докажите.

  2. Орфография.Есть ли в слове «ошибкоопасное место»?

  3. Состав слова и словообразование. Разобрать слово по составу, подобрать как можно больше однокоренных слов.

  4. Морфология (К какой части речи относится слово, докажите).

№3 « Знатоки»

1.Выбрать одну пословицу о доброте и составить небольшой текст по пословице. (5-6 предложений). Каким членом предложения может быть слово добро?

№4 «Мудрецы»

  1. Привести примеры фразеологизмов со словом добро, объяснить значение

  2. Употребление в речи (пословицы, поговорки, стихи, песни и т.д.)

№4 « Творцы»

  1. Нарисовать иллюстрацию к слову доброта и защитить её.

3. Проверка учебно-познавательной деятельности, оценивание.

4. Подведение итогов.

Слово «добро» настолько многогранно, настолько емко, настолько наполнено философским смыслом, что можно провести много дней, размышляя над его значением. И действительно, может быть, когда - нибудь ученые-языковеды составят энциклопедию одного слова. И слово это будет- « добро». Работа, которую вы сделаете имеет для вас большое значение - это ваш первый шаг исследователя. Где могут пригодиться ваши умения ? Если вы отнесетесь к работе с полной ответственностью, в будущем вам будет проще готовиться к научно - практическим конференциям, у вас будут навыки, необходимые для написания рефератов, курсовых и дипломных работ, и т.д.
Главное - уметь правильно находить и отбирать нужный материал.

Научиться быть добрым - трудно. Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, чередование добра и зла. Мы живём в бурное время. Куда-то спешим, кого-то обижаем, да и сами иногда обижаемся. Часто забываем, как себя вести, забываем о своих друзьях, грубо обращаемся с окружающими, забываем о больных, о тех, кто нуждается в помощи. Поэтому человек должен чаще размышлять о своих поступках. У каждого человека, большого или маленького, свой путь к Доброте. (Звучит музыка).

Добрые слова - корни. Добрые мысли - цветы. Добрые дела - плоды. Добрые сердца - сады. Так заботьтесь о своем саде-душе и не позволяйте ему зарастать сорняками - плохими словами, делами, наполняйте его солнечным светом - добрыми делами и добрыми словами.

5.Рефлексия. Сегодня на уроке мне было………

Больше всего мне понравилось…..

Сегодня на уроке на уроке я понял……

6.Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «Легко ли быть добрым?»





© 2010-2022