• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Тема: Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказе «Хамелеон». Цель: 1. Сформировать у учащихся представление о личности русского писателя А. П. Чехова. 2. Научить учащихся понимать содержание рассказа «Хамелеон» и видеть его художественные особе

Тема: Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказе «Хамелеон». Цель: 1. Сформировать у учащихся представление о личности русского писателя А. П. Чехова. 2. Научить учащихся понимать содержание рассказа «Хамелеон» и видеть его художественные особе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»

Цель:

1.Углубить представление учеников о комическом в литературе;

2.Совершенствование навыков работы по комплексному анализу текста, развитие речи;

3.Воспитание чувства уважения к людям.

Методические приемы: работа по учебнику, рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Ход урока

I.Орг. момент

Слово учителя.

- Ребята, сегодня мы познакомимся с рассказом А.П.Чехова «Хамелеон». На этом уроке определим, в чем же смысл названия рассказа, почему рассказ назван «Хамелеоном» и кого же считает А.П. Чехов «хамелеоном».

II.Выразительное чтение рассказа «Хамелеон»

Читает учитель. Потом по цепочке сами учащиеся.

III. Работа над рассказом

Словарная работа: анализ слов в сносках

  • Хамелеон - вид ящериц, способных быстро менять окраску (цвет кожи) в зависимости от окружающей среды; переносное значение - человек, легко меняющий свои взгляды, убеждения, симпатии.

  • Городовой (устарелое) - в царской России: низший чин городской полиции.

  • Конфискованный - здесь: отобранный у торговца на базаре.

  • Не пущай (просторечное) - не пускай.

  • Борзой щенок - щенок собаки охотничьей породы.

  • Золотых дел мастер (устарелое) - мастер по изготовлению предметов из драгоценных металлов, ювелир.

  • Мировой (устарелое) - в царской России: судья, разбиравший мелкие дела.

  • Лягавый - относящийся к особой породе охотничьих собак.

  • Вестимо (устарелое, просторечное) - конечно, известно, разумеется.

  • Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина.

  • Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.)

  1. Аналитическая беседа

- Смысл названия рассказа, дать определение: кто такой хамелеон.

- Кто герои рассказа?

- О каком событии повествует рассказ?Ученик:( Героями рассказа Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. Событие, о котором рассказывает Чехов, тоже бытовое, обыденное - человека укусила собака.)

- Как начинается рассказ «Хамелеон»? (Имена главных героев помогают нам лучше их понять. Очумелов, Хрюкин - это говорящие фамилии.)

- Один из приемов раскрытия образа героя в художественном произведении - это художественный деталь. Давайте сейчас перечитаем начало рассказа и понаблюдаем, как А.П.Чехов знакомит читателя со своим героем?(чтение первого абзаца).

Комментарий учителя:

Первое, на что обращаем внимание, это на его фамилию. Очумелов - от слова очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение. Во-вторых, говоря об Очумелове, представляя его нам, Чехов называет только две вещи, две детали: новая шинель и узелок, ничего не говоря о его внешности, фигуре, выражении глаз. И это неспроста: значит это самое главное в нем, не его душевные качества.

- А узелок и конфискованный крыжовник, что означает эти детали?(Вседозволенность. Скорее всего, в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку. Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован (отобран)).

Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

- Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин - пальто?(Слово «шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит «пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.)

- Еще какими способами раскрывается образ героя?(Его поступками.)

- Проследим по тексту: сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собаки? От чего это зависит?

Ученик:(В рассказе наблюдается 6 таких смен. Первое, так сказать, законное решение - уничтожить собаку и наказать хозяина. И в словах Елдырина звучит вопрос: «… как она могла тебя укусить?» Очумелов берет собаку под защиту. После сомнений городового он вновь требует истребить собаку. И опять предположения городового: «А может быть, и генеральская…» Собаку Очумелов опять берется защищать. После ответа повара принимается новое решение: «Истребить, вот и все.» Но повар сообщает, что собака генералова брата. И лицо Очумелова заливается улыбкой умиления.)

- В чем сущность характера Очумелова?

Ученик:(Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он предстоит перед нами как символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Нет у Очумелова человеческого достоинства и чести.)

- В какой форме написан рассказ?

Ученик:(В форме диалога.)

Слово учителя

- Ребята, вы, наверно, устали. Давайте немножко отдохнем и сделаем физминутку.

Физминутка

Поверните голову направо, потом налево;

Наклонитесь вперед - назад;

направо-налево;

вперед-назад.

Закройте глаза и подумайте о чем-нибудь приятном.

Откройте глаза, посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу.

- Ну, а сейчас давайте обратимся к названию рассказа. Слово «хамелеон» нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он?

- Достаточно ли знать только прямое значение слова?

(Нет, Чехов употребляет это слово в переносном значении. Хамелеон - это человек, который меняет свое мнение в зависимости от окружающей обстановки. Очумелов меняет свое мнение в зависимости от чина хозяина собаки.)

- Кого еще из героев рассказа можно назвать « хамелеоном» ?

( В состоянии «хамелеонства» находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин, и Хрюкин, и толпа.)

IV. Итоги урока

- Опираясь на сегодняшнюю нашу беседу, сделайте вывод. Если бы вы были на месте Очумелова, как бы вы поступили и почему?

- Какие эпизоды, диалоги, поступки героев рассказа «Хамелеон» показались вам смешными, какие - горестными, грустными?

- Как с помощью речи героев определяется их характер?

Домашнее задание

- Дома еще раз прочитать рассказ и подготовиться к тестированию.

- Нарисовать портрет Очумелова.

Выставление оценок

- На этом уроке вы очень хорошо, активно работали. Многие смогли заработать хорошие оценки и высказать свое мнение. Тем, кто хорошо отвечал, ставлю «пятерки» и «четверки». Молодцы, ребята!





Использованная литература:

  1. Учебник-хрестоматия для 7кл. нац. шк.: в 2-х частях. Ч. I /авт.-сост.: Е.В.Ефремова, А.М.Мансурова, К.М.Нартов и др.; Под ред. К.М.Нартова. - 5-е изд.- СПб.: «Просвещение», 2001.- 367с.

  2. Литература. 7 класс: поурочные планы по ученику-хрестоматии В.Я. Коровиной / авт.-сост. Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина. - Изд. 2-е, 2009. - 255с.

  3. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. Авт.-сост.: Золотарева И.В., Егорова Н.В. - 3-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2007. - 400с.







© 2010-2022