Тесты к обобщающим урокам литературы 5 класс

В данном материале представлены тесты к обучающим урокам по литературе по следующим темам: "Фольклор", "Сказки Х. К. Андерсена", "Стихотворение М. Ю. Лермонтова"Бородино"", Рассказ И. С. Тургенева "Муму", "Рассказ Л. Н. Тостого "Кавказкий пленник" , "Рассказ В. П. Астафьева "Васюткино озеро"". В тестах представлены задания на знание теоретического материала: жанр, элементы композиции, художественные средства, виды сказок, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, заклички и др. Большинство за...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тесты к обобщающим урокам литературы

5 класс

Тест № 1

Фольклор

  1. Термин «фольклор» означает «народная мудрость». Из каково языка пришло к нам это слово?

а) латинского

б) английского

в) греческого

г) французского

2. Какой жанр не относится к фольклору?

а) сказка

б) загадка

в) повесть

г) поговорка

3. К какому жанру относится данное четверостишие?

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей,

Две поплоше

Несли по два гроша.

а) потешка

б) дразнилка

в) считалка

г) скороговорка

4. К какому фольклорному жанру относится данное четверостишие?

Ягодка малина,

Медок, сахарок,

Поди вон, королёк,

Там тебе место -

В кислое тесто.

а) считалка

б) закличка

в) загадка

г) дразнилка

5. К какому фольклорному жанру относится данное четверостишие?

Дождик - дождик, пуще,

Я насею гущи,

Цельну кадушку,

Сверху лягушку!

а) считалка

б) закличка

в) загадка

г) дразнилка

6. Что такое поговорка?

а) образное сочетание слов

б) законченное высказывание назидательного содержания

в) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека

г) красочное определение

7. В какой поговорке говорится о том, что делаешь что - то лишнее, бесполезное?

а) Десятая вода на киселе

б) В Тулу со своим самоваром ездить

в) Делить шкуру неубитого медведя

г) Слово не воробей

8. Кто является создателем народной сказки?

а) древний певец Баян

б) народ

в) летописец

г) писатель - сказочник

9. Какого вида народных сказок не существует?

а) волшебные

б) биографические

в) бытовые

г) сказки о животных

10. К какому виду народных сказок относится сказка «Лиса и заяц»?

а) волшебные

б) бытовые

в) сказки о животных

11. К какому виду народных сказок относится сказка «Царевна-лягушка»?

а) волшебные

б) бытовые

в) сказки о животных

12. Цель какой сказки - рассказать о необычном происшествии в обычной обстановке?

а) волшебные

б) бытовые

в) сказки о животных

13. Составьте пословицы из выражений:

а) Хлеб да вода 1. а ссору выводит

б) Хлеб - соль дружбу водит 2. так и в тереме тоска

в) Если хлеба ни куска 3. так и хлеб на столе

г) Пот на спине 4. хлеба не придумаешь

д) Сколько ни думай, а лучше 5. молодецкая еда

14. Что не является волшебным предметом народной сказки?

а) сапоги - скороходы

б) цветик - семицветик

в) скатерть - самобранка

г) живая (мёртвая) вода

15. Кто не является помощником героя волшебных сказок?

а) серый волк

б) щука

в) гуси - лебеди

г) заяц

Тест №2

Сказки Х. К. Андерсена

1.Какая сказка Х. К. Андерсена начинается словами: «Ну, начнём! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь!»?

а) «Дюймовочка»

б) «Снежная королева»

в) «Гадкий утёнок»

г) «Принцесса на горошине»

2. Какая сказка Андерсена начинается словами: «Шёл солдат по дороге: раз - два! Раз - два! Ранец за спиной, сабля на боку»?

а) «Сундук - самолёт»

б) «Стойкий оловянный солдатик»

в) «Огниво»

г) «Дурень Ганс»

3. На чём пишет письмо лапландка, отправляя Герду к северной родственнице в сказке «Снежная королева»?

а) на бумаге

б) на папирусе

в) на холсте

г) на сушеной треске

4.Какую силу просил у финки для Герды олень?

а) силу двенадцати богатырей

б) силу пяти медведей

в) силу двенадцати слонов

г) силу великого волшебника

5. В чём, по мнению финки, сила Герды?

а) в её закалённости

б) в том, что ей помогали животные

в) в том, что она «невинный милый ребёнок»

г) в её смелости, ловкости

6. Какое слово должен был сложить из льдинок Кай?

а) скромность

б) вечность

в) любовь

г) красота

7. В сказке «Принцесса на горошине» есть эпизод: вечером в городские ворота постучали. А кто пошел открывать?

а) придворный

б) стражник

в) служанка

г) старый король

8. Какой документ потребовал у стойкого оловянного солдатика крыса, выскочившая из-под мостков?

а) свидетельство о рождении

б) паспорт

в) аттестат об образовании

г) справку о здоровье

9. Почему, когда Оле-Лукойе поднимается по лестнице, его шаги почти не слышны?

а) у него легкая обувь

б) он пролетает над ступеньками лестницы

в) он ничего не весит

г) он снял обувь и на ногах у него одни чулки

10. По какому признаку утка из сказки «Гадкий утёнок» догадалась, что её непохожий на утят сын всё-таки не индюшонок?

а) он был мал ростом

б) он кричал не по-индюшачьи

в) у него нет индюшачьей бородки

г) он не боится воды, хорошо гребёт лапками и при этом прямо держится

11. Что такое северное сияние по легенде, которую рассказала Герде лапландка?

а) разноцветное сияние звёзд

б) голубые бенгальские огни, которые зажигает Снежная королева

в) ледяные сверкающие узоры на небе

г) костёр на краю чертогов Снежной королевы.

12. Кому из персонажей Г. Х. Андерсена принадлежат следующие высказывания?

а) «А король-то голый!»

б) «Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься»

в) «Как добры все люди и животные!»

г) «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!»

д) «Все мы обязаны делиться с миром лучшим, что есть в нас».


Тест № 3

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»

1.Когда было написано стихотворение «Бородино»?

а) сразу после Бородинского сражения

б) через год

в) через 10 лет

г) через 25 лет

2. От чьего имени ведётся повествование?

а) полковника

б) автора

в) молодого солдата

г) солдата-ветерана - участника сражения

3.К какому элементу композиции относятся строки?

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут,

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки,

Французы тут как тут.

а) завязка

б) кульминация

в) экспозиция

г) развязка

4. К какому элементу композиции стихотворения относятся строки?

Ну ж был денёк!

Сквозь дым летучий

Французы двинулись как тучи,

И все на наш редут.

а) завязка

б) кульминация

в) экспозиция

г) развязка

5.Какие художественные приёмы использует Лермонтов в строфах, описывающих Бородинское сражение? (отметьте несколько)

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамёна, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

а) звукопись (аллитерация)

б) сравнение

в) метафора

г) олицетворение

д) эпитет

6.Кто является главным героем стихотворения?

а) полковник

б) молодой солдат

в) рассказчик

г) народ

7. Почему участников Бородинской битвы М.Ю.Лермонтов называет богатырями?

а) они были очень сильны физически

б) они велики ростом

в) главные черты их характера: патриотизм, сила духа, готовность пожертвовать своей жизнью за Отчизну

8. Какую форму повествования использует М.Ю.Лермонтов?

а) монолог

б) диалог

в) повествование

г) авторское рассуждение

9. Что по-вашему является главным в стихотворении «Бородино»?

а) размышления автора о цене победы в Бородинской битве

б) изображения хода битвы

в) описание мыслей и чувств простых солдат

г) размышление поэта о роли простого народа в сражении



Тест № 4

Произведение И.С.Тургенева «Муму»

1.К какому жанру относится произведение «Муму»?

а) сказка

б) очерк

в) рассказ

г) роман

2.В какой композиционной части рассказа находятся эти словосочетания: « немой и могучий», «смахивал на степенного гусака», «работал за четверых», «сложенный богатырём»?

а) развязка

б) эпилог

в) кульминация

г) экспозиция

3. В какой композиционной части рассказа находятся эти словосочетания: « важен и степенен», «работает за четверых по-прежнему», «здоров и могуч по-прежнему»?

а) кульминация

б) экспозиция

в) завязка

г) эпилог

4.В каких словах просматривается наиболее сильно авторское сочувствие герою?

а) «глухонемой от рождения»

б) «целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь»

в) «смахивал на степенного гусака»

г) «грозный дворник»

5.К кому из героев рассказа автор относится с иронией?

а) к Татьяне

б) к барыне

в) к Гавриле

г) к Капитону

6. Почему неожиданное распоряжение барыни насчёт свадьбы Капитона и Татьяны озадачило дворецкого Гаврилу?

а) Татьяна нравилась самому Гавриле

б) Герасим ухаживал за Татьяной

в) Гаврила переживал за Татьяну, что она выйдет замуж за пьяницу

г) Гаврила считал, что Капитону ничто не поможет избавиться от пьянства.

7.Почему, когда Герасим спас из воды щенка, он «пустился большими шагами домой»?

а) спешил выполнять свои обязанности

б) надо было срочно кормить щенка

в) Герасим обрадовался, что его жизнь вновь наполняется смыслом

г) боялся, что барыня будет недовольна его отсутствием во дворе

8.Что значит фраза: Герасим в «счастливый год был доволен своей судьбой»?

а) полюбил город

б) нетяжёлая работа

в) спас Муму

г) пережил чувство участия и любви, понял, что кому-то нужен

9.Когда Герасим принял решение вернуться в родную деревню?

а) когда бросил Муму в воду

б) когда «долго грёб против течения»

в) когда обещал около коморки, что сам избавится от собаки

г) когда кормил Муму в трактире

10.Что описал Тургенев в рассказе «Муму»?

а) жизнь столичного дворянства

б) жизнь деревенского мужика в городе

в) любовь Герасима к Муму

г) духовное переживание человека.





Тест №5

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»

1.Какой литературный приём использует Л.Н.Толстой, давая своим героям фамилии: Жилин и Костылин?

а) эпитет

б) говорящие фамилии

в) антитеза

г) сравнение

2.К какому элементу композиции относится эпизод, когда Жилин и Костылин решают уехать вперёд от обоза?

а) экспозиция

б) заявка

в) кульминация

г) развязка

3.Почему Жилин попал в плен?

а) его одного бросил Костылин

б) у него была слабая, старая лошадь

в) Жилин был нерасторопен, медлителен

г) у Жилина было незаряженное ружьё

4.Почему Жилин не ждал выкупа от матери?

а) он не писал никакого письма

б) он написал неправильный адрес и решил, что сбежит сам

в) ему понравилось в плену, он подружился с горцами

5.Кого татары называли «смирный»?

а) Жилина

б) Красного татарина

в) Костылина

г) Чёрного татарина

6.За что ценили горцы Жилина?

а) он спал весь день

б) Жилин гулял по аулу и не причинял никому беспокойства

в) он не сидел сложа руки: чинил часы, делал кукол и другие игрушки, проявил чувство собственного достоинства в сцене выкупа

7.Почему старуха разбила глиняную куклу, сделанную Жилиным?

а) татарские дети не должны были играть

б) куклу сделал враг (пленный)

в) по татарскому поверью человеческому облику нужна обязательно душа, а её может дать только Бог.

8.Почему Дина начала носить Жилину молоко вместо воды, а также другую еду?

а) она боялась пленника и хотела его задобрить

б) Жилин делал ей куклы - молоко и еда были платой за игрушки

в) Жилин понравился Дине своим весёлым нравом, жизнелюбием, добротой, открытостью

9.Что помешало первому побегу Жилина и Костылина?

а) лунная, светлая ночь

б) отсутствие выносливости у Костылина и его эгоизм

в) внезапная встреча с татарами

10.Почему рассказ Л.Н.Толстой назвал «Кавказский пленник», а не «пленники»?

а) сбежал Жилин, а Костылин ещё месяц оставался в плену

б) автор подчёркивает разницу между героями, симпатизируя только одному Жилину







Тест № 6

В. П. Астафьев «Васюткино озеро»

1.Что легло в основу написания рассказа «Васюткино озеро»?

а) рассказ знакомых

б) этот случай произошёл с одним из родственников писателя

в) взрослый автор взял за основу своё детское сочинение о том, как он действительно заблудился в тайге

2.На какой реке происходят события?

а) Лена

б) Иртыш

в) Енисей

г) Волга

3.Чем снабжал Васютка рыбаков?

а) кедровыми орехами

б) ягодами

в) грибами

г) рыбой

4.Почему мать заставляла Васютку брать в тайгу хлеб?

а) на свежем воздухе всегда развивается аппетит

б) «таков старинный порядок»

в) хлебом можно покормить лесного зверька или птицу

5.Что такое затесь?

а) протоптанная тропинка

б) зарубка на дереве

в) таёжная птичка

6.Когда Васютка увидел муху в сетях паука, о чём он подумал?

а) муха пропала в паутину, из неё ей не выбраться

б) близится осень

в) Васютка понял, что он заблудился

7.Как устроил Васютка свой ночлег, чтобы не простудиться в тайге?

а) лёг рядом с костром

б) перенёс костёр на другое место, а сам лег там, где земля прогрелась, накидав на место ночлега еловых веток

в) залез на дерево и просидел всю ночь

8.По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?

а) на его пути стала попадаться траве

б) на его пути стали попадаться лужи

в) мальчик увидел, что сосны стали редкими

9.Почему Васютка удивился, увидев в озере белую рыбу?

а) это была еда, можно было экономить патроны

б) в Енисее рыба не ловилась, а здесь её можно было брать голыми руками

в) в озёрах благородная рыба не водилась

10.Какие качества помогли Васютке выжить в тайге (отметить несколько)

а) наблюдательность

б) вера в себя

в) смекалка и сноровка

г) пытливый ум

д) эгоизм

е) хвастовство

ж) уважительное отношение к советам взрослых





© 2010-2022