Статья ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ МАКРООБРАЗА «СОН» В ЛИРИКЕ А. А. БЛОКА

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сон- традиционный мотив в русской поэзии. В его основе лежит соответствующее слово-образ, закреплённое как идеологически акцентированное ключевое слово.

Значения, свойственные общелитературной норме, довольно часто встречаются в поэтических текстах А.Блока:

И твои мне светят очи

Наяву или во сне?

(II,198)

Небо покоит нас негой желанною-

Радостным сном!

(I,301)

В соответствии с поэтической традицией Блок уподобляет сну краткое любовное счастье:

Мой юный пыл тобою же осмеян,

Покинут мной- туманы позади.

Объемли сны, какими я овеян,

Пойми сама, что будет впереди.

(I,103)

Слово сон реализует семы «ирреальность», «призрачность», к которым присоединяются денотативные контекстуальные семы «любовь», «любовное счастье» и коннотативные «разочарование», «горечь».

В других контекстах- и значительно чаще- путём использования типичных для Блока сказочных эпитетов, часто символически значимых: чародейная, нездешняя, таинственный, заколдованный и т.п. формируется иной коннотативный ореол: создаётся атмосфера нереальности, призрачности.

Сказочная лексика: сказка, красная девица, колдунья, витязи и т.п.- также поддерживает впечатление нереального, но желаемого бытия.

Восторга, благоговения формирует и церковнославянская лексика: лампады, храмы, вежды, аналой, ризы, священный:

Как сон молитвенно-бесстрастный,

На душу грешную сошла…

(I,340)

Компрессия символических смыслов создаёт в лирическом тексте Блока индивидуально-авторские словесные образы: снежный сон, сон,сквозящий пылью снеговою, представляющие собой сложное единство традиционного символического смысла любовь-сон и индивидуально-авторского любовь-снежная вьюга:

Мне страшен вальса лёгкий звон

И душный облак над тобою.

Ты для меня- прекрасный сон,

Сквозящий пылью снеговою.

(III,136)

Встречается в лирике Блока и другой традиционный образ сон-смерть. Помещённый в метафорический ряд, он становится знаком особого состояния на грани жизни и смерти, близким лермонтовскому двуплановому образу сна-смерти, сна-пробуждения:

Протянуться без желаний,

Улыбнуться навсегда,

Чтоб в последний раз проплыли

Мимо, сонно, как в тумане,

Люди, зданья, города…

Чтобы звуки, чуть тревожа

Лёгкой музыкой земли,

Прозвучали, потомили

Над последним миром ложа

И в иное увели…

(I,173)

Традиционный словесный символ жизнь-сон проходит развитие от прямого уподобления до возникновения символического образа сон-обман, в котором соединяются символические смыслы жизнь-обман и жизнь-сон.

Что б ни было, всю ложь, всю мудрость века,

Душа, забудь, оставь…

Снам бытия ты предпочла отвека

Несбыточную явь…

(III,128)

Тесное взаимодействие семантического комплекса воспоминания, памяти и семантического комплекса любви создаёт в лирике Блока развёрнутое уподобление сон-память-любовь, что позволяет говорить о наличии в лирике Блока словесного символа сон-память. Коннотативное наполнение этого словесного образа может быть различным(нежность, грусть, горечь, страдание).

Слово-образ сон в стихотворениях Блока часто обрабатывается в соответствии с символической поэтикой, получая иррациональный характер. В этом случае конкретные картины превращаются в знаки символических понятий.

Пусть я и жил, не любя,

Пусть я и клятвы нарушу,-

Все ты волнуешь мне душу,

Где бы ни встретил тебя!

О, эти дальние руки!

В тусклое это житье

Очарованье свое

Вносишь ты, даже в разлуке!

И в одиноком моем

Доме, пустом и холодном

В сне, никогда не свободном,

Снится мне брошенный дом.

Старые снятся минуты,

Старые снятся года...

Видно, уж так навсегда

Думы тобою замкнуты!

Кто бы ни звал - не хочу

На суетливую нежность

Я променять безнадежность -

И, замыкаясь, молчу.





© 2010-2022