- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ МАКРООБРАЗА «СОН» В ЛИРИКЕ А. А. БЛОКА
Статья ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ МАКРООБРАЗА «СОН» В ЛИРИКЕ А. А. БЛОКА
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Федорова В.В. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сон- традиционный мотив в русской поэзии. В его основе лежит соответствующее слово-образ, закреплённое как идеологически акцентированное ключевое слово.
Значения, свойственные общелитературной норме, довольно часто встречаются в поэтических текстах А.Блока:
И твои мне светят очи
Наяву или во сне?
(II,198)
Небо покоит нас негой желанною-
Радостным сном!
(I,301)
В соответствии с поэтической традицией Блок уподобляет сну краткое любовное счастье:
Мой юный пыл тобою же осмеян,
Покинут мной- туманы позади.
Объемли сны, какими я овеян,
Пойми сама, что будет впереди.
(I,103)
Слово сон реализует семы «ирреальность», «призрачность», к которым присоединяются денотативные контекстуальные семы «любовь», «любовное счастье» и коннотативные «разочарование», «горечь».
В других контекстах- и значительно чаще- путём использования типичных для Блока сказочных эпитетов, часто символически значимых: чародейная, нездешняя, таинственный, заколдованный и т.п. формируется иной коннотативный ореол: создаётся атмосфера нереальности, призрачности.
Сказочная лексика: сказка, красная девица, колдунья, витязи и т.п.- также поддерживает впечатление нереального, но желаемого бытия.
Восторга, благоговения формирует и церковнославянская лексика: лампады, храмы, вежды, аналой, ризы, священный:
Как сон молитвенно-бесстрастный,
На душу грешную сошла…
(I,340)
Компрессия символических смыслов создаёт в лирическом тексте Блока индивидуально-авторские словесные образы: снежный сон, сон,сквозящий пылью снеговою, представляющие собой сложное единство традиционного символического смысла любовь-сон и индивидуально-авторского любовь-снежная вьюга:
Мне страшен вальса лёгкий звон
И душный облак над тобою.
Ты для меня- прекрасный сон,
Сквозящий пылью снеговою.
(III,136)
Встречается в лирике Блока и другой традиционный образ сон-смерть. Помещённый в метафорический ряд, он становится знаком особого состояния на грани жизни и смерти, близким лермонтовскому двуплановому образу сна-смерти, сна-пробуждения:
Протянуться без желаний,
Улыбнуться навсегда,
Чтоб в последний раз проплыли
Мимо, сонно, как в тумане,
Люди, зданья, города…
Чтобы звуки, чуть тревожа
Лёгкой музыкой земли,
Прозвучали, потомили
Над последним миром ложа
И в иное увели…
(I,173)
Традиционный словесный символ жизнь-сон проходит развитие от прямого уподобления до возникновения символического образа сон-обман, в котором соединяются символические смыслы жизнь-обман и жизнь-сон.
Что б ни было, всю ложь, всю мудрость века,
Душа, забудь, оставь…
Снам бытия ты предпочла отвека
Несбыточную явь…
(III,128)
Тесное взаимодействие семантического комплекса воспоминания, памяти и семантического комплекса любви создаёт в лирике Блока развёрнутое уподобление сон-память-любовь, что позволяет говорить о наличии в лирике Блока словесного символа сон-память. Коннотативное наполнение этого словесного образа может быть различным(нежность, грусть, горечь, страдание).
Слово-образ сон в стихотворениях Блока часто обрабатывается в соответствии с символической поэтикой, получая иррациональный характер. В этом случае конкретные картины превращаются в знаки символических понятий.
Пусть я и жил, не любя,
Пусть я и клятвы нарушу,-
Все ты волнуешь мне душу,
Где бы ни встретил тебя!
О, эти дальние руки!
В тусклое это житье
Очарованье свое
Вносишь ты, даже в разлуке!
И в одиноком моем
Доме, пустом и холодном
В сне, никогда не свободном,
Снится мне брошенный дом.
Старые снятся минуты,
Старые снятся года...
Видно, уж так навсегда
Думы тобою замкнуты!
Кто бы ни звал - не хочу
На суетливую нежность
Я променять безнадежность -
И, замыкаясь, молчу.