Методическая разработка урока «Обобщение знаний по разделу «Словообразование»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №8»











Методическая разработка урока

«Обобщение знаний по разделу «Словообразование»













Автор: Ворончихина Ангелина Николаевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №8»





г. Глазов, 2015

Разработка урока по русскому языку в 5 классе.

Тема: «Обобщение знаний по разделу «Словообразование».

Цели урока:

повторить основные темы, изученные в разделе «Словообразование» ; усовершенствовать навыки разбора слов по составу, развивать орфографическую зоркость; повторить синтаксический разбор предложения,

способы образования слов;

развивать мыслительные операции: анализ, сопоставление, классификация, обобщение, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности, умение работать в группе, в парах;

повысить интерес к русскому языку, воспитывать уважительное отношение к мнению других людей, умение объективно оценивать ответы одноклассников, сосредоточенно работать на уроке.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний;

урок-путешествие.

Оборудование: поезд «Словообразование» в презентации (вагоны поезда - части слова), записи на доске, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Объявление целей урока.

- Сегодня мы отправляемся в страну «Словообразование». Поедем на поезде, который называется «Словообразование». Нам нужно упаковать багаж и купить билеты. А возьмём мы с собой «багаж знаний».

«Багаж знаний» - индивидуальная работа у доски.

2.Задания для индивидуальной работы.


Карточка №1(1 - ый чемодан).

Синтаксический разбор предложения.

В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины.

Карточка №2 (2-ой чемодан).

Определить способ образования слов.

Подоконник, написал, букварь, синеватый, учительский, дружочек, подберёзовик.

Карточка №3 ( 3-ий чемодан).

Морфемный разбор слов.

Восклицать, располагаться, сыроватый, розоватый, словарь, дружочек, учительский.

- Остальные отправятся на железнодорожный вокзал покупать билеты. Заплатить за билеты мы можем своими знаниями.

3. Кассир задаёт вопросы ( это может быть заранее подготовленный ученик).

  1. Что изучается в словообразовании?

  2. Какие значимые части слова входят в основу?

  3. Как убедиться, что корень в слове найден правильно?

  4. Приведите примеры с чередованием гласных в корне; с чередованием согласных в корне.

  5. Приведите примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе, приставке.

  6. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?

  7. В чём сходство и в чём различие между суффиксом и приставкой?

- Молодцы! У вас хорошие знания. А как же наши ребята упаковали багаж? (Проверяем индивидуальную работу.)

- Отправляемся к поезду. Этот поезд отправляется в страну «Словообразование». Проводник проверит наши знания ( знания - наши билеты; роль проводника может играть ученик).


4. «Собери слово» (осложнено орфограммами).

1.

  1. Обдумать - взять приставку

  2. Ясно - корень

  3. Пилить - суффикс

  4. Писать- суффикс Объяснить

2.

  1. Распилить

  2. Заговорил

  3. Носить

  4. Возить

  5. Умываться Разговориться

3.

  1. Найти определение, взять из него приставку:

Это был беспокойный человек.

  1. Из сказуемого взять корень:

Моряки не страшатся бурь.

  1. Добавить суффикс прилагательного интересный.

  2. Добавить окончание определения:

Огромный шар поднялся в воздух.

(Бесстрашный)

- Проводник проверил наши знания. Думаю, вы проголодались. Давайте отправимся в ресторан. За обед платим знаниями.

5. В ресторане.

1. Подбор однокоренных слов к слову разговориться.

2. Блюда поваров.

- Что- то в этих блюдах мне не нравится. Проверим каждое блюдо.

Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов.

Ш..пот, ш..рох, предл..жить.


Чередующиеся гласные в корнях слов (-ЛАГ- -ЛОЖ-, -РАСТ-(-РАЩ-)

-РОС-).

Изл..гать, отр..стать, ч..рствый.

Буквы Ы-И после Ц.

Оц..нить, ц..плята, ц..ркуль.

Безударные проверяемые гласные в корне слова.

Разв..зать, дикц..я, р..сток, насл..ждение.

- Правильно распределены слова по видам орфограмм? Перепишите, исправляя ошибки, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая орфограммы.

Групповая работа. Каждая группа готовит обобщающую таблицу.

Лексическая работа со словом дикция (объяснить при заполнении таблицы).

- В последнем вагоне проводится конкурс. В этом конкурсе будут участвовать все. Проверим ваши знания.

6. Творческая работа.


  1. Вставить пропущенные буквы, разобрать слова по составу.

Предпол..жение, р..стение, крыж..вник, ц..ган, объед..нение, р..скошный, по..вилось. ( Каждая работа оценивается учителем. Тетради ученики сдают).

  1. Постройте текст, используя все слова из первого задания. ( Работа в парах). Со своими работами выступят 2-3 ученика.

7.Итоги урока.


  1. Домашнее задание.

Написать сказку о стране «Словообразование».


Литература.


  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 клкссе. М. 1998г.

  2. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. М. 1996г.

  3. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М. 1995г.


© 2010-2022