Урок по русскому языку на тему «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку в 5 классе
Тема: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»
Цели урока:
Обучающая цель:
1) обобщить и систематизировать знания о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я.
2) отработать навыки транскрибирования.
Воспитательная цель:
1) воспитание у детей умения работать в парах и в группе;
2) воспитание внимательного отношения к языковым явлениям.
Развивающая цель:
1) развитие умения применять теоретические знания по теме «Фонетика» на практике;
2) развитие образного и логического мышления, речи, речевого слуха.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-игра
Методы и приёмы:
1) наглядный метод;
2) репродуктивный

Ход урока

Оргмомент.

Проверка домашнего задания.

Устный опрос.

- Сколько всего гласных букв? (10)

- Сколько всего гласных звуков? (6)

- Почему так происходит: гласных букв 10, а звуков - 6.

- А всегда ли количество букв в слове совпадает с количеством звуков? Почему?

Учащиеся делают вывод:

Переход к новой теме:

1.А речь пойдет о буквах, которые вы найдете в следующих загадках.

"Е"
Целый день енотка Рая
В ручейке белье стирает,
Моет, поласкает
И домой таскает.
Наплескается в ручье -
Превратится в букву… (Е)

"Ё"
Выставил колючки ёж -
Без перчаток не возьмешь.
У него иголки
Больше, чем у ёлки.
Ёжик, глядя на неё
Превратился в букву… (Ё)

"Ю"
Юля новую юлу
Разъюлила на полу.
Ю-ла-ла! Ю-ла-ла! -
Быстро кружится юла.
А задела башмачок,
Вжжик! - упала на бочок.
Юлечка юлу свою
Превратила в букву… (Ю)

"Я"
Упрекнула якорь яхта,
что катается без фрахта.
Спрыгнул якорь с корабля,
Превратился в букву… (Я)

Язычок во рту живет,
звонко песенки поет,
если горлышко болит,
"А!" - врачу он говорит.
Но ему никак нельзя
Превращаться в букву "Я"!
Почему? Ну, как же - им
все слова мы говорим!

Правильно, ребята, это буквы е, ё, ю, я

А теперь давайте внимательно посмотрим на слова, записанные на доске.
- Где стоят буквы е, ё, ю, я в словах данного столбика?


- Сколько и какие звуки они обозначают?
- Какие согласные стоят перед гласными звуками?
Сделаем вывод:
Если буквы е, ё, ю, я стоят после согласной, то они обозначают один звук [э, о, у, а] и смягчают предыдущий согласный.

Итак, первая роль букв е, ё, ю, я - это смягчение согласной.

А вторая роль-это обозначение двух звуков.

-Понаблюдаем за этими же буквами, но в других позициях.

-Что вы заметили?
Давайте попробуем сделать вывод из того, что мы с вами только что понаблюдали.

Закрепление:

- А сейчас мы разделимся на две команды

Задание 1: Мне необходимо по одному представителю от каждой команды, которые смогут выполнить транскрипцию слов.

Ёлка, метла, вьюга, ёж, сиять.

Вывод:

Задание 2:

Спишите пословицы. Подчеркните одной чертой букву е, которая обозначает один звук, двумя чертами -буквы е, ё, я, ю, которые обозначают два звука. Прокомментируй роль этих букв. Обозначь орфограмму:

Друзья познаются в беде.

Волков бояться-в лес не ходить.

Повторенье- мать ученья.

Задание 3:

Выпишите из текста те слова, в которых е, ё, ю. я обозначают 2 звука. .Прокомментируй роль этих букв.

Поезд мчался на юг. Я покидал места, которые были дороги мне воспоминаниями о юности, о своеобразных северных зимах с лютыми зимами, буранами и вьюгами.

Задание 4: Запишите как можно больше слов в две колонки:

Слова, в которых е, ё, ю, я Слова, в которых е, ё, ю, я

обозначают один звук обозначают два звука

Взаимопроверка слов, написанных командами.

Задание 5:

Фонетический разбор слова «ёжик»

Подведение итогов игры, урока.

Выставление оценок.

Д/З.




© 2010-2022