Конспект урока по написанию портретного очерка

Пояснительная записка . Тема урока – Герои – гордость страны. Тип урока  - урок-практикум Форма урока – интегрированный урок русского языка, литературы, истории Класс – 11 (рекомендуется для 10-11 классов). Цели урока : 1. Углубить  и расширить представления о жанре  портретного очерка посредством знакомства с экспонатами школьного музея; 2.Совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию; 3.Воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.. Методические ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Троицкое и Новомосковское окружное управление образования.

ГБОУ школа №2122 г.о. Щербинка в г. Москве.



«Времен связующая нить: урок в школьном музее».

Номинация: традиционный урок для учащихся старших классов.



Тема: Герои - гордость страны! (К 26 - летию вывода советских войск из Афганистана).





Заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы, Голдырева Светлана Юрьевна, 89165451447.





























Пояснительная записка .

Тема урока - Герои - гордость страны.

Тип урока - урок-практикум

Форма урока - интегрированный урок русского языка, литературы, истории

Класс - 11 (рекомендуется для 10-11 классов).

Цели урока :

1. Углубить и расширить представления о жанре портретного очерка посредством знакомства с экспонатами школьного музея;

2.Совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию;

3.Воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому..

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное чтение.

Ожидаемые результаты:

  1. Вызвать эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников.

  2. Желание изучать историю своей страны, историю афганской войны на материале судеб героев - интернационалистов.

  3. Желание выразить отношение к войне, к подвигу солдата,.

  4. Научить написанию портретного очерка.

Основные умения и навыки:

  • Развивать навыки работы с текстом,

  • навыки связной речи,

  • умение слушать,

  • делать записи, выводы,

  • самостоятельно анализировать.

Во время урока используются технологии критического мышления, активизирующие мыслительную деятельность учащихся , а также исследовательский метод (подготовка презентации к биографии О. Юрасова).

Идейно-тематический, языковой анализы очерка помогают усовершенствовать монологическую речь учащихся.

В ходе урока ученики параллельно с изучением жанра портретного очерка повторяют « Стили речи», «Типы речи», «Изобразительно-выразительные средства языка», совершенствуют навыки написания очерка ( творческое задание).

Практическая значимость разработки:

Работу можно использовать на уроках русской литературы, классных часах, внеклассных мероприятиях.

Место проведения урока - музей школы №2122.

Материально - техническое обеспечение - распечатанные материалы, проектор.









Ход урока.

  1. Слово учителя:

Одним из распространённых жанров публицистики является очерк. Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально - значимых). Вот как определяет очерк писательница М.Шагинян : «Это активное путешествие писателя в мир действительности, с его природой, людьми, планами, победами и с немедленной действенной моралью». В нем называются подлинные имена и фамилии изображаемых лиц, действительные, а не вымышленные места событий, описывается реальная обстановка, указывается время действия. Характерной особенностью очерка является документальность, достоверность фактов и событий. Различают путевой, проблемный и портретный очерк. Цель нашего урока - познакомиться с особенностями портретного очерка.

Герой портретного очерка - конкретный человек, обладающий теми или иными достоинствами и недостатками. В портретном очерке автор рассказывает о его работе, интересах, увлечениях, поступках. Все это вместе помогает раскрыть внутренний мир героя очерка.

Создавая портретный очерк, автор хочет познакомить нас с живыми людьми, героями нашего времени.

2.Беседа с учениками: кого мы можем назвать героем?

3.Слово учителя: 16 апреля 1934 года в нашей стране было установлено звание Героя Советского Союза. Наша история богата примерами героизма. Из глубины веков дошли до нас имена богатырей, стоявших насмерть против монголо - татарских орд. Мы чтим русских воинов, одержавших победу на Чудском озере.

Мы восхищаемся героями Полтавской битвы и Отечественной войны 1812 года, обороны Севастополя и Шипки, мужеством экипажа крейсера «Варяг» и участников знаменитого Брусиловского прорыва. Первыми Героями Советского Союза стали легендарные летчики, спасшие челюскинцев в 1934 году. Самым героическим временем в истории страны была Великая Отечественная война. Зоя Космодемьянская и Алексей Маресьев, Александр Матросов и Николай Гастелло… Этими защитниками Отчизны нельзя не гордиться. Подвиги множились и в послевоенное время. Каждому интересно узнать, как живут и работают космонавты и ученые, откуда берутся «истоки героизма» воинов - интернационалистов. Автор очерка должен найти наиболее характерное в жизни, мыслях, поступках героя и показать его читателю так, чтобы на его примере могли учиться другие. Бывают очерки и небольшие, публикуемые в газетах, и значительные по объему, публикуемые в журналах, и целые очерковые книги.

  1. Особая страница в нашей героической истории - Афганистан.

( сообщение ученика о хронике военных событий - приложение 1).

5. Слово учителя:

Метеорит живет мгновенье,

Сгорая в дымной синеве.

Его отвесное паденье

Сквозь смерть направлено к земле.

И я готов, летя свозь годы, Метеоритом в синей мгле

Сгореть, сжигая все невзгоды,

Во имя жизни на земле.

Эти стихи принадлежат воину и поэту Александру Стовбе. Выполняя интернациональный долг на земле Афганистана, лейтенант и его четверо солдат ценой своей жизни спасли боевых товарищей. Александру шел двадцать третий год. В 1987 году вышла книга украинского писателя А.М. Дмитренко «Аист», посвященная герою. Это документальная очерковая книга (анализ названия, композиции, иллюстративных материалов, фрагментов текста). Замысел книги возник у автора после прочтения газетного очерка.(приложение 2).

6. Работа учащихся - анализ распечатанного газетного очерка «Стихи стали песнями». (газета «Красная Звезда»).

- Какова основная мысль очерка.

-Разделите текст на части и составьте план.

-Выберите художественные детали, создающие портрет Стовбы.

- Каким представляется Александр Стовба после прочтения этого очерка?

7. Слово учителя:

- Мы неслучайно проводим сегодняшний урок русского языка в школьном музее. Чем наш музей уникален? Он собирает материалы о нашем земляке, Герое Советского Союза О.А. Юрасове. Накоплено большое количество экспонатов, которые могут служить основой для развернутого освещения судьбы героя афганской войны. (приложение 3, презентация).

8. Задание ученикам:

- Рассмотрите внимательно экспонаты музея (фотографии, портрет, бюст, личные вещи, письма, воспоминания близких и однополчан, документы).

- Попытайтесь написать очерк об О.А.Юрасове. Уточните для себя - какова основная мысль вашего очерка, отразите её в названии. Если нужно, подберите эпиграф. Составьте план очерка. Учтите, что в очерке вам придется пользоваться не только описанием, но и повествованием и рассуждением.

Работа над созданием вступления.

Домашнее задание: написать портретный очерк об О.А. Юрасове.



© 2010-2022