Разработка урока русского языка в 5 классе. Имя существительное

Разработка урока русского языка в 5 классе (ФГОС) по теме: "Имя существительное". Представленная разработка содержит в себе технологическую карту урока, деятельностную и содержательную цели урока и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), которые), используемые в данном уроке.  Предложенный урок целесообразно использовать при изучении раздела "Повторение изученного в начальных классах".  Урок построен в форме путешествия по стане "Имя существительное". На п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиала МБОУ «СОШ села Святославка» в посёлке Краснознаменский













Разработка урока русского языка в 5 классе

по теме: «Имя существительное»





учитель русского языка и литературы

Алёна Викторовна Сергиенко








2014 - 2015 учебный год

Класс: 5.

Предмет: русский язык.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Тема урока: «Имя существительное».

Цели урока:

- деятельностная: закрепить умения опознавать существительные в речи по морфологическим признакам;

- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;

- содержательная: закрепить знания о существительном как о части речи.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

Средства обучения: учебник, карточки, жетоны.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент


Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Ребята, а вы знаете, что от нашего хорошего настроения зависит многое: счастливые лица окружающих - успешность в ваших начинаниях.

- Давайте проверим, какое у вас настроение (смайлики).

Запись числа в тетради, классной работы.


Работа с жетонами.


Запись числа и классной работы.

II.

Вступительная часть

- Сегодня на уроке я предлагаю совершить путешествие по одной стране. Прослушайте стихотворение, в нем «спряталась» тема урока и одновременно название той страны, куда мы сегодня совершим путешествие.

Все, что существует, оно обозначает,

На вопросы кто и что верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же 3 склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Имен существительных. Прошу старосту класса и по совместительству капитана нашей команды путешественников раздать всем участникам команды маршрутные листы.



Учащиеся отвечают на вопросы с места.

III. Актуализация знаний

- Чтобы попасть в страну Имен существительных нужно открыть ворота. Найти ключ от них. Ключом будет задание: на доске записаны слова, выберите из них только имена существительные (день, весёлый, дневной, веселье, веселиться).

- Как вы определили, что эти слова относятся к имени существительному?

Учащиеся отвечают на вопросы с места.

IV. Организация проверки знаний на практике

- Итак, ворота открыты теперь перед нами. Входим на территорию страны и попадаем сразу в болото, в котором тонут слова (доска, стол, книга; кошка, брат, пёс). Вам нужно их спасти и отправить по своим берегам.

- А берега болота как называются? (Одушевленности и неодушевленности).

- Какие слова вы отправите на берег Одушевленности, а какие на берег неодушевленности и почему?

- Чтобы мы смогли перейти сами болото необходимо построить мост. Для этого выполним задание: по цепочке вам необходимо привести примеры одушевленных и неодушевленных существительных.

1 вариант - одушевленные имена существительные, 2 вариант - неодушевленные.

- Мостик построили. Теперь скажите, «спасенные» существительные относятся к нарицательным или собственным?

(Это нарицательные существительные).

- Подберите и запишите к нарицательным одушевленным существительным имена собственные. Как вы их напишите?

- Хорошо. Мы идём дальше по тропинке. Впереди виднеются два трехэтажных дома. На первом этаже живут существительные: яблоко, счастье, на втором - день, папа, на третьем - мама, дочь.

- Почему именно так распределены слова по этажам? По какому принципу?

- Как определить род существительных?

Игра с мячом. Учитель загадывает слово и кидает мяч игроку, игрок определяет его род (ребенок, город, стул, сестра, ночь, заря, море, яблоко).

Физминутка

Ча-ча-ча (три хлопка в ладоши).

Наша печка горяча (приседания).

Чи-чи-чи (три хлопка в ладоши).

Печет печка калачи (подпрыгивания).

- Существительные из одного дома ходят в гости к существительным в соседний дом, но каждое слово только на один этаж. Почему? От чего это зависит?

(Каждое существительное относится к определенному склонению).

- Сколько склонений у существительных. Как определить склонение?

Игра с мячом. Учитель загадывает склонение, учащиеся приводят в пример слово.

- Нам пора идти дальше. Перед нами речка Числянка. На одном берегу которой живут существительные единственного числа, они часто ходят в гости на другой берег. Но что с ними там происходит?

(Тетрадь - тетради, стул - стулья, ключ - ключи).

Распределительный диктант.

Распределить слова по столбикам: 1 - ед.ч., 2 - мн.ч.

Пенал, листы, линейка, парты, ручка, кружки, учебник, ручки.

- Какой можно сделать вывод?

- Добрались мы с вами и до королевства Падежей. Повторим названия падежей и падежные вопросы.

Игра «Кто быстрее?».

Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со словом, работа начинается с последней парты. Ученики на каждой парте изменяют слово, ставя его в определенный падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.

(Кукушки, деревни).

- Вроде бы везде побывали, но остался Петя Ошибкин. Он нам оставил послание с заданием. Просит, проверить у него ошибки. Плохо орфографические правила знает.

В лису много гребов и ягат, здесь растут цвиты.

Учащиеся выполняют задания и отвечают на вопросы.






Учащиеся выполняют задания в тетради.



Учащиеся играют с мячом.






Выполняют задания в тетради.


Учащиеся участвуют в игре.




Работа на карточках.



Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

V. Заключительная часть

- Молодцы, ребята. Справились со всеми заданиями, которые встречались вам в стране Имен существительных. Нам пора уходить отсюда. Остался у нас неизведанным остров, где растёт одинокая пальма, и живут слова, но загадку этого острова мы разгадаем позже, когда будем изучать раздел «Морфология» во втором полугодии.

- Давайте подведем итоги урока-путешествия.

- Что такое имя существительное?

- А зачем нужны нам имена существительные?

- Оглянитесь вокруг, нас окружает множество предметов. Существительные в нашей жизни играют огромную роль.

Домашнее задание: параграф 20, упр. 101.

Рефлексия.

Оценка содержания урока:

- занимательно

- интересно

- познавательно

- полезно

- ничего интересного

Оценка деятельности на уроке:

- запутался
- задумался

- удивился

- убедился

- осознал

- принял решение

Оценка внутреннего состояния на уроке:

- тревожное

- приподнятое

- отличное

- Какую оценку вы поставили бы себе? Подсчитываем жетоны.

- Какое настроение у вас в конце урока? Изменилось ли оно?

- Ребята, вы все молодцы, хорошо поработали. Спасибо за урок!

Отвечают устно, оценку показывают на листке.


Цветные полоски.

Суммируют жетоны и оценивают себя.




© 2010-2022