Статья Технология развития критического мышления через чтение и письмо

  Данная статья посвящена применению технологии критического мышления через чтение и письмо, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.   Технология РКМЧП – универсальная, проникающая, “надпредметная” техн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Технология развития критического мышления через чтение и письмоСтатья Технология развития критического мышления через чтение и письмоСтатья Технология развития критического мышления через чтение и письмоСтатья Технология развития критического мышления через чтение и письмоСтатья Технология развития критического мышления через чтение и письмоСтатья Технология развития критического мышления через чтение и письмоСтатья Технология развития критического мышления через чтение и письмоСтатья Технология развития критического мышления через чтение и письмоСтатья Технология развития критического мышления через чтение и письмоСтатья Технология развития критического мышления через чтение и письмоСтатья Технология развития критического мышления через чтение и письмоСтатья Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Копанская основная общеобразовательная школа

Россошанского муниципального района Воронежской области









Статья


«Развитие критического мышления через чтение и письмо при изучении русского языка и литературы».














Разработал

учитель русского языка и литературы

Лозовая Наталья Евгеньевна











Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при изучении русского языка и литературы.


Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Мы постоянно думаем, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Я считаю, что применение технологии критического мышления через чтение и письмо помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторами были Стил, Мередит, Темпл, Уолтер. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.

Технология РКМЧП - универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели, которая решает следующие задачи:

1. Образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.

2. Культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров.

3. Информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.

4.Социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.

В основу данной технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех фаз. Структура данной педагогической технологии стройна и логична. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой:

Вызов осмысление рефлексия

Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.

Первая стадия - вызов.

Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия - осмысление.

Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию, осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями;

-искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия - рефлексия.

Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

-формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Приемы, используемые на уроках русского языка и литературы.

I.Прием "Написание синквейна"

Синквейн - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

Обычно рекомендуется использовать синквейн на стадии рефлексии. Этот прием можно использовать и на стадии вызова. В начале урока, перед объяснением новой темы, учащимся предлагается определить тему следующего синквейна, то есть подобрать слово, стоящее в первой строке.

Этот прием является продуктивным на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинений-описаний времен года или по картине. Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны. Например:

Весна

Яркая и теплая

Пришла, растопила, украсила

Дарит людям красоту и мечту.

II.Прием "Верные и неверные утверждения"

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Например: перед изучением темы «местоимение» в 6 классе.

1. Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.

2. В предложении местоимения бывают только подлежащим.

3. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим.

4. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.

5. Местоимения изменяются по падежам и числам.

6. В предложении « Светла, как детский взор, река, и ветви ив склонились к ней» местоимение является подлежащим.

III.Прием « Знаю-хочу узнать -узнал»

Прием "Знаю - хочу узнать - узнал" - это работа с таблицей.

При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.

Знаю
(вызов)

Хочу узнать
(вызов)

Узнал
(реализация смысла или рефлексия)

Работа в паре: что я знаю о теме урока?

Формулирование целей

Соотношение старой и новой информации

Например: при изучении темы " Составное глагольное сказуемое" в 8 классе перед учащимися ставится поисковая задача: найти, чем различаются сказуемые следующих предложений: В мае зацвели тюльпаны - В мае начали цвести тюльпаны.

Закончить работу позволяют следующие проблемные вопросы:
- Найдите сказуемые. Чем они различаются?

- На какие вопросы они отвечают?

- Что обозначает глагол «начали»?

IV.Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Прием "Толстые и тонкие вопросы" может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) - демонстрация понимания пройденного. «Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы. Например: этот прием можно использовать при изучении рассказа А.П.Чехова «Злоумышленник». Начать с тонких вопросов: Кто? (Кто автор рассказа «Злоумышленник»?) и т.д.


Тонкие?

Толстые?

Кто...? Что...?

Когда...? Может...?

Будет...? Могли...?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите: что будет, если...?

Что, если...?

Учитель на первых порах работы с этим приёмом должен научить детей определять уровень сложности вопроса - относить его к "тонким" или "толстым".

V. Прием «Кластер».

Кластер - графический систематизатор, схема. Очень важное умение - компактно представлять изученный материал. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе. Не все дети могут составлять кластеры, несущие большой объем информации. Начиная с 5 класса, приучаю учащихся к составлению небольших схем к правилам.

Например: в 8 классе, изучая тему «Основные виды односоставных предложений», учащиеся сами составляют кластер по теории из учебника.


Предложения


Двусост. Односост.

[ ]

- о.-л. назыв.

- н.-л.

-об.-л.

- безл.

VI. «Чтение с остановками», «Чтение с пометками INSERT», «Двойной дневник», «Составление кластера»

Используя прием «Чтение с остановками» чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется, и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что - нет, и объясняют свои ответы.

Примерные вопросы приема « чтение с остановками»:

- По названию предположите, о чем будет рассказ?

- Какие события могут произойти в описанной обстановке?

- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

- Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?

- Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

-Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы закончили его?

-Что будет с героем после событий рассказа?

Я перечислила лишь небольшую часть методических приемов, связанных с формированием критического мышления. Считаю, что критическому мышлению нужно учить. Важно, чтобы ученики могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности.

Список использованной литературы

  1. Громова О. Критическое мышление - как это по-русски? // Библиотека в школе.- 2001.- №12

  2. Загашев И.О. Мотивирующая функция образовательной технологии развития критическогомышления. // Библиотека в школе.- 2004.- №18

  3. Загашев И.О. Как научиться вести диалог с текстом? // Библиотека в школе.- 2004.- №19

  4. Загашев И.О. Групповые и парные работы. // Библиотека в школе.- 2004.- №22

  5. Халперн Д. Психология критического мышления, - СПбб.: Изд-во «Питер».2000.


© 2010-2022