РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 9 КЛАСС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

Рабочая программа

по предмету «Русский язык»

9б класс







Составила учитель русского языка и литературы

Горюнова Венера Рольфовна














г. Сибай

Срок реализации 2015-2016 учебный год

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол №____ от

_______________________г.

Руководитель ШМО

Горюнова В.Р.

_________________________

Согласовано

Зам. директора по УР

______________

Ахтямгалиев Д.Р.


______________________г.

Утверждаю

Директор школы

_______М.Р.Ишкильдина

приказ № от ___________

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 9 Б класса разработана на основе нормативных документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013г. №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;

-СанПиН 2.4.2.2883-11 «Изменения №1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 года №85);

- Учебный план МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №8» на 2015-2016учебный год;

-Программы по русскому языку М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по русскому языку для основной школы. Учебник: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Научный редактор- академик Н.М. Шанский «Русский язык 9 класс».- Москва «Просвещение». 2010г.

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку, цели и задачи программы, требования к уровню подготовки обучающихся, основные виды контроля, учебно-методическое планирование, включающее: контроль знаний учащихся, количество часов, учебно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения, средства обучения, календарно-тематическое планирование.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

2. Общая характеристика учебного предмета

Русский язык - родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в различных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступками с позиции моральных норм.

Целями изучения русского языка в старшей школе являются:

воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;

- осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

- осознание эстетической ценности родного языка;

- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет;

- осуществлять информационную переработку текста и др.)

-Овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание стремления к речевому совершенствованию.

Содержание курса русского языка обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических норм, синтаксических конструкций; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользовать различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоения норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность

русского языка являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности являются объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход.

Усиление коммуникативно деятельностной направленности курса коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие о сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска ,в том числе компьютерных средств; перерабатывать и систематизировать информацию и предъявлять ее различными способами др);

регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения русского языка в школе.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения.

Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 9 класса:

-диктанты (словарные, объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный, контрольный.);

-комплексный анализ текста;

- сочинение-рассуждение;

-сжатое изложение с элементами сочинения;

-тесты, тестовые тренинги;

-устное высказывание на лингвистическую тему.

3. Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Программа предназначена для работы по учебнику «Русский язык» для 9 класса общеобразовательных учреждений Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Научный редактор Н.М. Шанский-Москва «Просвещение» 2010 г./ и рассчитана на 102ч. (3 урока в неделю, 34 недели).

4.Знания, умения, навыки освоения учебного предмета

Учащиеся должны знать:

-изученные разделы науки о языке;

- смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

- определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

-опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-адекватно понимать информацию устного сообщения;

-читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

-воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

-владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

-свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

-соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

-соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

-соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

-владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

-извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

5. Содержание учебного предмета.

Разделы

К. час.

Дикт.

Сочин.

Излож.

1

Международное значение русского языка.

1

2

Повторение изученного в 5-8 кл.

11

2

2

1

3

Сложные предложения. Культура речи.

4

1

4

Сложносочиненные предложения.

9

1

5

Сложноподчиненные предложения.

7

1

1

6

Основные группы сложноподчиненных предложений.

16

1

1

7

Бессоюзные сложные предложения.

8

1

8

Сложные предложения с различными видами связи.

6

1

1

9

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах.

6


Итого:

68

5

4

5

Прохождение практической части программного материала

Ведущие формы контроля

Год

1

четверть

2 четверть

3

четверть

4

четверть

Контрольный диктант

5

2

1

1

1

Изложение

5

1

2

2

Сочинение

4

3

1

Тестирование

4

1

1

1

1

Развитие речи

9


Международное значение русского языка 1ч.

Повторение пройденного в 5 - 8 классах - 4ч.

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи- 4ч.

Сложные предложения -4ч.

Сложносочиненные предложения -9ч.

Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения -7ч.

Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения -8ч.

Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи -6ч.

Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке -3.

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи - 3ч.

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему. Конспект и тезисный план литературно-критической статьи

6.Календарно - тематическое планирование

Д.

Р.р.

Тема урока

К.

час.

П.

дата.

Фак.

Дата.

Примеч.

1

Международное значение русского языка.

1

03.09


Повторение изученного в 5-8 классах


2

Устная и письменная речь.

1

05.09

3

Д.

Входной контрольный диктант «Тедди».

1

10.09

4

Анализ входного диктанта «Тедди».

1

12.09

5

Монолог, диалог.

1

17.09

6

Р.Р.

Стили речи.

1

19.09

7

Простое предложение и его грамматическая основа.

1

24.09

8

Предложения с обособленными членами.

1

26.09

9

Р.Р.

Подготовка к написанию сочинения о родном крае.

1

01.10

10

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

1

03.10

11

Р.Р.

Написание изложения с продолжен. «Осень в родном краю».

1

08.10


Сложное предложен. Культура речи.


12

Понятие о сложном предложении.

1

10.10

13

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

1

15.10

14

Р.Р.

Подготовка к написанию сочинения по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения…»

1

17.10

15

Разделительные и выделительные знаки между частями сложного предложения .Тестирование.

1

22.10

16

Интонация сложного предложения.

1

24.10


Сложносочиненные предложения


17

Понятие о сложносочиненном предложении.

1

29.10


2 четверть


18

Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях.

1

05.11

19

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.

1

07.11

20

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.

1

12.11

21

Сложносочиненные предложения с противительными союзами.

1

14.11

22

Р.Р.

Написание контрольного сжатого изложения.

1

19.11

23

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

1

21.11

24

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений.

1

26.11

25

Повторение по сложносочиненным предложениям.

1

28.11


Сложноподчиненные предложения.


26

Понятие о сложноподчиненном предложении.

1

03.12

27

Место придаточного предложения по отношению к главному.

1

05.12

28

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.

1

10.12

29

Т.

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. Тест.

1

12.12

30

Р.Р.

Написание сжатого изложения «Иллюстрации русского художника Н. Кузьмина».

1

17.12

31

Д2

Административный контрольный диктант.

1

19.12

32

Анализ административного контрольного диктанта.

1

24.12


Основные группы сложноподчиненных предложений


33

Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным.

1

26.12


3 четверть


34

СПП с придаточным изъяснительным

1

16.01

35

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

1

21.01

36

Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени.

1

23.01

37

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия.

1

28.01

38

Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки.

1

30.01

39

Сложноподчиненные предложения с придаточным следствия.

1

04.02

40

Т.

Сложноподчиненные предложения с

придаточными цели. Тест.

1

06.02

41

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.

1

11.02

42

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

1

13.02

43

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

1

18.02

44

Синтаксический разбор сложноподчиненных предложений.

1

20.02

45

Пунктуационный разбор сложноподчиненных предложений.

1

25.01

46

Обобщение по теме «Виды придаточных»

1

27.02

47

Д

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

04.03

48

Р.Р.

Написание контрольного сочинения -рассуждения «Подвиг».

1

06.03


Бессоюзные сложные предложения.


49

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

1

11.03

50.

Интонация в бессоюзном сложном предложении.

1

13.03

51

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

1

18.03

52

Двоеточие в двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1

20.03


4 четверть


53

Тире в бессоюзном сложном предложении.

1

01.04

54

Т.

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзных сложных предложений. Тест.

1

03.04

55

Обобщение по теме «Бессоюзные сложные предложения.

1

08.04

56

Р.Р.

Написание контрольного изложения.

1

10.04


Сложные предложения с различными видами связи.


57

Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях.

1

15.04

58

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

1

17.04

59

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

1

22.04

60

Д5.

Административный контрольный диктант.

1

24.04

61

Р.Р. 9

Написание изложения «Старуха Изергиль».

1

29.04

62

Публичная речь.

1

06.05


Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах.


63

Фонетика и графика. Лексикология.

1

08.05

64

Лексикология и фразеология.

1

13.05

65

Словообразование. Морфемика.

1

14.05

66

Морфология.

1

15.05

67

Синтаксис. Орфография.

1

20.05

68

Пунктуация.

1

22.05

7.Описание учебно- методического и материально -технического обеспечения образовательного процесса

1.Программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М:»Просвещение»,2010 г.

2.Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. - М: «Просвещение», 2008 г.

3.Н. В. Егорова «Поурочные разработки по русскому языку» М. «ВАКО», 2008.

4.Н. В. Егорова «Контрольно- измерительные материалы, Русский язык: 9 класс. М. «ВАКО» 2011.; словари и энциклопедии по русскому языку.

5.Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Результатами освоения программы по русскому языку являются:

-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенстванию;

-достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Владение всеми видами речевой деятельности;

-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

-владение разными видами чтения;

-способность извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;

-способность определять цели предстоящей учебной деятельности , последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне ( на уроках литературы, иностранного языка и других)

Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли русского языка в жизни человека и общества.

Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования а также роли русского языка в процессе самообразования.

Владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения(цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

-владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

-владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями;

-способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе на электронных носителях;

-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием текста, с понимание его основного содержания, с выборочным извлечением информации);

-умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

- умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, тезисы);

-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

-умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

-владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников;

-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических и грамматических норм СРЛЯ; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

-способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой) в различных ситуациях общения;

-осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления и эффективности коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Усвоение основ научных знаний о родном языке.

Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи; текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи.

Проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей оформления, использования выразительных средств языка.

Осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.







5.Содержание учебного предмета

Международное значение русского языка 1ч.

Повторение пройденного в 5 - 8 классах - 4ч.

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи- 4ч.

Сложные предложения -4ч.

Сложносочиненные предложения -9ч.

Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения -7ч.

Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения -8ч.

Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи -6ч.

Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке -3.

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи - 3ч.

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему. Конспект и тезисный план литературно-критической статьи




© 2010-2022