Интегрированный урок-исследование литературы и МХК на основе краеведения «Когда поет душа…» Поэт. Художник. Музыкант

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок-исследование

литературы и МХК на основе краеведения

«Когда поет душа…» Поэт. Художник. Музыкант.

Цели урока - показать всю силу и многогранность творческой личности - Николая Никитовича Садовского - заслуженного работника культуры РФ, поэта, композитора, художника; выявить основные темы и мотивы творческой деятельности; проследить взаимность жизненного и творческого пути Н. Н. Садовского; оценить значимость его произведений.

Задачи урока:

образовательные:

  • повышение мотивации культуроведческого подхода к изучению творчества талантливого земляка за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);

  • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез ит.д.;

  • формирование представления о целостности трех видов искусства на основе краеведения; показ межпредметных связей на творчестве поэта, художника, композитора;

развивающие:

  • развитие логического мышления на основе сопоставления трех видов искусств;

  • развитие умения определять причинно-следственные связи лирики, живописи и музыки;

  • развитие творческих способностей учащихся, ориентированных на понимание предлагаемого материала;

воспитательные:

  • воспитание любви к родному языку, к родному краю, к самобытности народного слова;

  • воспитание культуры мышления, речи, поведения;

  • формирование коммуникативной культуры;

  • повышение интереса к культурной истории родного края через межпредметные связи.

Оборудование:

выставка книг и картин Николая Никитовича Садовского;

вернисаж творческих работ учащихся;

видеоинтервью с Н. Н. Садовским;

архивы Н. Н. Садовского;

мультимедийные технологии и ИКТ;

презентации PowerPoint;

Методы исследования:

работа с документами (личный архив, аудио и видеозаписи, личное интервью, качественная выборка, контент - анализ, комплекснй анаоиз творческих работ).

Пояснительная записка.

Три страницы:

  1. О Боже, дай душе не зачерстветь!

  2. Что есть красота?..

  3. У русских песен крылья лебединые, до глубины открытая душа.

Край наш богат талантами: десятки поэтов, самодеятельных артистов, композиторов и художников подарила Черноземью Калачеевская земля. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена все более возрастающим интересом молодого поколения к проблемам самобытного творчества. Сегодня, во время господства массовой культуры, когда бездуховное начало, казалось бы, властвует над разумным и нравственным, хочется говорить о настоящем творчестве - светлом, искреннем, несущем добро, любовь и гармонию.

Тяга к творчеству нашего талантливого земляка не просто его душевная потребность. /то и страстное желание поделиться с окружающими теплотой и щедростью своего сердца. Ведь у каждого человека свой путь на земле, и складывается он из двух мироощущений, двух половинок - путь видимый и невидимый. Один - жизнь среди людей, другой - жизнь души.

Заслуженный работник культуры РФ Николай Садовский - личность многогранная. В 2010 году Николаю Никитовичу Садовскому исполнилось шестьдесят три года. Это достаточно большой жизненный путь. Что удалось сделать, что еще задумано, что надо обязательно осуществить? Ответить на эти вопросы нам помогли личные беседы, архив Н. Садовского, поэтические сборники, картины, газетные статьи, а также многие другие документы.

Заслуженный работник культуры РФ Николай Садовский - личность творческая. Он сочиняет стихи, музыку, песни (их более 300), на его литературном счету поэтические сборники «То, что зовут горизонтом», «Святая простота». Он многие годы руководил ансамблем «Родники России», лауреат областных конкурсов композиторов и поэтов, лауреат международного фестиваля-конкурса авторской духовной песни памяти святителя Митрофания Воронежского - «Ковчег». На досуге он пишет пейзажи родного края, натюрморты, портреты. Неоднократно принимал участие в республиканской выставке в Москве «Славные сыны Отечества». Портрет маршала Г. К. Жукова выставлялся в экспозиции на Поклонной горе, а портрет Патриарха Всея Руси Алексия II- в выставочном зале Народной галереи. Занесен как поэт и художник в Воронежскую историко-культурную энциклопедию в 2006 году.

Подготовка к уроку-проекту требовала от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителей заключалась в подготовке учащихся к работе над проектом, подбору материала, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника. Кроме того, совместная работа над проектом невозможна без всеобщего активного коммуникативного взаимодействия. Основная идея метода проекта заключалась в том, чтобы сформировать активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы на основе краеведения.

В ходе работы учащиеся смогли понять самобытный язык мышления талантливого земляка, разграничить его творчество на философскую, духовную и любовную проблематику, утвердить свои гуманистические, гражданские, жизненные позиции. Урок построен на основе работ групп 11 «Б» класса: биографы, искусствоведы аналитики и творцы.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителей МХК и литературы.

  2. Работа творческих групп по трем страницам урока.

  3. Результат урока - совместный проект «Мой земляк Н. Н. Садовский - поет, художник, музыкант».

© 2010-2022