Программа по русскому языку. 9 класс

Рабочая программа составлена с учетом Примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы под редакцией В.В. Бабайцевой, А.Ю.Купаловой и др. с учетом учебников: Русский язык. Практика. 9 класс, под редакцией Ю.С.Пичугова, Русская речь, Е.И.Никитина, Русский язык. Теория, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.ДКоличество часов в году: 68Количество часов в неделю: 2Количество плановых уроков: 48по развитию речи: 13контрольных работ: 7Структура документа      Рабочая  программа по л...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Статус программы

Рабочая программа составлена с учетом Примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы под редакцией В.В. Бабайцевой, А.Ю.Купаловой и др. с учетом учебников: Русский язык. Практика. 9 класс, под редакцией Ю.С.Пичугова, Русская речь, Е.И.Никитина, Русский язык. Теория, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д

Количество часов в году: 68

Количество часов в неделю: 2

Количество плановых уроков: 48

по развитию речи: 13

контрольных работ: 7

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий семь разделов:

  1. пояснительную записку;

  2. учебно-тематический план;

  3. требования к уровню подготовки учащихся;

  4. календарно-тематическое планирование;

  5. перечень учебно-методического обеспечения;

  6. содержание тем учебного курса;

  7. критерии оценивания достижений обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования. В IХ классе - 68 часов.

Программа реализуется в адресованном учащим­ся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».

Основные цели:

- формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке, умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике,

- воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Эти цели обуславливают следующие задачи:

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;

- обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; формировать умения применять эти знания на практике;

- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;

- способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные знания и навыки.

Содержание программы

Вводный урок о русском языке

Богатство, образность, точность русского языка

Повторение изученного в 5-8 классах

Синтаксис словосочетания, Cредства синтаксической связи в словосочетаниях . Односоставные предложения. Предложения с однородными и обособленными членами.

Синтаксис и пунктуация.

Сложное предложение


Сложносочиненное предложение

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

Сложноподчиненное предложение

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложное бессоюзное предложение

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Деловые документы (автобиография, заявление).

Сложные предложения с различными видами связи

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Сочинение на лингвистическую тему.

Предложения с чужой речью

Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты. Способы цитирования.

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Обобщение изученного в 5-9 классах

Фонетика. Орфография. ОрфоэпияМорфемика. Словообразование. Орфография. Морфология.

Синтаксис простого и сложного предложения. Пунктуация.

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Виды и формы контроля:

- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);

- комплексный анализ текста;

- сочинение по картине;

- изложение с элементами сочинения; сжатое изложение

- тест;

- устное высказывание на лингвистическую тему

Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

знать / понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официального, делового стилей, языка художественной литературы;

особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

формулировать вопросы по содержанию текста;

- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

ЧТЕНИЕ:

- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

- составлять конспект прочитанного текста;

- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

ПИСЬМО:

- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы;

достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);

- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;

- пользоваться разными видами толковых словарей;

- правильно использовать термины в текстах научного стиля;

- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

- проводить орфографический анализ текста;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- различать изученные виды простых и сложных предложений;

- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме

специальные графические обозначения;

- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

- проводить пунктуационный анализ текста;

- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Прогнозирование результатов:

  • получить успеваемость 100%;

  • продолжить работу по формированию умений и навыков осознанного грамотного письма;

  • подготовить учащихся к Государственной итоговой аттестации.

Учебно-методическое обеспечение ГОСа

Учебники:

  1. «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Авторы: В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова, Москва, «Дрофа», 2006.

  2. «Русский язык. Практика. 9 класс». Под редакцией Ю.С.Пичугова, Москва, «Дрофа», 2013.

  3. «Русская речь», Е.И.Никитина, Москва, «Дрофа», 2006.

Учебники рекомендованы Министерством образования и науки РФ.

Дополнительная литература:

  1. «Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9, 10-11 классы», Москва, «Дрофа». 2009

  2. «Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку для 9 класса», под редакцией Ю.С.Пичугова, Москва, «Дрофа», 2006.

  3. «Поурочное планирование к учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой. 5-9 классы», авторы: Т.И. Ермоленко, Волгоград, «Учитель», 2005.

  4. «ГИА-2014», под редакцией Н.А. Сениной, «Легион», 2013.

Оборудование: проектор, ноутбук, Интернет.

Обеспечение: авторские презентации.

Нормы оценки письменных контрольных работ

Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

«2»

выполнено менее половины заданий

Контрольный словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1 - 2 ошибки

«3»

3 - 4 ошибки

«2»

более 5 ошибок





Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.-5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок

Учебно-тематическое планирование

№ п/п


Наименование разделов

Всего ча­сов

Плановых уроков

Контрольных уроков

По развитию речи

Всего

по разделу

1

Введение. Богатство, образность, точность русского языка (1ч)

1

-

-

1

2

Закрепление изученного в 8 классе

2

-

2

4

Синтаксис и пунктуация

2

Сложное предложение

1

-

-

1

3

Сложносочиненные предложения

5

1

1

7

4

Сложноподчиненные предложения

15

1

4

20

5

Сложные бессоюзные предложения

4

1

2

7

6

Сложные предложения с различными видами связи

4

2

-

6

7

Способы передачи чужой речи

4

1

2

7

8

Общие сведения о языке

3

-

2

5

9

Систематизация и обобщение изученного в 5 - 9 классах

6

1

-

7

10

Резерв

3

-

-

3

18

Итого:

48

7

13

68


Календарно-тематическое планирование

Дата

п/п

Тема урока

№ по раз

делу

I четверть


Введение. Богатство, образность, точность русского языка (1ч)


03.09

1

Введение. Богатство, образность, точность русского языка

1

Закрепление изученного в 8 классе (4ч.)

05.09

2

Лексико-орфографическая работа

1

10.09

3

Лексико-орфографическая работа

2

12.09

4РР

Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения

3

17.09

5РР

Написание изложения с элементами сочинения

4

Сложное предложение (1ч.)

19.09

6

Основные виды сложных предложений

1

Сложносочинённые предложения (7 ч.)

24.09

7

Союзы и значения ССП

1

26.09

8

Совершенствование умений и навыков учащихся в определении смысловых отношений в ССП и в расстановке ЗП в нем

2

01.10

9

Обобщение по теме «ССП»

3

03.10

10РР

Текст. Композиционные формы сочинений. Рецензия на книгу

4

08.10

11

Повторение по теме «Орфография»

5

15.10

12К

Контрольный диктант по разделу «ССП»

6

17.10

13

Анализ контрольного диктанта, теста, работа над ошибками

7

Сложноподчинённые предложения (20ч.)

22.10

14

Строение СПП, подчинительные союзы и союзные слова в СПП

1

24.10

15Рр

Стили речи

29.10

16

Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному

3

31.10

17

Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному

4

31.10

18

СПП с несколькими придаточными

5

II четверть

12.11

19

Виды придаточных предложений

6

14.11

20РР

Портретный очерк

7

19.11

21РР

Портретный очерк

8

21.11

22

Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные

9

26.11

23

Придаточные определительные

10

28.11

24

Придаточные определительные

11

03.12

25

Придаточные дополнительные

12

05.12

26

Придаточные обстоятельственные

13

10.12

27

Придаточные обстоятельственные

14

12.12

28РР

Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения

15

17.12

29РР

Написание изложения с элементами сочинения

16

19.12

30

Повторение орфографии

17

24.12

31

Обобщение изученного по разделу «СПП»

18

26.12

32К

Контрольная работа, мини--тест по разделу «СПП»

19

III четверть

13.01

33

Анализ контрольной работы

20

Сложное бессоюзное предложение (7ч.)

16.01

34

Понятие о сложном бессоюзном предложении. Запятая и точка с запятой в БСП

1

21.01

35

Тире в БСП

2

23.01

36

Двоеточие в БСП. Тестирование.

3

28.01

37Рр

Стили речи. Обобщение изученного. Разговорный стиль

4

30.01

38РР

Повторение по теме «Лексика»

5

04.02

39

Обобщающий урок по разделу «БСП»

6

06.02

40К

Контрольная работа по разделу «БСП»

7

Сложные предложения с различными видами связи (6ч.)

11.02

41

Сложные предложения с разными видами связи

1

13.02

42

Сложные предложения с разными видами связи

2

18.02

43

Сложные предложения с разными видами связи

3

20.02

44

Повторение по теме «Орфография»

4

25.02

45

Подготовка к контрольной работе по разделу «Сложные предложения с разными видами связи»

5

27.02

46К

Контрольный диктант по разделу «Сложные предложения с разными видами связи»

6

Способы передачи чужой речи (7ч.)

04.03

47

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью

1

06.03

48

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью

2

11.03

49

Предложения с косвенной речью

3

12.03

50

Цитаты и способы цитирования

4

13.03

51РР

Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения

5

17.03

52РР

Написание изложения с элементами сочинения

6

18.03

53К

Контрольный диктант по разделу «Предложения с чужой речью»

7

Общие сведения о языке (5ч.)

20.03

54

Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества

1

VI четверть

01.04

55

Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире

2

03.04

56

Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире

3

15.04

57РР

Стили речи. Обобщение изученного. Научный и официально-деловой стили

4

17.04

58РР

Стили речи. Обобщение изученного. Публицистический и художественный стили

5

Систематизация знаний (7ч.)

22.04

59

Систематизация знаний по фонетике. Правописание гласных в корнях. Правописание согласных в корнях и приставках

1

24.04

60

Систематизация знаний по фонетике. Правописание гласных в корнях. Правописание согласных в корнях и приставках

2

29.04

61

Систематизация и обобщение изученного по морфемике

3

06.05

62

Систематизация и обобщение по морфологии

4

08.05

63

Систематизация и обобщение по морфологии

5

13.05

64К

Контрольный диктант по разделу «Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах»

6

15.05

65

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

7

20.22

66-68

Резерв

1-3


© 2010-2022