Строение сложноподчинённого предложения (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Строение сложноподчиненного предложения.

Цель: углубление представления о структуре сложноподчиненного предложения

Задачи: 1.Закрепить понятие о сложноподчиненном предложении;

2.Научиться представлять структуру СПП в виде схем;

- совершенствовать пунктуационные и орфографические навыки ,развивать культуру речи учащихся.

3.Формировать экологические знания учащихся и нравственно-целостную личность.

Оборудование: схемы, таблицы, интерактивная доска

Методы и приемы: словесный, частично-поисковый, индивидуальная работа, блиц-опрос

Тип урока: стандартный , урок систематизации и обобщения знаний

Ход урока

I.Вводно-мотивационный момент (психологический настрой).

Ребята, вам тепло? Да!

В классе светло? Да!

Прозвенел уже звонок? Да!

Хотите учиться? Да!

Значит можно всем садиться!

Не стремись удивить мир красноречием,

стремись удивить мир знаниями .

Русская пословица


II Чтение текста (создание эмоционального позитивного настроя учащихся)

Ребята, я вам прочитаю обращение Д. С. Лихачева, а вы послушайте.

Дорогой друг! Знаешь ли ты, что в стране, лежащей на западе восточных стран и восточнее западных, находится гора созерцания? Каждый год на несколько месяцев мудрец, которого в этой стране называют Ученым или Учителем, поднимается на гору и с вершины Башни познания смотрит, как устроена Земля, постигает тайны воды и законы воздуха. Здесь, на вершине, он постиг, что в этом мире всё связано: отдалённое прошлое и настоящее, далёкое и близкое, малое и большое. Сюда, на гору созерцания, на Башню познания, Учёный приводит только своих самых достойных учеников. Мы очень надеемся, что и ты когда-нибудь (а когда именно - это зависит только от тебя, наш юный друг) взойдёшь на вершину вершин. А пока… попробуй одолеть эти семь вершин, эти семь высот познания.

Помни: «Дорогу осилит идущий!»

III-Лингвистическая разминка:

1Словарный диктант.

( Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях. Проверяем сразу, после написания, по очереди комментируя)

Счастливый, расчет, карьерист, коллекция, искусство, артиллерист, интеллигентный, слагать, поздний, рассмотреть, притворяться, прикрыть, бескорыстный, безымянный, асфальтированный, гигантский, гуманный, распределить, оптимистический.

2Грамматическое задание

1-й вариант: выделить слова с приставками;

2-й вариант: подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными.

IV- Блиц - опрос :

  • Чем различаются ССП и СПП ?

  • Как присоединяются придаточные предложения к главному?

  • Каково место придаточных предложений по отношению к главному?

  • Какую функцию выполняют знаки препинания между предложениями в составе СПП?

  • Характерны ли СПП для разговорной речи?

  • Как схематически изобразить СПП?

V - Закрепление :

Записать предложения под диктовку, объяснить орфограммы, изобразить предложения в виде схем, определить , чем присоединяются придаточные предложения к главным.

Опытные шахматисты могут играть вслепую, не смотря на доску, что очень трудно для начинающих. [ ],( что… ).

Софья слишком поздно поняла, что Молчалин ее никогда не любил. [ ], что ( ).

VI - Конструирование предложений

1. [ ], ( которые… ).

2. [ ], что ( ).

3. чтобы ( ) ,[ ].

4. [ там..,( где…), ].

VII -Диктант на закрепление: схематически восстановите текст.

(Учитель читает предложения, ученики должны записать только схемы предложений в тетради.)

1)Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать.

2)Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова « замечать» употребить слово « дорожить».

3)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем , пока нормально и беспрепятственно дышим.

4) Но все же, неправда,- замечаем.

5) Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой, когда промыт он майским дождем, когда облагорожен грозовыми разрядами.

6)Не всегда мы дышим равнодушно и буднично.

7) Бывают сладчайшие, драгоценные глотки воздуха, которые человек помнит всю жизнь.

VIIV - Домашнее задание: написать эссе на тему «Ученье - свет, неученье - тьма»

IX - Итог урока ( Что я знал(а)? чему научился(лась) ?)

X -Комментирование оценок



© 2010-2022