Урок русского языка 8 класс Вводдные предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Цели урока:

1. Дать понятие вводных предложений, их значений, особенностей постановки знаков препинания.

2. Развивать умение находить в художественном тексте вводные конструкции, выделять устно с помощью интонации, на письме - знаками препинания.

3. Воспитывать интерес к художественной литературе, к слову. Через произведения В.Солоухина пробуждать у учащихся самые лучшие качества человека: доброту, милосердие

Ход урока:

1. Орг. момент.

- Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто "здравствуйте", больше
Ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
Сделалась жизнь? (Вл. Солоухин)

Воспользовавшись стихотворением В.Солоухина , я хотела бы поприветствовать всех присутствующих и предложить доброжелательное общение.

- Если выразить главную мысль стихотворения с помощью предложения с вводным словом, как оно будет выглядеть? По словам В.Солоухина, "здравствуйте" имеет огромное значение для общения. - Запишите это предложение в тетрадь.

2. Повторение.

- Сегодня мы продолжим работу с вводными конструкциями. Наряду с вводными словами выражать свои чувства помогут нам и вводные предложения.

- Дайте определение вводных слов. На какие группы по значению делятся вводные слова?

- Определите значение у вводного слова в записанном предложении. Упр. 271 (читаем, комментируем знаки препинания при вводных словах, определяем значение - устная работа)

Очевидно - различная степень уверенности; во-первых, во-вторых, наконец - порядок мыслей и их связь; к сожалению - различные чувства; таким образом - замечания о способах оформления мыслей. - Выпишите то предложение, которое соответствует вашему представлению "Для чего люди читают?"

-Постройте предложение таким образом: Люди читают, я думаю, чтобы… (чтобы овладеть какой-нибудь специальностью; чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному; чтобы получить информацию об окружающем нас мире.; чтобы "убить время".

3. Новый материал

- Таким образом, мы записали предложение на новую тему. Назовите вводное предложение. По значению, к какому вводному слову оно близко? (по-моему - источник сообщения). Обратите внимание, что вводное предложение, также как и вводные слова, на письме выделяются запятыми, а при произнесении интонацией. (читаем вслух еще раз с учетом правила) Вводные предложения могут на письме выделяться скобками, реже - тире, если они выражают дополнительные замечания или пояснения. Убедимся мы в этом на примере отрывка из рассказа В.Солоухина "Закон набата". В этом рассказе В.Солоухина говорится о пожаре и поведении людей во время бедствия. Автор показал наше отношение к чужому горю. Как часто мы проходим мимо тех, кому нужна помощь, а если даже и замечаем, то успокаиваем свою совесть словами: "Это не наше дело". К сожалению, беды случаются все чаще, и это уже не только пожары, но и катастрофы, террористические акты, которые заставляют содрогаться весь мир. Этим рассказом В.Солоухин убеждает нас, что только вместе мы сила. Напомню, что набат - сигнал тревоги в случае каких-либо бедствий.

Закон набата

…Мужики и бабы побросали косы и серпы (стояло жнитво), полумертвые прибежали в село, кое-кто от самого Самойловского леса. Велик и непреложен закон набата: старый ли ты, усталый ли, занятой ли ты человек - бросай все и беги на зовущий голос. Этот голос всегда означал только одно: другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная помощь. И бегут с топорами, с лопатами, с ведрами. Кое-кто с вилами - на всякий случай. Неизвестно, что за беда. Не ровен час, пригодятся и вилы. И поднимется в тебе (несмотря на беду) некое восторженное чувство, что ты не один, что случись у тебя беда, и для тебя точно так же побегут люди, потому что непреложен и велик закон набата. Закон набата будет современен всегда, пока в мире случаются несчастья. И пока у человека есть душа, набат будет звучать для него.

- Выпишите из текста предложения, которые включают в себя вводные, со скобками и тире. (1,5)

По учебнику читаем теоретический материал с примерами.

Упр. 273 (устно) В данном упражнении представлены все случаи выделения вводных предложений.

Упр. 275 (у доски)

Метель, кажется, нескоро утихнет (различная степень уверенности)

- Метель, я думаю, нескоро утихнет. Наши шахматисты добьются, несомненно, больших успехов на олимпиаде.

- Наши шахматисты добьются, в этом никто не сомневается, больших успехов на олимпиаде. Земледельцы Кубани, по сообщению газет, успешно ведут весенние полевые работы (источник сообщения)

- Как сообщают газеты, земледельцы Кубани успешно ведут весенние полевые работы.

4. Комментирование

Д/З. Упр. 274

- Выполняя домашнее упражнение, используйте различные знаки препинания при выделении вводных предложений.

Например, Путешествие на теплоходе по Волге (это было в прошлом году) оставило неизгладимый след в моей памяти. Зеленый мыс - так называется одно из красивейших мест на побережье - находится вблизи Батуми.

5. Итог урока. Выставление оценок.

- Сегодня на уроке мы познакомились с понятием "вводные предложения", с особенностями постановки знаков препинания при них. А также с помощью В.Солоухина постигли непреложные истины. Закончить урок я хотела бы также словами В.Солоухина: "Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца - это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые - хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом. Всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок имели в детстве свой зародыш, свое семечко". В тетради запишем эту мысль с помощью вводного предложения: Всякая черта характера взрослого человека, как утверждал В.Солоухин, имела в детстве свой зародыш, свое семечко. - Пусть в каждом из вас прорастут только добрые семена.



© 2010-2022