Урок-практикум. Урок русского языка в 9 классе

Развитие личности школьника обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий. Функции универсальных учебных действий включают возможность школьников самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.  Основа стандарта второго поколения – это системно-деятельностный подход, который подразумевает добывание знаний учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя. Но,  чтобы знания были результатом собственных поисков учащихся, нужно правильно организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. И делать это можно на уроках-практикумах.  Урок-практикум – это форма организации обучения, которая предусматривает  выполнение учащимися самостоятельно практических и лабораторных работ. Практикумы в комплексной форме  проводятся обычно в старших классах, но уже начиная с 6 класса учащиеся выполняют кратковременные лабораторные и практические задания, готовящие их к развернутой исследовательской деятельности.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 9 классе. Урок-практикум.

Тема: Комплексный анализ текста. Упражнение 164.

Цель: 1. Обеспечить формирование ЗУН учащихся по комплексному анализу текста.

Проконтролировать степень усвоения изучаемого материала по фонетике, лексике, орфографии, синтаксису.

2. Способствовать развитию логической речи и мышлению учащихся, их аналитическим способностям.

3. Содействовать формированию таких мировоззренческих понятий, как причинно-

следственная связь и общечеловеческое мировоззрение.

Оборудование:

  1. На доске: храбрость (см. в словаре) - это мужество и решимость в поступках, отсутствие страха, смелость.

  2. Таблица средства связи предложений в тексте.

І. Целеполагание.

ІІ. Раздаются карточки для учащихся, которые они заполняют по ходу урока.

ІІІ. Чтение текста учителем. Упражнение 164.

ІV. Беседа:

− Является ли содержание данного упражнения текстом?

− Докажите свое мнение.

− Какова тема данного текста? (То, о чем говорится)

На доске: храбрость (см. в словаре) - это мужество и решительность в поступках,

отсутствие страха, смелость.

− Основная мысль текста? (то, чему учит, призывает, ради чего он написан? Часто основная мысль выражается в одном предложении).

• Автор доносит до читателя, что храбрость - качество, которое можно в себе воспитать.

− Какие вы знаете типы речи? (Описание, повествование, рассуждение) - см. стенды на доске.

− Кратко охарактеризуйте каждый тип речи.

− К какому типу речи принадлежит прочитанный текст? (Рассуждение).

− Обоснуйте свое мнение.

− Согласно таблице, рассуждение основывается на тезисе, доказательстве и выводе.

На доске:

Тезис - положение, требующее доказательства. (то, что требуется доказать).

Предложение, кратко излагающее какую-либо идею или основную мысль.

Т: В храбрости большую роль играет самовнушение.

Д: Возьмем простой пример. Каждый может пройти в комнате по одной половице. А по узкой доске над пропастью - не всякий. Нужно внушить самому себе, что ты должен это сделать.

В: Стать храбрым может каждый.

V. Средства связи предложений в тексте (см. таблицу на доске)

− А как же связываются предложения в данном тексте? ( Цепная связь. Одно предложение выходит из другого. Перестановка предложений разрушит текст)

  1. Лексические (храбрость - оправданный повтор слова. Контекстуальные антонимы - храбрость - страшно).

  2. Грамматические (союзы: Если…, А…, Когда…, И…)

  3. Синтаксические (Обратный порядок слов: В храбрости большую роль играет самовнушение)

Вводные слова: Конечно, страшно.

Риторические вопросы: Страшно?

Восклицательное предложение: Да, я это сделаю!

Прямая речь: Человек думает: «Сделаю я это или нет?»

Употребление односоставного предложения: Возьмем простой пример.

• Таким образом в данном тексте присутствует больше синтаксических средств связи.

VІ. Притча о храбрости (рассказывает подготовленный ученик).

− Однажды купец спросил у факира:

- Почему ты не боишься держать змею за пазухой? Наверно, ты очень храбрый человек?

- Видишь ли, - ответил факир,- бывает три вида храбрости:

Первая - когда храбрец не представляет размера опасности. Это храбрость глупцов.

Вторая - когда храбрец представляет опасность, но пересиливает свой страх. Это храбрость героев.

Третья - это когда благодаря знанию ты не боишься. Это храбрость знания, поэтому я не боюсь.

− Какие виды храбрости, согласно притче, бывают?

− Какой вид храбрости доказывает текст упражнения 164? (храбрость героев).

VІІ. Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.

VІІІ. Итог урока. Зачитывается «Рассказ о храбрости» Дэна Кларка.

− Лучше когда проявлять свою храбрость? (Ради спасения других людей).

ІX. Домашнее задание: Написать сочинение - рассуждение «О храбрости».

− Оценки за урок вы узнаете после того, как я проверю ваши карточки.





© 2010-2022