Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы в 7 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ


О.А. Нагайцева, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 151 с углубленным изучением отельных предметов

Технология развития критического мышления через чтение и письмо помогает создать на уроке атмосферу равенства и партнерства, дает возможность совместного поиска выхода из проблемных ситуаций, помогает подбирать аргументы, выстраивать теории, ясно выражать свои мысли. На уроках литературы я использую некоторые из них.

Чтобы более эффективно воспринимать новую информацию, я пользуюсь приемом «Знаю - хочу узнать - узнал». Работа с такой таблицей позволяет с интересом знакомиться с биографией писателей. Я спрашиваю учеников, что они знают, например, о жизни Н.В. Гоголя (Литература. 7 класс. Страницы жизни Н.В. Гоголя). Результаты беседы записываются в таблице, в разделе «знаю». Следующим этапом фиксируются вопросы о Гоголе, ответы на которые хотелось бы узнать. Ребята самостоятельно читают учебник и заполняют столбец таблицы «узнал».

Чтобы повысить интерес к изучению биографии писателя, хорошо использовать прием «Чтение с пометками INSERT», делая пометки на полях в виде значков:

«V» - знал раньше,

«+» - новое,

«-» - противоречит тому, что я думал,

«?» - непонятно,

«!» - интересно.

Использование приема «Верные - неверные утверждения». Он способствует развитию навыка прогнозирования. На стадии вызова я предлагаю некоторые тезисы по новой теме. Ученики отыскивают верные утверждения, основываясь на имеющихся знаниях. На стадии рефлексии класс проверяет, какие тезисы, факты, утверждения были правильными.

Николай Васильевич Гоголь:

  1. Написал рассказ «Спать хочется» (н).

  2. Родился в Таганроге (н).

  3. Прославился сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки» (в).

  4. Обладал актерским талантом (в).

  5. Сжег рукопись второго тома «Мертвых душ» (в).

Для более глубокого восприятия текста я использую прием «Чтение с остановками». Текст читается по частям, каждая глава анализируется, ребята делают прогнозы о дальнейшем содержании. Таким образом, интересно читать небольшие по объему произведения, например, рассказ И.С.Тургенева «Бирюк».

Использование приема «Напиши письмо». При изучении повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» ученикам предлагается написать письмо от лица Дуни, убежавшей с Минским в Петербург, своему бедному брошенному отцу Самсону Вырину. При изучении повести «Станционный смотритель» я использую технологию развития критического мышления через чтение и письмо:

  1. Фаза вызова. Предварительное задание: ребята подыскивают аргументы к утверждению «Повесть Пушкина имеет счастливый конец» или «Повесть Пушкина имеет несчастливый конец».

  2. Фаза осмысления. Работа в группах. Класс делится на 2 группы. Систематизация подобранных аргументов. Выступления обеих групп со своими доводами.

  3. Фаза рефлексии. В конце урока, обсудив выступления обеих групп, ребята пишут мини-сочинение: «Прочитав повесть Пушкина «Станционный смотритель», я понял...».

Прием «Составление телеграммы» помогает развить умение отбирать нужную информацию и подавать ее в сжатом виде. Например: «Беседую с Солнцем. Ужасно жарко! Но интересно, Много общего». (Телеграмма лирического героя Маяковского).

Синквейн - очень эффективный способ анализа, синтеза, обобщения.

1 строка - ключевое слово.

2 строка - 2 прилагательных.

3 строка - 3 глагола.

4 строка - предложение раскрывающее суть темы.

5 строка - ключевое слово-синоним.

Например:

  1. Тарас Бульба (по одноименной повести Н.В.Гоголя)

  2. мужественный, жесткий

  3. воюет, защищает, наказывает

  4. борец за веру и свободу

  5. герой.

Девианта - стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя строки обозначают понятия с противоположным значением.

Например:

Остап.

Храбрый, верный.

Воюет, защищает, погибает.

Такие разные родные братья.

Ищет, преклоняется, любит.

Страстный, нежный.

Андрий.

На уроках литературы я использую прием «Нарисуй счастье». Он помогает выразить внутренние ощущения через зрительный образ. Этот прием наиболее эффективен при изучении поэзии. Можно дать задание нарисовать настроение, вызванное определенным стихотворением (например, при изучении творчества С. Есенина или Б.Л. Пастернака).

Прием устной и письменной рефлексии. В конце урока, подводя итоги, ребята отвечают на вопросы:

  • Что на уроке было для вас интересным?

  • Что показалось необычным?

  • Что оказалось сложным?

Ученики продолжают фразы:

  • Самая хорошая новость, что...

  • Самая плохая новость, что…

Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо помогает школьнику свободнее адаптироваться в современном мире, дает возможность анализировать факты и делать собственные выводы, развивать культуру диалога.

© 2010-2022