Внеклассное мероприятие по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ « Неполная общеобразовательная школа-интернат им. Н.К. Крупской»













Открытое внеклассное

интегрированное

мероприятие

по теме: «Физики и лирики».





Разработали

учитель физики

Барабанова Л.А.

учитель русского

языка и литературы

Руденко Т.В.

















Разработка

открытого мероприятия по физике и литературе

«физики и лирики»

План проведения:

  1. Орг. момент: песня «Физика» В. Третьяков, заставки на экран Артефакты».

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Ассоциации слов « лирики» и «физики».

  4. Тест «Карта интересов».

5. Разминка.

6. Результаты теста «Карта интересов».

  1. Конкурсы : а) «игра в слова»;

б) «происхождение слов» (тест);

Познавательная минутка «А знаете ли вы?»

в) «умственная гимнастика»;

г) «моя осведомленность» (билеты);

д) « загадки с подсказками».

8. «Яблоня Ньютона» результаты соревнования.

9. Инсценировка сказки.

10. Демонстрация фильма «Занимательные опыты».

11. Итог. Заключительное слово учителей физики и литературы.

Оформление:

На доске: красочно записана тема мероприятия, высказывание Л.Н.Толстого, плакат «яблоня Ньютона», записи «физики» и «лирики» для ассоциаций, портреты знаменитых физиков и поэтов.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, диски с заставками «Артефакты», музыкой и видеозаписью «Занимательные опыты по физике»,1 ведро, 1 зеркало, бусы, 2 стакана с водой, 2 одинаковые с виду пуговицы (металлическая и деревянная), листы бумаги, ручки, красные и зеленые «яблочки Ньютона», таблички для команд «физики» и «лирики».


  1. Орг. момент. Звучит песня «Физика» (В. Третьяков), на экране демонстрируется заставка «Артефакты».

  2. Вступительное слово учителя физики:

- Ребята, сегодня наш классный час посвящен двум удивительным наукам - физике и литературе. И называется он «Физики и лирики». Казалось бы, что может быть общего между физикой и литературой? И тем неимение…

Физика!
Как много в этом слове,
Для вас, филологов, слилось.
Как много в нем отозвалось:
Скорость, сила, трение,
Путь, перемещение.
И период, частота -
Это просто - лирика!

Чтец:

Физики и лирики

Физики и лирики,
На родных просторах,
Барды и сатирики,
Лили воду в спорах!

Кто из них ценнее,
До сих пор решают,
Ярче и мудрее,
Всё ещё не знают!

Разные по стилю,
Общие по духу,
развивая разум, двигают науку!

Крутятся на шарике,
Знания на блюде,
Физики и лирики,
Творческие люди!

Подтвердят историки,
Песни на привале,
Физики и лирики,
Вместе напевали!

3. Ассоциации слов « лирики» (учитель литературы) и «физики» (учитель физики).

- Ребята, я предлагаю вам сказать, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «лирики»? Кто эти люди? (ответы учащихся оформляются на доске).

- А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «физики»? Кто эти люди? (ответы учащихся также оформляются на доске).

- Правильно, ребята, наука и искусство хотя понятия разные, но у них много общего.

- В принципе, вы имеете правильные представления о физиках и лириках. А к какой категории вы относите себя? Сейчас мы это узнаем, проведя небольшой тест.

4. Тест «Карта интересов» (проводит учитель физики).

Инструкция: отвечать быстро, не задумываясь. Верный ответ тот, который первым приходит на ум.

Возможные ответы: - нравиться (+); - не нравится(-).

- Любите ли вы? Нравится ли вам? Хотелось бы?

1. Пыхтеть над книгами типа «Занимательная физика»;

2. Видеть себя во сне главным героем произведения классиков мировой литературы;

3. Устраивать наводнения, землетрясения и всякие прочие стихийные бедствия в своей квартире под видом физических опытов.

5. Разминка (проводит учитель литературы).

- Ребята, перед вами портреты великих русских поэтов, которые в своих произведениях воспевали любовь к своей Родине, красоту родного края, все прелести природы. А также и многие физические явления.

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещения дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель. Писал А. С. Пушкин.

Попытайтесь узнать автора строк и ответить на вопрос, касающийся физики.

Учащиеся читают стихи, учитель задает вопросы.

А. С. Пушкин

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед.

Почему коньки режут лед?

Ответ. "Режут лед" - т.е. легко скользят по льду. Лезвия коньков тонкие, поэтому давление на лед большое. Под давлением лед плавится, образуется хорошая смазка. Коэффициент трения становится малым, прикладывая небольшие усилия, мальчишки быстро перемещаются.

И.В. Гете

Глянем поглубже в расселины скал:

Тихо в кристаллах растет минерал.

Что происходит?

Ответ. Отвердевание.

А.Блок

Шар раскаленный золотой

Пошлет в пространство луч огромный,

и длинный конус тени темной

В пространство бросит шар другой.

О чем речь? (О затмении.)

  1. Результаты теста «Карта интересов». Слово предоставляется психологу школы.

- Итак, мы с вами выяснили, кто из вас физики, а кто лирики. Но как вы думаете, если человек физик, то он «чистый технарь», а если лирик, то «гуманитарий»? Почему? (Ответы учащихся). Вот поэтому мы условно поделили вас на две группы: физики и лирики (перед командами ставятся таблички) и сейчас проведем физико-литературные соревнования. А результатом этих соревнований будет так называемая «яблоня Ньютона». Как вам уже известно, сидя под яблоней и наблюдая, как падают яблоки, Ньютон открыл закон всемирного тяготения. Так вот, ваши правильные ответы будут яблоки, упавшие на голову Ньютона. Правильный ответ - красное яблоко. Неправильный - зеленое.

  1. Конкурсы (проводит учитель физики):

а) «игра в слова»:

- Перед вами лежат листы, на которых записаны слова. У физиков это слово «электромагнетизм», а у лириков - «стихотворение». Из букв, входящих в слово, вы должны составить новые слова (имена существительные в единственном числе). Физики составляют слова связанные с литературой, а лирики - связанные с физикой. Время на работу - 3 мин.
Внимание! Время пошло.

(По истечении отведенного срока листы с ответами собирают и обрабатывают. Затем ведущий зачитывает все ответы.)

Стихотворение - трение, тор, створ. Электромагнетизм - роман, романтизм, лектор.

б) «происхождение слов» (тест):

Этот конкурс проверяет знание этимологии, т.е. происхождения слов (из какого языка "пришел" термин). Участникам конкурса раздаются задания в виде теста, где написаны слова, происхождение которых им предстоит определить. В тесте даны также 5 ответов для выбора, среди которых 1 верный. Ответ дается устно, чтобы болельщики знали содержание задания, тест нужно прочитать громко.

Физики:

1. ПРОБИРКА - это слово
1. латинское, 2. русское, 3. французское, 4. испанское, 5. итальянское.
(Ответ: русское.)

2. УТЮГ - это слово
1. турецкое, 2. китайское, 3. русское, 4. финское, 5. немецкое.
(Ответ: турецкое.)

3. ГИПОТЕЗА - это слово
1. голландское, 2. латинское, 3. греческое, 4. австрийское, 5. русское.
(Ответ: греческое.)

Лирики:

1. ФИЗИКА - это слово
1. русское, 2. латинское, 3. греческое, 4. английское, 5. польское.
(Ответ: греческое.)

2. ТРАНСФОРМАТОР - это слово
1. латинское, 2. русское, 3. немецкое, 4. французское, 5. английское.
(Ответ: латинское.)

3. ИНЕРЦИЯ - это слово
1. итальянское, 2. греческое, 3. латинское, 4. французское, 5. русское.
(Ответ: латинское )

Познавательная минутка «А знаете ли вы?». ( Проводят двое учащихся)

- Если энергию производимую при разговоре 100000 человек, приворотить без потерь в электрическую, то ее едва хватит для того, что бы поддерживать горение лампочки карманного фонарика.

- Энергия, производимая за 3 часа работы электростанции на Ниагарском водопаде, может быть освобождена при делении лишь 235г урана.

- Молекулы, конечно же, очень малы, но, скажем, воздух в вашей комнате весит примерно столько же, сколько и вы сами.

- На самом деле шведский астроном и физик Цельсий предложил шкалу, в которой точка кипения воды была обозначено числом 0, а точка плавления льда - числом 100. Несколько позже шкале Цельсия придал современный вид его соотечественник Штремер.

- В замке Вудсток, в Англии, эхо отчетливо повторяет 17 слогов. А в замке близ Милана громко сказанное слово повторяется 30 раз.

в) «умственная гимнастика»:

В этом конкурсе проверяются знания, сообразительность, умение логически мыслить.
Ведущий зачитывает вопрос. Игрок, готовый к ответу, поднимает руку; первому поднявшему руку предоставляется слово. Правильный ответ оценивается в 1 яблоко Ньютона.

Вопросы:

  1. В какой стране одновременно бывает и яркий день, и глубокая ночь? (Ответ: В Росси)

  2. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет: он говорить не умеет.)

  3. Какая планета самая большая? (Юпитер.)

  4. В каких единицах (в СИ) измеряется плотность пуха? (В кг/м3.)

  5. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50.)

  6. Общее название двенадцати созвездий? (Зодиак.)

  7. Как звали Ломоносова? (Михаил Васильевич.)

  8. За счет какой энергии летит камушек при стрельбе с помощью резинки? (Потенциальной.)

  9. В какой стране родился и жил Джоуль? (В Англии.)

  10. Кто доказал, что воздух - это смесь газов? (Лавуазье.)

г) «моя осведомленность» (тесты по билетам):

- Этот тест вынуждает вас показать свою осведомленность в различных областях знаний. Перед вами - билеты. Вы по очереди берете один. В билете - вопрос и пять ответов для выбора, среди которых только один верный. Нужно выбрать ответ и произнести его.

Билет № 1 Кто изобрел патрон к электрической лампочке и резьбу к ней?
1 Лодыгин 2 Яблочков 3 Эдисон 4 Якоби 5 Петров
(Ответ: американский изобретатель Т.А.Эдисон.)

Билет № 2 Кто открыл явление сверхпроводимости?
1 Ом 2 Гальвани 3 Эрстед 4 Камерлинг-Оннес 5 Ампер
(Ответ: нидерландский физик Г.Камерлинг-Оннес.)

Билет № 3 Химический элемент, широко используемый в технике, но в виде самородков в природе не встречающийся?
1 Сера 2 Алюминий 3 Ртуть 4 Золото 5 Платина
(Ответ: алюминий.)

д) « загадки с подсказками»:

По опорным сигналам - подсказкам, которые постепенно будет давать ведущий, нужно отгадать задуманное. Рука, поднятая вверх, служит сигналом о вашей готовности к ответу.

Загадка первая: Речь пойдет об ученом. О ком именно? Подсказки:

  1. Еще в студенческие годы он открыл, что период колебаний маятника не зависит от амплитуды.

  2. После окончания университета он занялся исследованиями в области механики и астрономии.

  3. Им открыт принцип относительности движения и закон инерции.

Загадка вторая: Сейчас вам предстоит перебрать в памяти некоторые изобретения, но остановиться на одном из них. Подсказки:

  1. Как орудие войны это изобретение упоминается в источниках XIII в., XV в., в конце XVIII и середине XX в.

  2. Данное изобретение используется и в мирных целях.

  3. Предполагается; что родина этого изобретения Китай.

Загадка третья: И вновь речь - об ученом, теперь о человеке, фамилия которого знакома всем: и школьникам, и рабочим, и домохозяйкам, и артистам, и научным работникам. Кто он? Подсказки:

  1. Инженер по образованию, он в 23 года защитил диссертацию на звание доктора философии.

  2. Его научные исследования посвящены электромагнетизму, физике кристаллов, оптике, молекулярной физике.

  3. Но главное его научное достижение относилось к совершенно неизвестной до тех пор области науки. Она-то и прославила его имя.

(Ответ: немецкий ученый В. К. Рентген.)

Загадка четвертая: Она связана с черным ящиком. (Помощник выносит этот "ящик".)
Ведущий. В "черном ящике" - физическое тело, с которым вы знакомы все. Что это за тело? Подсказки:

  1. С помощью этого тела можно продемонстрировать закон Паскаля и упругость газов.

  2. Его можно использовать в науке: для исследования некоторых физических явлений.

  3. С ним дружат некоторые спортсмены.

Загадка пятая: О фамилии очень известного ученого. Подсказки:

  1. Он - один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.

  2. Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.

  3. Он - крупный изобретатель. Его изобретения широко известны.

  4. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.

  5. По легенде, ему принадлежит возглас: "Эврика!", прозвучавший вслед за сделанным им открытием. (Ответ: Архимед.)

Загадка шестая: В природе очень много веществ. Об одном из них пойдет сейчас речь. Что это за вещество? Подсказки:

  1. Из этого вещества на 65% состоит организм взрослого человека.

  2. Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто встречаемся.

  3. Его можно использовать для уменьшения трения.

  4. Его используют в системах нагрева и охлаждения.

  5. Это вещество называют "соком жизни" на Земле. (Ответ: Вода.)

Загадка седьмая: Она - об уникальном путешественнике. Кто он? Подсказки:

  1. Претендентов на это путешествие было около 3 тыс., однако выбор пал на него.

  2. Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.

  3. Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий, студент, курсант аэроклуба...

  4. Совершенное им прославило человеческий разум, его и его Родину.

  5. Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: "Поехали!". (Ответ: Ю.А.Гагарин.)

Загадка восьмая: Что это? Подсказки:

  1. Сначала он плавал, потом стал и летать.

  2. Он многим, будучи их проводником, спас жизнь.

  3. Он не любит большую жару и сильную тряску.

  4. Он всегда целенаправлен.

  5. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом. (Ответ: Компас.)

Загадка девятая: И снова о человеке-легенде. Подсказки:

  1. Он жил в IV в. до н.э.

  2. Он был воспитателем Александра Македонского.

  3. Его сочинения относятся ко всем областям знаний того времени: философии, астрономии, механике, теории звука, оптике, метеорологии.

  4. В основе его физики лежали рассуждения и умозаключения.

  5. Его учение было канонизировано церковью, признано святым, неизменным и господствовало в науке около 1000 лет. (Ответ: Аристотель.)

Загадка десятая: Речь пойдет о живом существе. Кто оно? Подсказки:

  1. Чувствительность его глаз так велика, что при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.

  2. Мощность, развиваемая его сердцем, - 2,2 Вт.

  3. Его мозг за 0,05с распознает объект, изображение которого зафиксировал глаз.

  4. ЗВнеклассное мероприятие по литературеа свою жизнь оно съедает около 40т пищи.

  5. Это самое умное животное на Земле. (Ответ: Человек)

- Молодцы, ребята! Вы неплохо потрудились. И показали свои знания. Подведем итог, кто же у нас впереди? Физики или лирики?

8. «Яблоня Ньютона» результаты соревнования.

9. Инсценировка сказки. Хитроумный Иван.

Захотел Иван жениться на красавице-царевне. Он знал, что многие сватались к ней, но никто не мог выполнить необходимого условия: решить задачи, которые она задавала каждому жениху. А всех, кто не справлялся с задачами, выгоняли из царства вон. Иван решился и пришел к царевне. Красавица говорит: "Вот тебе первая задача: сделай так, чтобы то, что тебя окружает, но невидимо, стало видимым".

"Это - пара пустяков, - отвечает Иван. - Дай-ка зеркальце, я сделаю так... а ты посмотри в него". Что сделал Иван и что могла увидеть царевна?

Удивилась царевна и молвит: "Хорошо ты справился с первой задачей, посмотрю, что будет со второй. Вот тебе кувшин с водой. Сделай так, чтобы через 5 мин вода испарилась".

"Нет ничего проще, - ответил Иван. - Это часто практикуют слуги в вашем дворце". Что имел в виду Иван?

Призадумалась царевна и задает свою третью задачу-вопрос. "Вот тебе две пуговицы, - молвила она, - одна деревянная, другая костяная, но с виду они совершенно одинаковые. Ну-ка, добрый молодец, скажи: какая из них деревянная, но помни, пуговицу ломать нельзя".

"Задача твоя чрезвычайно проста, - сказал, улыбаясь Иван. - Нужно поступить так ... Кстати, путь ее решения мне подсказал давний - предавний знакомый-ученый".

Как Иван отличил пуговицы? О каком ученом шла речь?

Видит царевна, что все Иван знает, и решила задать ему свой последний, самый трудный вопрос: "Мои ювелиры утверждают, что они могут отличить алмазное украшение от стеклянного, даже не прикасаясь к нему. Как они это делают?"

Подумал-подумал Иван и говорит: "Прекрасная царевна, решение этой задачи похоже на решение первой".

Как отличить стеклянную подделку украшения от настоящего алмазного?

"Умен ты и образован, добрый молодец! Видно, судьба выйти мне за тебя замуж", - молвила напоследок царевна.

Ответы: 1. На зеркальце нужно подышать. Водяной пар, содержащийся в теплом дыхании сконденсируется на поверхности холодного стекла в виде капелек воды. Они станут видимыми.

2. Слуги делают влажную уборку. Воду из ведра нужно разлить на полу. Чем больше площадь, тем больший объем воды испариться в единицу времени.

3. Деревянная пуговица в воде не тонет. Вспомните закон Архимеда.

10. Демонстрация фильма «Занимательные опыты».

11. Итог. Заключительное слово учителей физики и литературы.

- Вот и подошло к концу наше мероприятие. Мы надеемся, что вам оно понравилось. И теперь вы точно знаете, что каждый физик может быть и лириком, а лирик - физиком. Мы желаем вам успешно завершить обучение в школе, сдать выпускные экзамены и добиться больших свершений в своей жизни. А примером может служить жизнь, деятельность и творчество М.В. Ломоносова.

Чтец: Он воплотил в себе черты лирических поэтов,

Был музою поэзии любим,

Его стихи, написанные сердцем,

Мы до сих пор в душе своей храним.

Он призывал любить отчизну,

Учиться и творить добро,

И продвигать российскую науку,

Искореняя вокруг зло!

И в то же время человек тот был ученым,

Его влекли великие дела.

Ему судьба в Архангельске далеком

Благословение на знания дала.

И химия, и физика понятны ему были.

Он множество открытий совершил.

В Москве, в столице государства,

Российский университет открыл.

Запомните, ребята, все возможно.

Ведь в каждом человеке два крыла.

Взлетайте, станьте как Михайло Ломоносов.

Вам жизнь огромные возможности дала!




© 2010-2022