- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Японские трехстишия Басё и Тиё
Японские трехстишия Басё и Тиё
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Незнамова О.Н. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Литературное чтение 3 кл.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ.
ЯПОНСКИЕ ТРЁХСТИШИЯ БАСЁ И ТИЁ
Цели: прививать представления о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира; формировать умения осмысленного и выразительного чтения поэтических текстов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Что такое красота,
Каждый знает с детства.
Что такое красота,
Каждому известно.
Но бывает я и ты
Проходим мимо красоты.
II. Введение в тему.
1. Б е с е д а п о в о п р о с а м у ч е б н и к а (с. 50).
2. Ч т е н и е с т а т ь и у ч е б н и к а (с. 50).
- Посмотрите на доску.
н а д о с к е: иллюстрации и фотографии природы Японии, японских садов; оригами, икебаны.
- Так запечатлели образ Японии фотографы и художники, такой след оставила эта страна в их душе.
III. Объявление темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с образами, созданными японскими поэтами.
IV. Изучение нового материала.
1. Р а с с к а з у ч и т е л я о Я п о н и и.
Дружок, нас с тобой путешествие ждет
В страну, где румяное солнце встает.
Увидим на улице, а не в кино
Людей, что спешат по делам в кимоно.
Традиции древние нас поразят
И то, как их бережно все здесь хранят.
Цветущая вишня, бамбук и сосна
В стране этой чтятся во все времена.
Здесь воин отважный составить готов,
Как девочки наши, букет из цветов.
Нам часто придется вовсю удивляться.
Скорей собирайся, пора отправляться!
На востоке Азии в Тихом океане лежит небольшая островная страна - Япония. Издавна ее называют «Страна восходящего солнца». Солнце изображено на флаге Японии, и герб страны - золотая хризантема - тоже символ солнца.
В стародавние времена японские властители боялись вторжения иностранных государств. Поэтому японцам запрещалось выезжать за границы, въезд иностранцев тоже был ограничен. И только в 1853 году четырем американским кораблям было разрешено причалить к японскому берегу. Начали налаживаться связи между Страной восходящего солнца и остальным миром. Японская империя долгое время развивалась в изоляции от остального человечества, прячась на краю света, за морем. Народ Японии, будучи предоставленный самому себе, создал свою собственную культуру, не похожую на другие.
В сегодняшней Японии, в горных районах, сохранилось немало традиционных японских жилищ из дерева, бамбука и бумаги. Японцы всегда стремились почувствовать себя частицей окружающей природы. Вот и дома они строили так, чтобы их легко можно было изменить, приспособить ко времени года. Обычная крестьянская хижина - одноэтажное деревянное строение, крытое тростником. Внутреннее пространство дома очень простое. Здесь нет мебели, к которой мы привыкли. Весь пол покрыт циновками из рисовой соломки. На полу сидят, когда обедают, на полу спят, подстелив специальные матрасы.
Жители страны очень любят красоту нетронутой природы и стараются сохранить ее или создать что-то, напоминающее ее даже среди высоченных небоскребов.
В городах большинство людей носит европейскую одежду. Но во время праздников все меняют свои джинсы и футболки на свободные накидки, подвязанные широким поясом. Подобный наряд называется «кимоно», что означает «вещь для носки».
Япония - одна из самых развитых стран мира. Но древние традиции продолжают играть здесь важную роль. С одним из проявлений «загадочной японской души» - поэзией хокку - мы сегодня познакомимся.
2. Ч т е н и е 1-го х о к к у у ч и т е л е м.
- Поэт смотрит на луну и очарован ею. Что же так удивляет, восхищает поэта? (Красота луны. Сравнение со срезом дерева неожиданно.)
Красота есть во всем, только должен наступить момент, когда ее заметят, и тогда она откроется.
Развитое чувство красоты позволяет внимательному глазу видеть то, что обычный глаз не видит, ему не нужны яркие картины, предметы, ему достаточно видеть прекрасное в простом.
3. Ч т е н и е 2-го х о к к у у ч и т е л е м.
- Вам понятны образы, созданные Басё? Каким впечатлением он делится? (Восхищается миром природы: живой и неживой. Взгляд поэта остановился на иве. В соловье он видит душу дерева.)
Душа - это то, что скрыто от посторонних глаз, но обладает тайной красотой.
- Что такое «бадья»? (Ведро.)
4. Ч т е н и е 3-го х о к к у у ч и т е л е м.
- Герой хокку, которое написала поэтесса Тиё, - наблюдательный человек? Что же он заметил? (Герой хокку вышел, чтобы набрать воды. Он заметил, что вьюнок обвился вокруг ведра. Заметил, значит, наблюдательный человек.)
- Чуткий ли человек герой хокку? (Чуткий: нечуткий оборвал бы вьюнок и достал воду. А здесь герой решил взять воду у соседа: ему стало жалко вьюнок.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
5. Ч т е н и е х о к к у у ч а щ и м и с я.
- Какое из хокку о том, что красота природы приковывает внимание, завораживает, останавливает взгляд? Прочитайте стихотворения еще раз. (Высказывания учащихся.)
В ы в о д: все хокку повествуют о притягательной силе красоты природы.
- Какое из этих хокку о том, что красота - это чудо? (Все хокку говорят о красоте как о чуде. Этим чудом является сама природа, в которой много необыкновенного.)
V. Итог урока.
- Что понравилось в творчестве поэтов Японии?
Р а б о т а с ч и т а т е л ь с к и м д н е в н и к о м.
- Запишите имя и фамилию авторов в тетради.
- Какие иллюстрации вы хотели бы сделать к этим произведениям?
Домашнее задание: сочинить хокку (по желанию); учебник (с. 51), вопросы и задания.