Японские трехстишия Басё и Тиё

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение 3 кл.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ.
ЯПОНСКИЕ ТРЁХСТИШИЯ БАСЁ И ТИЁ

Цели: прививать представления о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира; формировать умения осмысленного и выразительного чтения поэтических текстов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Что такое красота,

Каждый знает с детства.

Что такое красота,

Каждому известно.

Но бывает я и ты

Проходим мимо красоты.

II. Введение в тему.

1. Б е с е д а п о в о п р о с а м у ч е б н и к а (с. 50).

2. Ч т е н и е с т а т ь и у ч е б н и к а (с. 50).

- Посмотрите на доску.

н а д о с к е: иллюстрации и фотографии природы Японии, японских садов; оригами, икебаны.

- Так запечатлели образ Японии фотографы и художники, такой след оставила эта страна в их душе.

III. Объявление темы урока.

- Сегодня мы познакомимся с образами, созданными японскими поэтами.

IV. Изучение нового материала.

1. Р а с с к а з у ч и т е л я о Я п о н и и.

Дружок, нас с тобой путешествие ждет

В страну, где румяное солнце встает.

Увидим на улице, а не в кино

Людей, что спешат по делам в кимоно.

Традиции древние нас поразят

И то, как их бережно все здесь хранят.

Цветущая вишня, бамбук и сосна

В стране этой чтятся во все времена.

Здесь воин отважный составить готов,

Как девочки наши, букет из цветов.

Нам часто придется вовсю удивляться.

Скорей собирайся, пора отправляться!

На востоке Азии в Тихом океане лежит небольшая островная страна - Япония. Издавна ее называют «Страна восходящего солнца». Солнце изображено на флаге Японии, и герб страны - золотая хризантема - тоже символ солнца.

В стародавние времена японские властители боялись вторжения иностранных государств. Поэтому японцам запрещалось выезжать за границы, въезд иностранцев тоже был ограничен. И только в 1853 году четырем американским кораблям было разрешено причалить к японскому берегу. Начали налаживаться связи между Страной восходящего солнца и остальным миром. Японская империя долгое время развивалась в изоляции от остального человечества, прячась на краю света, за морем. Народ Японии, будучи предоставленный самому себе, создал свою собственную культуру, не похожую на другие.

В сегодняшней Японии, в горных районах, сохранилось немало традиционных японских жилищ из дерева, бамбука и бумаги. Японцы всегда стремились почувствовать себя частицей окружающей природы. Вот и дома они строили так, чтобы их легко можно было изменить, приспособить ко времени года. Обычная крестьянская хижина - одноэтажное деревянное строение, крытое тростником. Внутреннее пространство дома очень простое. Здесь нет мебели, к которой мы привыкли. Весь пол покрыт циновками из рисовой соломки. На полу сидят, когда обедают, на полу спят, подстелив специальные матрасы.

Жители страны очень любят красоту нетронутой природы и стараются сохранить ее или создать что-то, напоминающее ее даже среди высоченных небоскребов.

В городах большинство людей носит европейскую одежду. Но во время праздников все меняют свои джинсы и футболки на свободные накидки, подвязанные широким поясом. Подобный наряд называется «кимоно», что означает «вещь для носки».

Япония - одна из самых развитых стран мира. Но древние традиции продолжают играть здесь важную роль. С одним из проявлений «загадочной японской души» - поэзией хокку - мы сегодня познакомимся.

2. Ч т е н и е 1-го х о к к у у ч и т е л е м.

- Поэт смотрит на луну и очарован ею. Что же так удивляет, восхищает поэта? (Красота луны. Сравнение со срезом дерева неожиданно.)

Красота есть во всем, только должен наступить момент, когда ее заметят, и тогда она откроется.

Развитое чувство красоты позволяет внимательному глазу видеть то, что обычный глаз не видит, ему не нужны яркие картины, предметы, ему достаточно видеть прекрасное в простом.

3. Ч т е н и е 2-го х о к к у у ч и т е л е м.

- Вам понятны образы, созданные Басё? Каким впечатлением он делится? (Восхищается миром природы: живой и неживой. Взгляд поэта остановился на иве. В соловье он видит душу дерева.)

Душа - это то, что скрыто от посторонних глаз, но обладает тайной красотой.

- Что такое «бадья»? (Ведро.)

4. Ч т е н и е 3-го х о к к у у ч и т е л е м.

- Герой хокку, которое написала поэтесса Тиё, - наблюдательный человек? Что же он заметил? (Герой хокку вышел, чтобы набрать воды. Он заметил, что вьюнок обвился вокруг ведра. Заметил, значит, наблюдательный человек.)

- Чуткий ли человек герой хокку? (Чуткий: нечуткий оборвал бы вьюнок и достал воду. А здесь герой решил взять воду у соседа: ему стало жалко вьюнок.)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

5. Ч т е н и е х о к к у у ч а щ и м и с я.

- Какое из хокку о том, что красота природы приковывает внимание, завораживает, останавливает взгляд? Прочитайте стихотворения еще раз. (Высказывания учащихся.)

В ы в о д: все хокку повествуют о притягательной силе красоты природы.

- Какое из этих хокку о том, что красота - это чудо? (Все хокку говорят о красоте как о чуде. Этим чудом является сама природа, в которой много необыкновенного.)

V. Итог урока.

- Что понравилось в творчестве поэтов Японии?

Р а б о т а с ч и т а т е л ь с к и м д н е в н и к о м.

- Запишите имя и фамилию авторов в тетради.

- Какие иллюстрации вы хотели бы сделать к этим произведениям?

Домашнее задание: сочинить хокку (по желанию); учебник (с. 51), вопросы и задания.



© 2010-2022