Представление профессионального педагогического опыта работы учителя русского языка и литературы

"Описание материала: "Умение обобщать и презентовать опыт работы — это одна из задач учителя в процессе обобщения своего профессионального опыта работы. "Данный материал поможет Вам представить свой опыт работы. "Главное - уметь накапливать, систематизировать опыт работы, создавать инновационные педагогические продукты, осуществлять исследовательскую деятельность. "Однако не каждый педагог готов в рамках предъявляемых требований грамотно обобщить и представить свою работу. "В описании необходим...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Представление профессионального педагогического опыта работы учителя русского языка и литературы

МОУ «Мамоновская ООШ» Пронского района Рязанской области

Куксовой Ольги Леонидовны


Тема педагогического опыта: «Проблемное обучение на уроках русского языка как средство интеллектуального развития и активизации познавательной деятельности учащихся»

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие - важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Творческие способности реализуются через мыслительную деятельность. Проблемное обучение играет ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.

Задачей современной школы является формирование гармонически развитой личности. В современной педагогике исследуются вопросы общего развития детей в процессе обучения. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей.

Развивающим обучением, то есть ведущим к общему и специальному развитию можно считать только такое обучение, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук. Такое обучение и является проблемным.

Проблемное обучение возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся.

Под проблемным обучением необходимо понимать совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний. Учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем, учится обобщать свои знания.

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций. Основная цель проблемного обучения - содействовать развитию у учащихся критического мышления, возможности творчески осваивать новый опыт; поиску и определению учащимися собственных личностных смыслов и ценностных отношений.

В учебном процессе главным является авторская позиция ребёнка, оценивание высказываний учащихся в ходе проблемного обучения, целостная включенность ребёнка в образовательный процесс, связанная и с рациональным познанием и с интуитивной эмоционально-личностной сферой.

Я стараюсь так построить учебный процесс, чтобы на некоторых структурных этапах урока русского языка в ходе изучения материала одновременно совершенствовался ряд процессов мышления, способность к анализу, синтезу, обобщению, классификации, абстрагированию.

Цель моей педагогической деятельности: формирование активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся и осуществление на этой основе постепенного перехода обучения в самообучение, управления деятельностью со стороны в самоуправление.

Задачи:

  • развивать самостоятельность;

  • способствовать расширению кругозора учащихся;

  • активизировать умственную деятельность детей;

  • способствовать развитию ребёнка как личности;

  • плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей учащихся.

Принципы

  • Принцип действенного подхода к обучению заключается в такой организации и проведение уроков русского языка, в результате которых осуществляется поиск детьми собственных путей решения заданий, в максимальной степени активизируется их мыслительная деятельность.

  • Принцип сотрудничества учителя и учащихся. Он предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с терпением и уважением к личности каждого ребёнка, его мнению.

  • Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся.

  • Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я- концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребёнком дальнейшей работы по самосовершенствованию своего «я».

Проблемность обучения состоит в:

  • оптимальном развитие различных видов мыслительной деятельности школьника;

  • индивидуализации и дифференциации обучения;

  • специальном формирование как алгоритмических, так и эвристических приёмов умственной деятельности;

  • специальной организации мнемической деятельности, обеспечивающей осознанность и прочность усваиваемых знаний, в которой память и мышление выступают в неразрывной связи.

Направления моей работы:

  • Повышение роли теоретических знаний с одновременным формированием умений и навыков по их применению, установлением взаимосвязей, открытием закономерностей, построением логики мышления.

  • Продвижение учащихся в учении достаточно быстрыми темпами, сочетание получения новых знаний с постоянным повторением пройденного, при котором в ранее изученном материале открываются новые связи.

  • Целенаправленная систематическая работа над общим развитием всех учащихся класса, в том числе и слабых.

  • Создание атмосферы сотрудничества.

В своей работе применяю следующие формы работы:

1. Работа в парах

2. Индивидуальная

3. Фронтальная

Используемые методы:

  • Частично-поисковый

  • Игра

  • Самостоятельная работа

  • Метод тестов

  • Объяснение, беседы.

  • Метод активизации познавательной деятельности.

Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Свою роль при проблемном обучении я вижу в создании проблемных ситуаций, в создании на уроке условий для осознания, принятия и разрешения этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также для овладения учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления. Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:

Первая цель - сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.

Вторая цель - достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

Важно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

Особенность проблемного обучения, по-моему, заключается в том, что оно стремится максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения), познания, исследования и мышления. С этой точки зрения, процесс учения должен моделировать процесс продуктивного мышления, центральным звеном которого является возможность открытия, возможность творчества.

С применением технологии проблемного обучения, я замечаю, что в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.

В основе ее создания лежат следующие положения современной психологии:

процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;

проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;

условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;

закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.

При проблемном обучении я создаю проблемную ситуацию, направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Если при традиционном обучении учитель излагает теоретические положения в готовом виде, то при проблемном обучении он подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Использование элементов проблемного обучения на уроках ведёт к глубокому усвоению учащимися вопросов курса обучения, одновременно способствуя развитию личности ребёнка. На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диалог. Изучение нового по технологии проблемного обучения помогает учащимся выделить структуру изучаемого, проследить последовательность изложения материала. В конце такого урока учащиеся без труда могут выделить все этапы урока, самостоятельно сделать подробный вывод по уроку.

Усвоение материала происходит в основном на уроке, тем самым решается проблема перегрузки учащихся.

Большинство учащихся, зная этапы проблемного обучения, самостоятельно составляют опорный конспект при изучении нового.

Изменение структуры урока и приведение его в соответствие с психологическими потребностями детей привело к активизации их деятельности на всех этапах урока, повышению интереса к предмету.

На уроках учащиеся легче говорят не только по содержанию отдельного урока, но и в целом по всей теме, умеют выделить главное в теме, построить свой ответ в соответствии с темой: начав с утверждений, делать предположения, основываясь на теории, утверждении; умеют спланировать свою деятельность для проверки выдвинутой гипотезы, разрешить проблему, сделать вывод, сравнив свои утверждения с теоретическим материалом.

Результатом работы по применению проблемного обучения привело к повышению качества знаний. Редко кто из учащихся не справляется с контрольной работой, тестированием, зачётом.

Эффективность применения проблемного обучения в том, что оно способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся, становлению личности ученика, готовности выпускников школы использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач.


© 2010-2022