- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тема: Обобщающий урок по теме «Имя существительное как часть речи»
Тема: Обобщающий урок по теме «Имя существительное как часть речи»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Соболь Е.Г. |
Дата | 01.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Русский язык. 6 класс.
Тема: Обобщающий урок по теме «Имя существительное как часть речи»
Цель: Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное как часть речи», учить грамотно говорить и писать по- руссски, видеть красоту и образность слова и использовать в речи, совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
воспитывать чувство прекрасного посредством музыки и живовописи.
Ход урока.
-
Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя.
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным- полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз-
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами. (А.Шибаев, «Слова, слова, слова…»)
-Слова какой части речи обозначают названия предметов?
-
Сообщение темы, цели урока.
-
Работа по теме урока.
-
Индивидуальная работа.
Запишите словосочетания, правильно согласуя имена прилагательные с существительными, укажите род существительных (задание на карточке).
-
Лингвистический диктант. (Учащиеся отвечают на вопросы одним словом, в конце выполнения сверяют правильность выполнения по интерактивной доске).
-
Какой раздел науки о языке изучает части речи? (Морфология)
-
Сколько частей речи в русском языке? (10)
-
Имя существительное - самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная)
-
Существительное обозначает…..(предмет).
-
Отвечает на вопросы…. (Кто?, что?.)
-
Поставьте существительное кочерга в родительном падеже множественного числа.(Кочерёг)
-
Определите род существительного тюль. (мужской)
-
Найдите четвертое лишнее среди слов: фасоль, бандероль, собака, путь. (путь).
-
Определите род существительного умница. (общий)
-
Какой падеж отсутствует в современном русском языке? (Звательный)
-
Слово учителя.
Что такое праздник? Это музыка, цветы, улыбки, подарки, пожелания. А ещё это сама история и культура народа с его богатыми традициями.
Зимой в ночь с 31 декабря на 1 января мы встречаем Новый год. Без чего невозможен этот праздник? ( Без ёлки)
Чтобы нарядить нашу лесную красавицу (рисунок на доске), вы должны хорошо работать на уроке. Каждый правильный ответ превратится в игрушку, котрой мы украсим ёлку.
-
Работа с текстом.(Текст раздается на каждую парту). В это время сильные учащиеся составляют рассказ по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком…»
Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю леса.
Над глубокими свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают у нас только по утрам в морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зеленым бором. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и четким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет…
(По И.Бунину)
-Докажите, что это текст, озаглавьте его. (Не узнаю леса)
-Определите падеж имён существительных (6,7 предложение).
-Определите синтаксическую роль существительных в четвертом предложении.
-Разберите по составу слова вершина, просека.
-Каким способом образованы данные слова? Какие ещё способы образования вы знаете?
-
Учитель. Красотой зимы восхищается многие художники, поэты, композиторы.
Давайте послушаем, какой увидели зиму наши одноклассники.
(Проверка выполнения задания. Рассказ по репродукции картины И.Шишкина).
-
Составить сенкан со словом вьюга.
-
Физкультминутка. Игра «Аплодисменты».
Задание: хлопать в ладоши, если в слове нужен «ь» . Если не нужен - не хлопать.
Вещь, кирпич, туч, горечь, врач, пастбищ, помощь, училищ, рожь, полночь, речь, сторож, чудовищ, дочь, стрельбищ, молодёжь, неудач, этаж, смерч, сушь, ключ, сыч.
-
Выборочный диктант. Прослушать аудиозапись стихотворения «Снежинка» К.Бальмота.
Назвать существительные. (Снежинка, дорогой, на землю, звезда,…)
-
Учитель. Учёные утверждают, что существительное - самое распространённая часть речи. Согласны ли вы с этой мыслю, докажите.
Игра «Снежинка». Работа в парах. Вписать в снежинку имена существительные с буквой «О» или «Ё» в центре.
-
Объяснительный диктант. Упражнение 173.
-
Осложнённое списывание. Вставить пропущенные буквы, разделительные знаки,объяснить выбор орфограмм и пунктограмм.
Замёрзший бор шумит среди л…зури
М…тёт в…твями синеву небес
И кажет…ся (не)буря будит лес
А буйный лес, к…чаясь, будит бурю. (С.Маршак)
-
Подведение итогов.
Слово учителя. Наша ёлка стала нарядной, так как вы правильно отвечали на вопросы.
Дети елку украшали,
Все старались, помогали,
Подарили ей игрушки:
А за это вам хлопушки. (самые активные ученики получают сувениры)
Комментированное оценивание знаний учащихся.
Любимым детям в Новый год
Хочу я пожелать:
Пусть этой ночью к вам придет
Старик Мороз опять.
Откроет сказка снова дверь,
Веселье, смех подарит,
И вспыхнет огоньками ели,
И жизнь чудесной станет.
-
Домашнее задание. Повторить тему «Имя существительное». Написать сочинение - миниатюру на тему «Зимний день».