Тема: Обобщающий урок по теме «Имя существительное как часть речи»

 Русский язык. 6 класс.Тема: Обобщающий урок по теме «Имя существительное как часть речи»  Цель: Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное как часть речи», учить грамотно говорить и писать по- руссски, видеть красоту и образность слова и использовать в речи, совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; воспитывать чувство прекрасного посредством музыки и живовописи.  Ход урока. Мотивация учебной деятельности. Слово учителя. Всему название да...        
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык. 6 класс.

Тема: Обобщающий урок по теме «Имя существительное как часть речи»

Цель: Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное как часть речи», учить грамотно говорить и писать по- руссски, видеть красоту и образность слова и использовать в речи, совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

воспитывать чувство прекрасного посредством музыки и живовописи.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя.

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным- полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз-

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас,-

Означено словами. (А.Шибаев, «Слова, слова, слова…»)

-Слова какой части речи обозначают названия предметов?

  1. Сообщение темы, цели урока.

  2. Работа по теме урока.

  1. Индивидуальная работа.

Запишите словосочетания, правильно согласуя имена прилагательные с существительными, укажите род существительных (задание на карточке).

  1. Лингвистический диктант. (Учащиеся отвечают на вопросы одним словом, в конце выполнения сверяют правильность выполнения по интерактивной доске).

  1. Какой раздел науки о языке изучает части речи? (Морфология)

  2. Сколько частей речи в русском языке? (10)

  3. Имя существительное - самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная)

  4. Существительное обозначает…..(предмет).

  5. Отвечает на вопросы…. (Кто?, что?.)

  6. Поставьте существительное кочерга в родительном падеже множественного числа.(Кочерёг)

  7. Определите род существительного тюль. (мужской)

  8. Найдите четвертое лишнее среди слов: фасоль, бандероль, собака, путь. (путь).

  9. Определите род существительного умница. (общий)

  10. Какой падеж отсутствует в современном русском языке? (Звательный)

  1. Слово учителя.

Что такое праздник? Это музыка, цветы, улыбки, подарки, пожелания. А ещё это сама история и культура народа с его богатыми традициями.

Зимой в ночь с 31 декабря на 1 января мы встречаем Новый год. Без чего невозможен этот праздник? ( Без ёлки)

Чтобы нарядить нашу лесную красавицу (рисунок на доске), вы должны хорошо работать на уроке. Каждый правильный ответ превратится в игрушку, котрой мы украсим ёлку.

  1. Работа с текстом.(Текст раздается на каждую парту). В это время сильные учащиеся составляют рассказ по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком…»

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю леса.

Над глубокими свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают у нас только по утрам в морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зеленым бором. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и четким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет…

(По И.Бунину)

-Докажите, что это текст, озаглавьте его. (Не узнаю леса)

-Определите падеж имён существительных (6,7 предложение).

-Определите синтаксическую роль существительных в четвертом предложении.

-Разберите по составу слова вершина, просека.

-Каким способом образованы данные слова? Какие ещё способы образования вы знаете?

  1. Учитель. Красотой зимы восхищается многие художники, поэты, композиторы.
    Давайте послушаем, какой увидели зиму наши одноклассники.

(Проверка выполнения задания. Рассказ по репродукции картины И.Шишкина).

  1. Составить сенкан со словом вьюга.

  2. Физкультминутка. Игра «Аплодисменты».

Задание: хлопать в ладоши, если в слове нужен «ь» . Если не нужен - не хлопать.

Вещь, кирпич, туч, горечь, врач, пастбищ, помощь, училищ, рожь, полночь, речь, сторож, чудовищ, дочь, стрельбищ, молодёжь, неудач, этаж, смерч, сушь, ключ, сыч.

  1. Выборочный диктант. Прослушать аудиозапись стихотворения «Снежинка» К.Бальмота.

Назвать существительные. (Снежинка, дорогой, на землю, звезда,…)

  1. Учитель. Учёные утверждают, что существительное - самое распространённая часть речи. Согласны ли вы с этой мыслю, докажите.

Игра «Снежинка». Работа в парах. Вписать в снежинку имена существительные с буквой «О» или «Ё» в центре.

  1. Объяснительный диктант. Упражнение 173.

  2. Осложнённое списывание. Вставить пропущенные буквы, разделительные знаки,объяснить выбор орфограмм и пунктограмм.

Замёрзший бор шумит среди л…зури

М…тёт в…твями синеву небес

И кажет…ся (не)буря будит лес

А буйный лес, к…чаясь, будит бурю. (С.Маршак)

  1. Подведение итогов.

Слово учителя. Наша ёлка стала нарядной, так как вы правильно отвечали на вопросы.

Дети елку украшали,

Все старались, помогали,

Подарили ей игрушки:

А за это вам хлопушки. (самые активные ученики получают сувениры)

Комментированное оценивание знаний учащихся.

Любимым детям в Новый год

Хочу я пожелать:

Пусть этой ночью к вам придет

Старик Мороз опять.

Откроет сказка снова дверь,

Веселье, смех подарит,

И вспыхнет огоньками ели,

И жизнь чудесной станет.


  1. Домашнее задание. Повторить тему «Имя существительное». Написать сочинение - миниатюру на тему «Зимний день».


© 2010-2022