Урок по литературе для 6 класса «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века

Урок построен в форме ролевой игры. Учащиеся разделены на группы. Каждая группа, кроме аналитиков и «исследователей языка художественного произведения», готовилась заранее к уроку. «Литераторы» подготовили материал о поэтах и  их творчестве, «искусствоведы» -о  композиторах, художниках, описывавших природу. «Исследователи творчества кубанских поэтов» рассказали о поэтах г. Усть-Лабинска и  Краснодарского края и их произведениях. «Актёры» выразительно читали стихи известных поэтов, «поэты» прочитали стихи собственного сочинения. О чувствах авторов, о средствах выразительности, используемых в прочитанных стихотворениях, поведали «исследователи языка художественного произведе...   На уроке использовались слайды с портретами поэтов. Урок закончился рефлексией.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 6 классе на тему:

«Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»

С использованием информационно-компьютерных технологий

Цели урока: воспитание любви к поэзии; воспитание умения находить в тексте средства художественного изображения; воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе; показать связь литературы с другими видами искусства, с экологией; развитие креативных способностей; воспитание коммуникативной компетенции учащихся.

Оборудование: портреты поэтов, репродукции картин о природе, рисунки учащихся к стихотворениям, медиапроектор, презентация, диск с песней на стихи С. Есенина.

Форма урока: ролевая игра.

Вид деятельности: групповой (8 групп).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему.

Учитель. Тема нашего урока «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».

Сейчас мы разделимся на 8 групп: «литераторов», «искусствоведы», «исследователи творчества кубанских поэтов», «поэты», «художники», «исследователи художественного текста», «актёры», «аналитики», «эколог». Все группы, кроме «аналитиков», выполняли дома определённую работу, готовясь к уроку. Группа аналитиков постарается оценить их работу

  1. Работа по теме урока.

(Звучит песня на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая…»)

1)Слово учителя .( В это же время на экране сменяются слайды с изображением природы )

Что такое природа? Это поле, лес, вода, воздух, огромное небо и медленно плывущие облака. Животные, птицы, рыбы - это тоже природа. Мы видим всё это каждый день и наслаждаемся всем, что нас окружает. Природа даёт нам всё необходимое для жизни, но её запасы не бесконечны, поэтому к природе нужно относиться по-хозяйски. Природа не есть что-то неживое, бесчувственное, в ней, так же как и в нас, течёт жизнь. Осенью опадает листва с деревьев, к весне на них набухают почки, затем появляются листья, цветы, плоды. Разве это не жизнь?! Вот как об этом писал Фёдор Иванович Тютчев:

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок из бездушных лик -

В ней ест душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Мы с вами приходим в этот мир гармонии природы и человека. И живём в тесном единстве с природой. В конце жизни мы уходим в землю нашу, а значит остаёмся в природе, потому что мы - её частица. И кто знает, может быть после травой взойдём, а может быть птицей взлетим высоко в небо… И будем так же беззащитны.

«Я расту из земли, как трава, меня косят, меня едят лошади, а я опять с весною зеленею и к петрову дню цвету», - так написал о единстве природы и человека М.М. Пришвин.

Ребята, очень важно, чтобы каждый из нас смог воспитать в себе жалость к сломанному дереву, к голодной брошенной собаке, к птице, сломавшей лапку. Помните, что только мы сможем помочь им. Думаю, вы согласитесь со мной: природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем, зеркальной гладью рек или величественными громадами гор! Наша русская природа чудесна! Именно об этом и пишут поэты в своих стихотворениях. Читая стихи о природе, мы чувствуем то настроение, которое испытывает поэт при соприкосновении с тем, о чём он пишет. Это настроение передаётся и нам, читателям. Только человек, безгранично любящий свою Родину, может написать такие стихи, которые мы читаем у Бунина, Есенина, Заболоцкого. Да и понятия «природа» и «Родина» тесно связаны между собой. Ведь когда у нас спрашивают: « Что такое Родина?», мы отвечаем: « Родина - это поле, берёза за окном, ива, низко склонившая свои ветви над рекой…». То есть всё то, что бесконечно дорого нашему сердцу. В стихотворении З. Александровой «Родина» есть такие строчки:

Если скажут слово Родина,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Поэтому любовь к природе - это всегда любовь к Родине. Восхищаясь окружающей красотой, поэты тем самым показывают, насколько они любят свою родину, своё отечество. И в этом мы сегодня сможем убедиться.

Учитель. Ребята, мы уже с вами изучали творчество поэтов 19 века, изучали их стихи, в которых они воспевали природу. Назовите этих поэтов. Какие из их стихотворений вам особенно понравились и чем?

(Ответы детей)

Учитель. Вы сейчас называли прекрасные стихи замечательных поэтов19 века. А сейчас мы познакомимся с не менее прекрасными стихами, но уже поэтов 20 века.

2) Работа групп «литераторов» и «актёров»

Учитель. Предоставляю слово группе «литераторов» (Дети дома изучали творчество поэтов, готовили к уроку необходимые материалы, которыми могут пользоваться, отвечая на вопросы одноклассников).

Примерные сообщения о поэтах.

И.А. Бунин

« Я родился в Средней России, в деревне, в отцовской усадьбе… Пустынные поля, одинокая усадьба среди них… Зимой безграничное снежное море, летом - море хлебов, трав и цветов… И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание…» Так описывает Бунин место, где родился он и его поэзия, тонкое чувство прекрасного.

И. Бунин глубоко чувствовал красоту родной природы и в своих стихах, по мнению Паустовского, точно улавливал соединение красок и света, внутреннюю мелодию произведения, его ритм и звук. Поэт по-особому чувствовал русский язык, безошибочно выбирал наиболее точные и яркие слова для описания самых разных явлений природы и человеческих чувств.

Поэзия Бунина дарит нам чувство радости и счастья. У поэта много стихотворений, лирический герой которых - ребёнок. В поэзии Бунина живёт душа ребёнка, не устающего радоваться жизни, восхищаться ею. Прекрасна родная природа в любую пору, даже в зимний долгий вечер. Прекрасен человек способный увидеть и передать эту красоту и чувство щемящей любви к родине.

Учитель. Ребята, если у вас есть вопросы к «литераторам», можете их задать.

( Учащиеся задают вопросы)

Учитель. А сейчас предоставляю слово группе «актёров»

(Один из учащихся читает наизусть стихотворение Бунина «Помню - долгий зимний вечер…»)

Учитель. Возвращаемся к группе «литераторов». Послушаем сообщение о С.А.Есенине.

С.А. Есенин

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моём творчестве», - так писал о своей поэзии Есенин. Творчество С.Есенина - одна из самых прекрасных страниц в русской поэзии. Его стихи просты и глубоки по мысли, необыкновенно лиричны и напевны, они выражают главное в характере нашего народа - огромную душевную широту и любовь к родной земле. Мир деревни и народной поэзии в творчестве Есенина неразрывно связан с одной природой. Трепетная жизнь лугов, равнин, лесов служит источником самых разнообразных переживаний, смены чувств и настроений поэта:

Опять я тёплой грустью болен

От овсяного ветерка.

Лирический герой Есенина влюблён в природу, она даёт ему силы, ощущение полноты жизни. Природа у поэта - это и верная подруга, и светлое зеркало души, в котором растворяются печали и беды. Именно поэтому пейзажная лирика Есенина так ярка и эмоциональна, проста и проникнута грустью. От проникновенных стихов о красоте родной земли Есенин пришёл к раздумьям о судьбах России.

Учитель. Пожалуйста, вопросы

(Учащиеся задают вопросы)

Учитель представляет «актёра», который выразительно читает наизусть стихотворение С. Есенина «Поёт зима - аукает…»

(Чтение стихотворения)

Учащийся из группы «литераторов»сообщает о творчестве Н. Рубцова.

Н.М. Рубцов

Н.Рубцова часто называют «деревенским» поэтом, потому что в его поэзии обращение к родной земле и природе - главное:

В деревне виднее природа и люди.

Конечно, за всех говорить не берусь!

Виднее над полем при звёздном салюте,

На чём поднималась великая Русь.

Литературоведы отмечают важную особенность лирики Рубцова: «Пейзаж как таковой почти отсутствует в его стихах. У Н. Рубцова то единство с природой, когда она даёт человеку самочувствие вечной жизни, определяя нравственную меру вещей и явлений». Действительно, пейзаж Рубцова не объект изображения, а средство единения с историей народа и человеческой душой.

Учитель. Пожалуйста, вопросы к выступающему.

( Учащийся из группы «актёры» выразительно читает наизусть стихотворение Н. Рубцова «Звезда полей»)

(Учащийся из группы «литераторов» сообщает о творчестве Заболоцкого).

Н.А. Заболоцкий

Поэзия Заболоцкого о мире природы полна любви, сочувствия, боли. Он писал: «Я, поэт, живу в мире очаровательных тайн. Они окружают меня всюду. Растения во всём их многообразии - эта трава, эти цветы, эти деревья - могущественное царство первобытной жизни, основа всего живущего, мои братья, питающие меня и плотью своей, и воздухом - все они живут рядом со мной. Разве я могу отказаться от родства с ними? Изменчивость растительного пейзажа, сочетание листвы и ветвей, игра солнца на плодах земли - это улыбка на лице моего друга, связанного со мной узами кровного родства. В художественном мире Заболоцкого происходит взаимосближение, взаимообогащение людей и объектов животного и растительного миров.

Учитель. Пожалуйста, вопросы к выступающему.

( учащиеся задают вопросы)

(Учащийся из группы «актёров» выразительно читает наизусть стихотворение Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой»)



3) Работа группы «исследователей языка художественного произведения»

(Учащиеся анализируют язык стихотворений, прочитанных на уроке, говорят о чувствах авторов, о средствах художественной выразительности, используемых авторами)

4) Работа группы «искусствоведы»

(Члены группы рассказывают о том, что не только писатели и поэты описывали и описывают притягательную красоту природы. Её изображают в своих произведениях художники, композиторы. Рассказывают о композиторах и художниках 20 века, об их произведениях.)


5) Работа группы «исследователей творчества кубанских поэтов». (учащиеся рассказывают о поэтах Кубани, города Усть-Лабинска, о их стихотворениях, читают их произведения.)

6) Работа группы «поэты».

(Учащиеся данной группы читают стихи о природе собственного сочинения)

7) Работа группы «художники»

(Учащиеся рассказывают, что они увидели в стихотворениях, прочитанных на уроке, и показывают свои рисунки)

8)Учитель. Ребята, сегодня у нас на уроке присутствует «эколог». Давайте послушаем его.

(«Эколог» рассказывает о состоянии природы, призывает детей беречь её)

4. Рефлексия

1) Группа «аналитиков» даёт оценку работы на уроке всех групп.

2) Высказывания учащихся всех групп по уроку.

3) Итог урока (слово учителя) :

Дорогие ребята, вы сегодня отлично подготовились к уроку. Вы чудесно читали стихи, хорошо отвечали на вопросы, подготовили замечательные рисунки, рассказали столько интересного о композиторах, о художниках, о поэтах, прочитали замечательные стихи собственного сочинения. Вы просто умнички!



Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение стр. 188 -191, вопросы к стихам (стр. 189, 190,191); выразит. чтение стихотворений кубанских поэтов.











































Примечание

Современный урок - это урок, ориентированный на воспитание развитой культурной личности.

Его задача состоит не только в том, чтобы дать детям знание, но и научить их правильному общению, умению анализировать, высказывать свою точку зрения.

Групповой метод работы даёт возможность каждому учащемуся быть активным участником образовательного процесса, способствует выработке своей собственной точки зрения, развитию инициативы, воспитанию коммуникативной компетенции.

Урок содержит рефлексивно-аналитические фрагменты, что позволяет каждому учащемуся высказывать свою точку зрения, соглашаясь или не соглашаясь с мнением других участников урока. Ролевая игра вызывает интерес к уроку, к теме, стимулирует интеллектуальному росту личности, способствует повышению культурного уровня школьников. Развитие на уроке творчества учащихся нацелено на развитие способностей, талантов детей.

В содержание урока входит региональный компонет, что позволяет учащимся знакомиться с произведениями кубанских авторов, оценивать их творчество, гордиться своими земляками.

Урок построен на использовании информационных технологий.



© 2010-2022