Доклад Русский язык и его роль в духовно-нравственном воспитании

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Кочкуровская СШ

Починковского муниципального района Нижегородской области




Доклад

«Русский язык и его роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников»








Подготовила: учитель русского языка и

литературы Низяева О. В.










С. Кочкурово


2015 г.




Русский язык как часть нашей многовековой культуры есть воплощение высших духовных ценностей народа. Через слово мы постигаем суть вещей и явлений, с помощью слова приобщаемся к нравственным идеалам. Овладевая языком, человек одновременно осваивает то или иное видение мира через призму национальной культуры. Говоря о русском языке, важно обращаться к речи, к тому, что и как мы говорим.

По-новому осознается давно известное слово, когда вдумываешься в его подлинный смысл. Слово образование мы часто связываем лишь с информацией (получить образование). Наш язык подсказывает, что главное здесь - вовсе не передача знаний, а восстановление в человеке образа Божия. А потому безобразие - есть потеря образа Божия. Так же со словом наказание. В процессе образования и воспитания никак не обойтись без наказания. Означает это не истязание, а дачу наказа, то есть наставления. Значит, наказание есть важная часть процесса воспитания.

Нашу литературу, эту важнейшую область человеческой деятельности, связанную с человеческой душой, наши просвещенные предки называли словесностью, а не литературой, где «литера» в переводе с греческого - всего лишь буква. Слово цель заключает в себе извечное стремление к целостности, исцеление - восстановление утраченного единства. В слове невеста заложен глубокий нравственный смысл. Это неведение греха, «не веста греха», непорочность, что означает как духовную, так и телесную чистоту. Тех же, кто изведал грех, ведающих грех, называли на Руси ведьмами.

Смысл слова правитель так отличен от всевозможных лидеров, генеральных секретарей, президентов. Правитель - это тот, кто призван вести вверенный ему Богом народ по правому, спасительному пути.

Выражение прости меня определяется в словаре В.И. Даля как освободи меня от наказания или гнева твоего.

Говорим мы спасибо - просим спаси Бог, говорим прощай - значит, просим прощения, приветствуя друг друга словом здравствуйте, желаем здоровья.

Многие наши исконные слова, церковные выражения очень трудно, а порой и вовсе невозможно перевести на другие языки. Например, в современном английском языке Благая весть переводится буквально как хорошие новости, благовест как звон одного церковного колокола, покровительница как патронесса. Обнаружилось, что в других языках нет слов, которые передают такие понятия, как умиление, добродетель, духовность, благодать, благоговение, благочестие, кротость, благодеяние. Нет слова, а значит, нет у народа и внутреннего состояния, которое выражено этим словом. Отсутствие в нашем современном языке этих слов не позволяет формировать в себе лучшие нравственные качества. Ведь если эти слова уходят из нашего повседневного употребления, значит люди перестают испытывать те состояния и чувства, которые названы этими словами - состояние благоговения, кротости, чувство милосердия.

А ведь эти слова всегда составляли суть жизни русского человека. На долгие десятилетия они были отправлены в пассивный запас и в современном словаре имели пометы «устаревшие» или «высокие», «торжественные». Их толковали без учёта духовной природы того, что они обозначали, то есть из значения этих слов изымался тот смысл, который свидетельствовал о наличии души и духовной жизни в человеке. Необходимо вернуть этим словам их истинный первоначальный смысл. Очень важно педагогу находить возможность говорить на уроках о лучших качествах души человеческой, и делать это нужно не только на уроках русского языка и литературы, но и на других предметах общеобразовательного цикла: говоря о важных исторических событиях и их героях, о судьбах великих ученых, а порой и анализируя поступки ребят, их отношение к окружающим. Ведь, как показывает практика, наши дети восприимчивы ко всему доброму и прекрасному - с ними только чаще нужно говорить об этом и чаще показывать образцы подлинно нравственного поведения.

Язык объединяет народ, соединяет людей между собой, а еще через язык осуществляется связь с другими поколениями, их духовная преемственность.

Именно поэтому необходимо бережное отношение к родному языку, родному слову - это является залогом и символом сохранения духовно-национального единства

Нужно сохранять наш язык, заботиться о его благозвучии и чистоте, богатстве и выразительности. Как беден язык нашей молодежи! Слова-сорняки в речи, жаргонные, бранные слова. Мы, педагоги, ученые, должны бороться с обеднением языка, его вульгаризацией, почаще обсуждать нашу речь, то, как мы говорим, что стоит за каждым произнесенным словом.

Отсюда и наша главная задача при раскрытии нравственного потенциала языка: научить учеников любить язык как нечто живое, чувствующее, страдающее от нашего невнимания, грубости.

Педагог должен учить своих учеников воспринимать русский язык не только как систему правил и норм, но как живой организм, вобравший в себя и историю, и культуру, и этические представления народа.

Говоря сегодня о слове, хотелось бы остановиться еще на одной проблеме. Анализируя нашу речь, речь школьников, можно услышать множество английских слов, хлынувших в нее неудержимым потоком. Явление заимствования в нашем языке не ново. Весь XVIII век прошел под знаком преклонения перед немецким языком, в XIX веке - русская интеллигенция находилась во власти французского, а в XX и XXI-м веке мы говорим о засилье английских слов.

Всегда ли оправдано употребление нами иностранных слов? Шопинг, брокер, дилер, холдинг, лизинг… Всюду рекламы нам предлагают покупать экофлеты (экологически чистое жилье) и жить в таун-хаусах (городских особняках). Учреждения у нас теперь офисы, русские, понятные и благозвучные слова благодетель или попечитель стали теперь спонсорами. Как не согласиться с Пушкиным «чем непонятней, тем ученей».

А самое главное - осваивая и присваивая чужую лексику, мы присваиваем чужой строй мыслей, иной способ понимания действительности, не свойственный нашему народу, теряем исконную лексику.

Вместе со словами копируются интонации, жесты, позы. Нам нужно защищать, охранять наш язык как самое большое богатство, как великое наше национальное достояние. Сохранение духовного наследия родного русского языка и культуры живой русской речи - это важнейшая нравственная задача и путь духовно-нравственного и патриотического воспитания наших детей.

© 2010-2022