Так кто ж ты, наконец?. .. (по роману М. Булгакова Мастер и Маргарита)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Так кто ж ты, наконец?» (урок развития устной и письменной речи, аналитическая беседа)

План урока:

  1. Темы и образы в романе.

  2. Подготовка к домашнему сочинению по роману.

Цели:

Познавательная - познакомить ребят с темами и образами романа.

Образовательная - научить ребят анализировать с правильной точки зрения художественное произведение.

Воспитательная- сформировать адекватное восприятие героев романа, подготовить к написанию сочинения.

Задачи:

Познавательная - через слово учителя, аналитическую беседу ознакомить ребят с образами, какую роль они играют в романе.

Образовательная - через аналитическую беседу, вопросно-ответную форму научить ребят анализировать, делать выводы по заданному материалу

Воспитательная - через комментированное чтение, написание сочинения сформировать эмоциональное отношение к персонажам.

Ход урока:

  1. Слово учителя (аналитическая беседа).

- Как вы думаете, к какому читателю адресован этот роман?

Роман «Мастери иМаргарита» многослойный и допускает различные толкования.

- Какие темы поднимаются в этом романе? (тема творчества, тема любви, тема власти)

- Скажите, какой образ больше раскрывает тему творчества? (Мастер)

Литературоведы считают образ Мастера автобиографичным. Их объединяет и чисто внешнее сходство, и общее для обоих чувство отчаяния от работы «в стол». В то время же образ этот - широкое обобщение, так как судьба Мастера - участь многих художников России, вынужденных замолчать в эпоху тоталитаризма.

Измученный обрушившимися на него несчастьями, Булгаков писал жене, что ему ничего не нужно, кроме абсолютного покоя. Такой покой дарует Мастеру Воланд по просьбе Иешуа. Мастер обрел уют, верную спутницу, погрузился в мир природы и музыки, чтобы постичь мудрость жизни. И может быть, покой и есть первый шаг к обретению света, к вечному царству, о котором писал Булгаков. Выбирая судьбу о себе, Мастер не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды. Но в финале нет пессимизма: на земле у Мастера остался ученик (Иван Бездомный) и роман, которому суждена долгая жизнь.

- По мнению писателя, все счастье, дарованное в жизни человеку, исходит от любви. Чья любовь спасает Мастера?

Любовь возвышает человека, помогает постичь духовное начало. Маргарита полностью отдается любви и ради спасения Мастера продает свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех. И тем не менее автор делает ее самой положительной героиней романа. Булгаковская Маргарита в зеркально перевернутом виде варьирует историю Фауста. Фауст продал душу дьяволу ради страсти к познанию и предал любовь своей Маргариты. У Булгакова Маргарита становится ведьмой ради любви к Мастеру. Она разделяет судьбу того, кого любит.

- Кто, по-вашему, является олицетворением власти? (прокуратор)

Прокуратор Иудеи является олицетворением власти. Пилат жесток, его называют «свирепым чудовищем», и он гордится своим прозвищем, ведь миром правит власть и сила. Пилат прожил полную борьбы и смертельной опасности жизнь, в которой побеждает лишь сильный, не знающий жалости. Он знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей - только враги и завистники. Власть и величие не сделали Пилата счастливым. Единственное существо, к которому он привязан - собака. Автор считает трусость самым большим человеческим пороком. Это показано через образ Понтия Пилата. Он струсил, побоявшись быть обвиненным в государственной измене, и за это был наказан ужасающим бессмертием - «двенадцать тысяч лун» будет мучить его совесть. Автор размышляет об ответственности человека за все добро и зло, происходящее на земле.

- Какие вы еще образы вы еще знаете? Приведите примеры. (Иешуа, Воланд).

В романе Иешуа - прообраз Христа, но он не Богочеловек, а тот, кто знает, что есть истина, и несет ее людям. Иешуа - обычный смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный. Он воплощение чистой идеи. Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить идее добра и милосердия. Он утверждает, что человек может построить такое общество, где не будет «власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Иешуа верит в доброе начало в каждом человеке. И в то, что «царство истины» обязательно наступит. Он побеждает в споре с Понтием Пилатом, потому что не оказывается от своих убеждений, идет на смерть, оставаясь по-настоящему свободным.

Ну сама идея поместить в Москву 1930-х гг. князя тьмы и его свиту, олицетворяющих собой силы, которые во имя справедливости совершает добрые дела, - глубоко новаторская. Воланд появляется в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим свою любовь, покарать предателей, взяточников, подхалимов, пройдох. Но если его свита совершает различные «пакости», то сам мессир неизменно сохраняет спокойствие и величавость. Он наблюдает булгаковскую Москву как исследователь, ставящий научный опыт. Сатана в романе нетрадиционен: он не воплощает собой зло, не предает людей, не толкает их на дурные поступки. Воланд - связующее звено между добром и злом, светом и тьмой. Но он не бесстрастен, а склонен к добру. Сфера его - свет тьмы, лунный свет. Искореняя людские пороки, свита Воланда в то же время возвращала к жизни порядочность и честность и наказывала зло. Воланд пронесся над Москвой грозой, карая неправду.

- Присутствуют ли в романесквозныеобразы? (тьма, образы-двойники)

Тьма - это отсутствие Бога в человеческой душе. Тьма накрывает Ершалаим во время казни Иешуа. Тьма сгустилась над Москвой, когда в свой последний путь отправились Мастер и Маргарита, единственные среди «московского народонаселения», в ком Воланд обнаружил частицу Бога. События в Москве разворачиваются в те дни, когда по православному календарю земля лишилась Бога, Воланд, прибыв в Москву, узнает, что люди отказались от веры в Бога, изгнали его из своей души. А это значит, что потерли нравственные ориентиры. В таком мире все дозволено, добро и любовь исчезли, а правда запрятана в сумасшедший дом. Ни Бог, ни дьявол не вмешиваются в дела людей - люди сами выбирают свою судьбу. И каждому по окончании жизни воздается по вере его.

- Присутствуют ли в романе образы-двойники? Чью традицию продолжает Булгаков?

Булгаков продолжает традицию Достоевского, который в своем творчестве разрабатывал сложные взаимодействия реального и ирреального. В романе можно отметить целую систему соответствий и отражений образов, которые могли бы представить разные варианты судьбы: Мастер и Иешуа, Алоизий и Иуда, Берлиоз и Майгель, Иван Бездомный и Левий Матвей, Наташа и Гелла.

  1. Подготовка к написанию сочинения.

  1. Тренировочный текст (можно выбрать работы учащихся).

Например, автор приведенного ниже сочинения на тему «Добро и зло в романе М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» не подтвердил свои мысли примерами из текста. Исправьте эту ошибку. Если вы в чем-то не согласны с автором сочинения, внесите в текст необходимые, на ваш взгляд, исправления и дополнения (раздаточный материал).

  1. Темы сочинений по творчеству М. А. Булгакова:

  • Почему роман назван «Мастер и Маргарита».

  • Образ Воланда и его место в художественной системе романа «Мастер и Маргарита».

  • Личность и толпа в романе «Мастер и Маргарита».

  • Почему Мастер не заслужил, а заслужил покой.

  • Двоемирие в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

  • Линия философская - Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат.

  • «Мастер и Маргарита» - роман в романе.

  1. Домашнее задание.

- Написать сочинение по заданным темам.

- разделиться на группы, поставить инсценировку по любой главе романа.


© 2010-2022