Читательская конференция по рассказу А. Черчесова И будет лето

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Читательская конференция по рассказу Алана Черчесова «И будет лето…»

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.

Б.Пастернак

Запись на доске: «Жизнь трагична: …да, но надо понимать, что трагедия - ничто без очищения катарсисом, без величия вселенской боли, без торжеств человеческого духа над человеческим же уделом…»

«Человеку надо вырваться за пределы отведенного ему в равнодушном сне мироздания, укромного и тусклого уголка.»

«…Извечны борения души за право взорвать восторженной болью унизительно холодную вселенскую тишину, которая так глуха к людской повседневности.»

Алан Черчесов. Из ст. «Долгий путь навстречу»

газета «Слово». г.Владикавказ

«…В детстве в человеке возникает зародыш совести, порядочности, и от того, как он уцелеет и разовьется, зависит и ценность личности.»

« И что бы ни ждало нас на свете, правда пребудет вовеки, пока рождаются и живут люди».

Чингиз Айтматов

Задачи: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, развитие навыка анализа художественного произведения.

Оборудование: выставка книг А.Черчесова, рисунки уч-ся к рассказу. Компьютер. Мультимедиапроектор.

Ход урока

  1. Слово учителя. Весной 1990 года в ж. «Новый мир» был напечатан рассказ 27-летнего Алана Черчесова, дотоле никому неизвестного в литературных кругах. Печататься в этом журнале - высокая честь. Это уже само по себе признание.

Прочитав рассказ, я поняла, что осетинская литература выходит на вершины высшего уровня, она способна ставить важнейшие нравственные вопросы современности, способна на глубочайшее художественное исследование человеческой души. Мысль молодого писателя настолько сильна, настолько проницательна, что сразу обнаруживаешь ее нацеленность на общечеловеческие ценности, на вечные проблемы человеческой жизни. Алан Черчесов уже в 90-м году 20 века почувствовал, что кровь и ненивисть - это надолго. Настоящему писателю даруется свыше способность предвидеть, предчувствовать (обр.внимание на строки эпиграфа). Цель написания рассказа мы попытаемся сформулировать с помощью ст- ия греческого поэта Антерса «Беззащитные» (читает наизусть ученик)

Братья мои по двадцатому веку!

Всемогущие!

Мы беззащитны, как дети…

Обороняясь тысячелетия копьями, пушками, электронами,

Мы же остались незащищенными

В области духа, в сердечной сфере!

Так зачем выходить на дорогу , братья,

Каменный топор пряча

В складках современного платья?1

Зачем под улыбкой, по - модному сшитой,

Каменную ненависть скрывать человеку?

Мы все так беспомощно жаждем защиты,

Братья мои по двадцатому веку…

Много ли надо, чтоб нас убить?

Наповал?

Этот самый страшный топор, вытачиваемый нравственной тупостью и душевным варварством.

Цель нашего урока - та же.

2. Учитель предлагает вчитаться в смысл цитат из ст. Черчесова.

Один из уч-ся объясняет значение слова «катарсис» - освобождение души от «скверны», тела от вредных веществ.

В литературе : следя за событиями трагедии, зритель испытывает душевное волнение, сострадание герою, страх за его судьбу. Это волнение приводит зрителя к катарсису, очищает его душу, возвышает, воспитывает. Таков взгляд писателя на роль Человека в мироздании. Он верит в человека, в его духовное величие.

3.А теперь обратимся к тексту.

Чтение и размышление на эпизодом «Мальчишка отвергает свою новую семью» (Чтение по ролям).

Вопросы классу:

- Какие, судя по контексту, были в прошлом обычаи и святыни у осетин и какую роль они сыграли в истории народа?

- Почему афсин внимательно смотрела именно на мальчика, и ему казалось, что она знает о нем то, что ему самому невдомек?

- Мальчик не крал, но сразу же задался вопросом: «Теперь мы воры?»

Что кроется в этом вопросе: кто же я?

- Мальчик пришел к выводу, что воры они все, даже сестренка, лежащая в люльке. Согласны ли вы с ним?

Позиция учителя. Когда мы делаем добрые дела, мы хотим, чтобы о них знали и помнили. Вы все гордитесь добрыми делами родителей и дедов и хотите, чтобы и другие о них знали. Родовая память нужна, потому что в отсутствии ее никто не будет знать о них. И никто не будет стыдиться плохих по той же причине. И вот представьте «общество, в котором отсутствует красный цвет стыда» (Ахсар Кодзати).

4. Одного героя рассказа мы уже представили. Теперь представьте второго героя при помощи сжатого, но выразительного пересказа его судьбы. Хамыц.

(Сжатый пересказ истории судьбы героя)

- Как вы расцениваете решение Хамыца убить убить мальчишку из рода тех, кто украл пятерых коней?

5.Сжатый пересказ эпизода «Мальчик в плену». (Со слов: «В плену мальчик не ел… и до слов: «Мальчишка взялся за дело, не думая ни оеде, ни о смерти, размышляя о том, как чуть не задушил друга»)

Задание: оцените личностные качества мальчика. Какую из цитат А. Черчесова вы могли бы использовать при ответе?

6. Чтение отрывка «Хамыц в день исполнеия Адата» (См. текст со слов: «Хамыц смотрел в западающее за горизонт небо и ненавидел его…» и до «Он долго терпел безверие».)

Вопросы:

- Почему Хамыц ни разу не взглянул в глаза мальчику?

-Почему Хамыц позволил сыну крутиться около мальчишки?

-О чем говорит то, что « за трое суток он выучился слышать спиной»?

-Как разрешилась ситуация, ее исход? Найти в тексте. (См. текст, выборочно)

Задание: из цитат А.Черчесова подобрать к этой сцене цитату.

Позиция учителя. Упорным трудом своей души и мысли этот горец , Хамыц, выработал сознание, достойное Человека. Бесчеловечный закон Адата ( когда-то, возможно, и был прогрессивен) побежден возвышающей человечностью. Он разрушил пределы Адата при полном молчании величавых гор. Без надежды на молчание. Без надежды на благодарность: «Пусть я буду бояться его всю жизнь…» Хамыц смог поджечь святилище, но не смог поднять руку на мальчика. И этим возвысил себя.

Никакой закон, никакой приказ, никакая идея не превратят этого человека в античеловека.

7. «У могил родителей» (выразительное чтение отрывка).

Учитель: Ничего не будем говорить, а только поблагодарим писателя за строки, одаривающие нас дивным чувством сопереживания и очищения.

8. Разговор с дядей. (Выразительное чтение по ролям)

Учитель: Вот две разные системы ценностей:

1.»Эта земля уже позабыла тебя. Ты бросил ее на откуп».

2.»Могилами жив не будешь. Ты подохнешь с голоду»

-Эти две системы ценностей столкнулись в рассказе. И были, и есть периоды, когда злоба и мрак будут брать верх. «Но что бы ни было на свете, правда пребудет вовеки, пока рождаются и живут люди.

9. Язык рассказа прекрасен: емок, лаконичен, скуп, но предельно прост и выразителен.

Послушайте: «На женской половине заплескалось движение».

«А потом он увидел коней. Они вырастали из ночи частыми толчками».

Или вот о страхе: «Сердце противно жевало в груди его кровь».

Или о мальчике, сидящем у могил родителей: «Он глядел на камни и звезды, размышляя о том, что жизнь вот бродит меж ними, а как умрет, поделится и разбежится по звездам и камням».


10. Заключительное слово учителя.

- Рассказ поднимает уровень человеческих душ до четкого сознания того, что такие нравственные ценности, как совестливость, честность, трудолюбие, возведенные человечеством за тысячелетия своей истории в ранг высший пересмотру не подлежат.

Это простые ценности, но они трудносохраняемые. Но это та основа, без которой жизнь человечества невозможна.

20 век - трагический век. Он все время крушил человеческую жизнь: в начале века - революциями, в середине - фашизмом, а в конце - диким оскалом национальной идеи. А все это - кровь, все это - месть, все это - ненависть.

Алан Черчесов отвергает вот это течение человеческой истории, замешанное на вечной ненависти и крови.

Вспоминаются слова Шиллера: «Из заколдованной сферы художника душа читателя должна выходить столь же чистой и совершенной, как из рук Бога». Рассказ Алана Черчесова отвечает этому требованию. Судьба каждого тащит к итогу. И ужасным или же прекрасным мы этот итог делаем сами. Все зависит от нас. Хамыц мог стать убийцей, но стал Человеком. Мальчик мог продолжить род удачливых воров, а ему предстоит то, что ему, мальчишке, встанут старики ныхаса, отдав ему дань уважения и признания.


© 2010-2022