Методическая разработка урока Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов

Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Русский язык» ОДБ цикла по теме: «Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов» предназначена для преподавателей профессиональных образовательных организаций, осуществляющих обучение на базе среднего общего образования. Урок апробирован на студентах первого курса, обучающихся по основной профессиональной образовательной программе специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильно...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминовМетодическая разработка урока Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминовМетодическая разработка урока Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминовМетодическая разработка урока Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминовМетодическая разработка урока Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминовМетодическая разработка урока Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминовМетодическая разработка урока Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминовМетодическая разработка урока Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминовМетодическая разработка урока Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминовМетодическая разработка урока Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминовМетодическая разработка урока Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминовТема: Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Место темы в изучаемой дисциплине: Тема урока продолжает раздел «Морфемика, словообразование, орфография», в частности тему: «Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем».

Межпредметные связи: литература, информатика и ИКТ, устройство автомобилей.

Оборудование к уроку:

ТСО: интерактивная доска,

дидактический материал: опорный конспект, учебник Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008,

наглядное пособие: слайд-презентация

Цель урока: узнать особенности словообразования профессиональной лексики с целью увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств.

Задачи урока: обучающая: формирование знаний о способах и функциях словообразования;

развивающая: развитие устной речи, мышления, способности к самооценке;

воспитательная: воспитание бережного отношения к языку, толерантности.

Ход урока.

1 Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Улыбнитесь, пожалуйста, мне и друг другу1, садитесь. Настроение у всех прекрасное рабочее. Проверьте готовность к уроку: тетрадь, учебник, раздаточный материал, ручки, линейки должны лежать на столе. Приступим к работе.

2 Повторение изученного материала.

Откройте тетради; запишите сегодняшнюю дату. Прежде, чем приступим к изучению новой темы, вспомним, ребята, пройденный материал.

Выберите и запишите термины, определения которых рассматривались на предыдущем уроке.

На интерактивной доске2: морфема, профессионализмы, термины, аффикс, формообразующий аффикс, словообразующий аффикс, реферат, аннотация, корень, лексика.

Что получилось? Прочтите. Проверьте себя3 (На интерактивной доске: морфема, корень, аффикс, формообразующий аффикс, словообразующий аффикс)

Усложним задачу: устно соедините понятия между собой в один монологичный ответ4. Отвечающего должны слушать внимательно все, т.к. один из вас выступит в качестве рецензента.

В рецензии необходимо дать оценку фактической (правильно ли раскрыты определения), логической (последовательно ли выстроен ответ), речевой (наличие или отсутствие речевых ошибок) компетентности.

Морфема - минимальная неделимая часть слова. Морфемы делятся на корневые и аффиксальные. Корень - это общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем лексического значения. К аффиксам относят приставку, суффикс, окончание, соединительную гласную (интерфикс), постфикс. Аффиксы делятся на словообразующие и формообразующие. Словообразующие аффиксы образуют новые слова, входят в основу слова. Формообразующие аффиксы используются для образования грамматических форм слова.

Дайте рецензию ответу.

Можно ли считать правильным ответом тот, что приведен на доске? Да.

3 Актуализация темы.

Внимательно посмотрите на слова. Подумайте, что может их объединять в пары5? Запишите полученный результат.

На интерактивной доске: подоконник, лесостепь, Приамурский, бег, докладчик, безрукавка, выходить, сад, леспромхоз, ловец. (Перетаскиванием студент объединяет слова в пары6).

Проверьте, так ли у вас получилось7?

Чем вы руководствовались, когда делили слова на пары? Способом образования.

Сформулируйте тему урока8. О чем мы будем говорить? Тема урока: способы словообразования

Какие задачи будут стоять перед нами? Вспомнить, что такое словообразование, какие способы словообразования есть в русском языке, функция словообразования.

Запишите тему в тетради.

4 Основной этап работы.

Я вам предлагаю вспомнить всё, что вы знаете о словообразовании?

Индивидуально на опорном конспекте запишите все, что знаете о словообразовании во вторую колонку9. Можете воспользоваться словами из предыдущего задания в качестве примеров. Предлагаю остановиться на следующих моментах:


Структура конспекта

Знаю

Знаем

Словообразование - это …

Основные способы образования слов в языке/ например:

1.

2.

3.

4.

5.

Функция словообразования…


Конспект частично заполнен.

Повернитесь друг к другу, обсудите записанное10. Информацию, с которой согласны оба, отметьте в третьей колонке плюсом. Допишите недостающую информацию в третью колонку.

Заполним общий конспект наших знаний на интерактивной доске11.

5 Поиск недостающего. Цель педагога: создать для обучаемого условия для осмысления внутренней проблемы, не пережив которую он не может по-настоящему включиться в процесс обучения. Оказавшись в ней, обучаемый испытывает дефицит опыта, субъективно значимого для его развития.

Задача педагога: помочь обучаемым понять очевидность несовершенства того способа действий, которым они владели, следовательно, ощутить смысл, мотив, потребность в развитии своего имеющегося опыта.

Все ли мы вспомнили? Достаточно ли этого для выполнения задания12? Спишите слова, указав способ образования и выделив словообразующий аффикс.

Пригородный город

Садоводство сад

водить (сложение основ, суффиксация)

Водянистый вода

Педсовет педагогический (сложение части слова и целого слова)

совет

паспортистка паспорт

перелесок лес

дымчатый дым

перераспределить распределить

ТОиРАТ техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Внимание на доску! Перед вами хорошо знакомые слова-термины. Они непосредственно связаны с профессиональной деятельностью техника-механика, специальностью, на которую вы учитесь.


Термины

Профессионализмы

Горюче-смазочные материалы

Горючка

Ходовая часть

Ходовка

В чем особенность словообразования профессиональных слов горючие материалы и ходовая часть? Откройте учебник на с. 52, найдите ответ на вопрос. Какой способ словообразования не записан в опорный конспект? Усечение основы - образование новых слов посредством усечения основы.


Термины

Профессионализмы

Покрышки

Резина

Рулевое колесо

Баранка

Зеркала бокового вида

Уши

Сигнальная кнопка /клаксон

Дудка

Щетки стеклоочистителя

Дворники

В чем особенность словообразования этих профессиональных слов? Найдите информацию в учебнике на с. 54. Каким способом словообразования необходимо дополнить опорный конспект? Лексико-семантический способ (неморфологический способ) - появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов.

Вывод: профессиональные слова зачастую образуются в результате усечения основы или образованием омонимов.

6 Стилистическая окраска. Разговор о профессиональной лексике будет незаконченным, если не вспомнить о сферах употребления.

К профессиональной лексике относятся слова и выражения, используемые в различных сферах деятельности человека, не ставшие, однако, общеупотребительными. Эта лексика лаконична, эмоциональна и точна для выражения мысли людей одной профессии. Зачастую непонятна для неспециалистов.

Хотя отдельные профессионализмы переходят в состав общеупотребительной лексики. В «Словаре русского языка» мы можем наблюдать такую пометку как «спец.»

Проблема употребления профессиональных слов состоит в следующем: некоторые профессиональные слова имеют сниженную стилистическую окраску - профессионально-жаргонные слова - употребляется только в устной речи людей одной профессии, свидетельствует о невысоком уровне культуры речи, например, автомобиль - тачка.

7 Домашнее задание. Работа с Интернет - словарем. Выпишите из «Словаря русского языка» 10 профессионализмов. Определить способ образования.

8 Подведение итогов. Что вы узнали на занятии?

9 Рефлексия. Что вы делали и что вы чувствовали на уроке?

1Элемент здоровьесберегающей технологии

2ИКТ технологии в образовательном процессе

3Работа с отстающими. Возможность проверить себя, не высказываясь публично

4Развитие устной речи

5Развитие логического мышления

6ИКТ технологии в образовательном процессе

7 Самопроверка

8Создание условия для мотивирования обучающихся. Элемент проблемно-поискового метода

9Элемент технологии «Развитие критического мышления»

10Элемент интерактивного обучения

11Элемент технологии «Развитие критического мышления»

12Создание условия для мотивирования обучающихся



© 2010-2022