- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка урока Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов
Методическая разработка урока Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мельничук М.М. |
Дата | 09.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Место темы в изучаемой дисциплине: Тема урока продолжает раздел «Морфемика, словообразование, орфография», в частности тему: «Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем».
Межпредметные связи: литература, информатика и ИКТ, устройство автомобилей.
Оборудование к уроку:
ТСО: интерактивная доска,
дидактический материал: опорный конспект, учебник Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008,
наглядное пособие: слайд-презентация
Цель урока: узнать особенности словообразования профессиональной лексики с целью увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств.
Задачи урока: обучающая: формирование знаний о способах и функциях словообразования;
развивающая: развитие устной речи, мышления, способности к самооценке;
воспитательная: воспитание бережного отношения к языку, толерантности.
Ход урока.
1 Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Улыбнитесь, пожалуйста, мне и друг другу1, садитесь. Настроение у всех прекрасное рабочее. Проверьте готовность к уроку: тетрадь, учебник, раздаточный материал, ручки, линейки должны лежать на столе. Приступим к работе.
2 Повторение изученного материала.
Откройте тетради; запишите сегодняшнюю дату. Прежде, чем приступим к изучению новой темы, вспомним, ребята, пройденный материал.
Выберите и запишите термины, определения которых рассматривались на предыдущем уроке.
На интерактивной доске2: морфема, профессионализмы, термины, аффикс, формообразующий аффикс, словообразующий аффикс, реферат, аннотация, корень, лексика.
Что получилось? Прочтите. Проверьте себя3 (На интерактивной доске: морфема, корень, аффикс, формообразующий аффикс, словообразующий аффикс)
Усложним задачу: устно соедините понятия между собой в один монологичный ответ4. Отвечающего должны слушать внимательно все, т.к. один из вас выступит в качестве рецензента.
В рецензии необходимо дать оценку фактической (правильно ли раскрыты определения), логической (последовательно ли выстроен ответ), речевой (наличие или отсутствие речевых ошибок) компетентности.
Морфема - минимальная неделимая часть слова. Морфемы делятся на корневые и аффиксальные. Корень - это общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем лексического значения. К аффиксам относят приставку, суффикс, окончание, соединительную гласную (интерфикс), постфикс. Аффиксы делятся на словообразующие и формообразующие. Словообразующие аффиксы образуют новые слова, входят в основу слова. Формообразующие аффиксы используются для образования грамматических форм слова.
Дайте рецензию ответу.
Можно ли считать правильным ответом тот, что приведен на доске? Да.
3 Актуализация темы.
Внимательно посмотрите на слова. Подумайте, что может их объединять в пары5? Запишите полученный результат.
На интерактивной доске: подоконник, лесостепь, Приамурский, бег, докладчик, безрукавка, выходить, сад, леспромхоз, ловец. (Перетаскиванием студент объединяет слова в пары6).
Проверьте, так ли у вас получилось7?
Чем вы руководствовались, когда делили слова на пары? Способом образования.
Сформулируйте тему урока8. О чем мы будем говорить? Тема урока: способы словообразования
Какие задачи будут стоять перед нами? Вспомнить, что такое словообразование, какие способы словообразования есть в русском языке, функция словообразования.
Запишите тему в тетради.
4 Основной этап работы.
Я вам предлагаю вспомнить всё, что вы знаете о словообразовании?
Индивидуально на опорном конспекте запишите все, что знаете о словообразовании во вторую колонку9. Можете воспользоваться словами из предыдущего задания в качестве примеров. Предлагаю остановиться на следующих моментах:
Структура конспекта
Знаю
Знаем
Словообразование - это …
Основные способы образования слов в языке/ например:
1.
2.
3.
4.
5.
Функция словообразования…
Конспект частично заполнен.
Повернитесь друг к другу, обсудите записанное10. Информацию, с которой согласны оба, отметьте в третьей колонке плюсом. Допишите недостающую информацию в третью колонку.
Заполним общий конспект наших знаний на интерактивной доске11.
5 Поиск недостающего. Цель педагога: создать для обучаемого условия для осмысления внутренней проблемы, не пережив которую он не может по-настоящему включиться в процесс обучения. Оказавшись в ней, обучаемый испытывает дефицит опыта, субъективно значимого для его развития.
Задача педагога: помочь обучаемым понять очевидность несовершенства того способа действий, которым они владели, следовательно, ощутить смысл, мотив, потребность в развитии своего имеющегося опыта.
Все ли мы вспомнили? Достаточно ли этого для выполнения задания12? Спишите слова, указав способ образования и выделив словообразующий аффикс.
Пригородный город
Садоводство сад
водить (сложение основ, суффиксация)
Водянистый вода
Педсовет педагогический (сложение части слова и целого слова)
совет
паспортистка паспорт
перелесок лес
дымчатый дым
перераспределить распределить
ТОиРАТ техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Внимание на доску! Перед вами хорошо знакомые слова-термины. Они непосредственно связаны с профессиональной деятельностью техника-механика, специальностью, на которую вы учитесь.
Термины
Профессионализмы
Горюче-смазочные материалы
Горючка
Ходовая часть
Ходовка
В чем особенность словообразования профессиональных слов горючие материалы и ходовая часть? Откройте учебник на с. 52, найдите ответ на вопрос. Какой способ словообразования не записан в опорный конспект? Усечение основы - образование новых слов посредством усечения основы.
Термины
Профессионализмы
Покрышки
Резина
Рулевое колесо
Баранка
Зеркала бокового вида
Уши
Сигнальная кнопка /клаксон
Дудка
Щетки стеклоочистителя
Дворники
В чем особенность словообразования этих профессиональных слов? Найдите информацию в учебнике на с. 54. Каким способом словообразования необходимо дополнить опорный конспект? Лексико-семантический способ (неморфологический способ) - появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов.
Вывод: профессиональные слова зачастую образуются в результате усечения основы или образованием омонимов.
6 Стилистическая окраска. Разговор о профессиональной лексике будет незаконченным, если не вспомнить о сферах употребления.
К профессиональной лексике относятся слова и выражения, используемые в различных сферах деятельности человека, не ставшие, однако, общеупотребительными. Эта лексика лаконична, эмоциональна и точна для выражения мысли людей одной профессии. Зачастую непонятна для неспециалистов.
Хотя отдельные профессионализмы переходят в состав общеупотребительной лексики. В «Словаре русского языка» мы можем наблюдать такую пометку как «спец.»
Проблема употребления профессиональных слов состоит в следующем: некоторые профессиональные слова имеют сниженную стилистическую окраску - профессионально-жаргонные слова - употребляется только в устной речи людей одной профессии, свидетельствует о невысоком уровне культуры речи, например, автомобиль - тачка.
7 Домашнее задание. Работа с Интернет - словарем. Выпишите из «Словаря русского языка» 10 профессионализмов. Определить способ образования.
8 Подведение итогов. Что вы узнали на занятии?
9 Рефлексия. Что вы делали и что вы чувствовали на уроке?
1Элемент здоровьесберегающей технологии
2ИКТ технологии в образовательном процессе
3Работа с отстающими. Возможность проверить себя, не высказываясь публично
4Развитие устной речи
5Развитие логического мышления
6ИКТ технологии в образовательном процессе
7 Самопроверка
8Создание условия для мотивирования обучающихся. Элемент проблемно-поискового метода
9Элемент технологии «Развитие критического мышления»
10Элемент интерактивного обучения
11Элемент технологии «Развитие критического мышления»
12Создание условия для мотивирования обучающихся