Урок литературы в 9 классе «Век нынешний и век минувший в комедии А. С. Грибоедова «Г

Урок ««Век нынешний и век минувший в комедии  А.С.Грибоедова «Горе от ума». Конфликт поколений в романе План урока. 1.     Объявление темы урока. 2.     Реализация домашнего задания.  Учащиеся отвечают на вопросы, которые касаются « триединства» как принципа классицистической комедии, основные сюжетные линии, композиция комедии, отношение Чацкого к Москве и московскому дворянству в целом. 1)     Эвристическая беседа «Особенности композиции «Горе от ума» строится на вопросах:  -Единство времени и места – действие совершается в течение одних суток в одном месте в Москве, в доме Фамусова. – А какое же единство не соб ---   --Какое событие первого действия является завязкой этих сюжетных линий и почему? Учитель   дополняет, что завязкой как первой, так и второй линии является приезд Чацкого. Во-первых, Чацкий становится 3-ей вершиной в любовном треугольнике Софья – Молчалин – Чацкий, во вторых он вступает в конфликт с московским дворянством. Говорит, что портрет московского дворянства предстанет перед вами в сообщении «Москва как место действия комедии». -Как же относится Чацкий к Москве и ко всем «московским»? Дома вы подбирали цитаты из первого диалога Чацкого с Софьей. - Скажите, каково же его отношение к Москве в момент его приезда в этот город? 2)     Индивидуальное сообщение учащегося  «Москва как место действия комедии А.С Грибоедова « Горе от ума». Фронтальная беседа. Отношение Чацкого к Москве – подбор цитат из диалога Чацкого с Софьей. 3.     Объяснение нового.  Анализ второго действия. Продолжая знакомство с бессмертной комедией  А.С. Грибоедова, обращаемся ко II действию.  Вспоминаем, чем закончилось  первое действие. Учитель  предлагает для анализа  следующие вопросы: -Каково настроение Фамусова вначале монолога? Чем он обеспокоен? -Как меняется его настроение к концу речи? Что успокаивает героя? - Какие приёмы использует автор для создания комической ситуации? Далее анализируем диалог Чацкого и Фамусова.  Учитель задаёт наводящие вопросы: -Кто является инициатором спора  - Фамусов или Чацкий? -Это люди одной эпохи или разных? -Что важно для «века минувшего»? - А что важно для Чацкого? Вступительное слово учителя, постановка задачи перед просмотром фрагмента спектакля«Горе от ума» по пьесе Грибоедова и по ходу просмотра заполняем  на основе высказываний героев таблицу в тетради ,где даётся характеристика жизненным  ценностям Фамусова и  Чацкого и  путей их достижения. Далее учителем и учащимися подводится вывод по итогам проделанной работы: -Почему  оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении? -Можно ли их конфликт назвать конфликтом поколений? - Проследите по тексту , о чём говорит Скалозуб, какие слова употребляет в речи. Каковы его взгляды на жизнь, на карьеру? Далее чтение по ролям д.2, явления 5 от слов «Сергей Сергеич, к нам сюда – с…» До слов «…другая сыщется столица как Москва». Анализ явления проводится в форме аналитической беседы по вопросам: -Как раскрывается Фамусов в  5 явлении. Композиционная роль Скалозуба, Чацкого.  - Каким представляется вам полковник Скалозуб? - К какому поколению он принадлежит по возрасту – Чацкого или Фамусова?  - А по убеждениям? -  Как вы думаете, с какой целью именно в этом явлении автор вводит Скалозуба? 5. Анализ монолога «А судьи кто?..». Заполнение таблицы.   - Так за что и против чего выступает Чацкий?  Чем вызван этот протест? 6.Создание проблемной ситуации путем задания дискуссионного вопроса: можно ли конфликт Фамусова и Молчалина назвать конфликтом поколений? 7.Домашнее задание: наизусть монолог Чацкого «А судьи кто?..»
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 9 классе.

«Век нынешний и век минувший в комедии А.С.Грибоедова

«Горе от ума». Конфликт поколений в романе» .

Я попытался представить конфликт двух поколений.

И.С.Тургенев Полине Виардо

Не бойся раскрыть свою душу и стать

перед читателем лицом к лицу.

Боткин

Цель урока:

познакомить учащихся с понятиями «век нынешний» и «век минувший», найти в произведении представителей каждого "века", организовать самостоятельно-познавательную деятельность учащихся при изучении темы, составление сопоставительной таблицы.

Задачи урока:

-обучающие

а) учиться делать сопоставительный анализ образов литературных героев комедии;

б) определять их жизненные позиции, взгляды на науку, образование, службу, воспитание;

-развивающие

а) развивать навыки работы с таблицей, с интерактивной доской;

б) самостоятельную работу в парах на рабочих листах; работу с учебником;

в) развивать умения выборочного чтения, устную связную речь;

-воспитывающие - воспитывать внимательное и вдумчивое чтение, интерес к эпохе 19 века, уважение к человеку, любовь к Родине, образованию.

План урока.

  1. Объявление темы урока.

  2. Реализация домашнего задания.

  1. Эвристическая беседа «Особенности композиции «Горе от ума».

  2. Индивидуальное сообщение «Москва как место действия комедии» Фронтальная беседа. Отношение Чацкого к Москве - подбор цитат из диалога Чацкого с Софьей

  1. Объяснение нового. Анализ второго действия

  1. Вступительное слово учителя, постановка задачи перед просмотром фрагмента спектакля.

  2. Воспроизводство в тетради таблицы.

  3. Просмотр фрагмента спектакля. ( явление 2 действия 2: (А! Александр, просим…)

  4. Обобщающая беседа: «Каковы жизненные ценности героев и какие пути их достижения они видят»

  5. Создание проблемной ситуации путем задания дискуссионного вопроса: можно ли конфликт Фамусова и Молчалина назвать конфликтом поколений?

Ход урока.

  1. Мы продолжаем изучение бессмертной комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Тема сегодняшнего урока - «Век нынешний и век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: конфликт поколений.

  2. Реализация домашнего задания.

Учитель:

«Горе от ума» - произведение, написанное в первой четверти 19 века, тогда, когда в искусстве еще очень сильно было влияние классицизма. И в «Горе от ума» Грибоедов бесспорно соблюдает два из трех знаменитых единств, характерных для классицистической пьесы. Назовите их, пожалуйста».

Учитель:

Единство времени и места - действие совершается в течение одних суток в одном месте в Москве, в доме Фамусова. - А какое же единство не соблюдено?

Ученик:

Не соблюдено единство действия: в пьесе две сюжетные линии - любовная и общественная.

Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. «Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву в один узел», - писал Грибоедов в своем критическом этюде «Мильон терзаний». Вот этой - второй комедии - мы и уделим сегодня особое внимание, ибо она является основой структуры «Горе от ума».

Итак, в комедии две сложные линии, развивающиеся параллельно, так что одну видно сквозь другую.

Завязка.

Любовная сюжетная линия.

Общественная сюжетная линия.

Вопреки законам геометрии, эти линии имеют общее начало - завязку. Какое событие первого действия является завязкой этих сюжетных линий и почему?.

Учитель:

Завязкой как первой, так и второй линии является приезд Чацкого. Во-первых, Чацкий становится 3-ей вершиной в любовном треугольнике Софья - Молчалин - Чацкий, во вторых он вступает в конфликт с московским дворянством.

Учитель:

Портрет московского дворянства предстанет перед вами в сообщении «Москва как место действия комедии».

Учитель:

Как же относится Чацкий к Москве и ко всем «московским»? Дома вы подбирали цитаты из первого диалога Чацкого с Софьей.

Учитель:

Таким образом, основываясь на высказываниях Чацкого, скажите, каково же его отношение к Москве в момент его приезда в этот город?

Ученик:

Отношение Чацкого к Москве является насмешливо - критическим.

  1. Анализ второго действия.

Вспомните конец 1-го действия

(ответ ученика)

Послушайте 1-ое явление 2-го действия

( выразительно читает ученик, подготовленный заранее)

Ответьте на вопросы:

-Каково настроение Фамусова вначале монолога? Чем он обеспокоен?

-Как меняется его настроение к концу речи? Что успокаивает героя?

- Какие приёмы использует автор для создания комической ситуации?

Учитель:

Самым ярким представителем московского дворянства является Фамусов. Во втором явлении второго действия происходит диалог Фамусова и Чацкого, перерастающий в столкновение их позиций.

Анализ диалога Чацкого и Фамусова:

-Кто является инициатором спора - Фамусов или Чацкий?

-Это люди одной эпохи или разных?

-Что важно для «века минувшего»?

- А что важно для Чацкого?

Давайте посмотрим сейчас фрагмент спектакля «Горе от ума» по пьесе Грибоедова и по ходу просмотра заполним на основе высказываний героев таблицу в тетради.

Герой

Жизненные ценности

Пути достижения

Фамусов

Есть на золоте, иметь 100 человек к услугам, ордена, почет при дворе, весомое общественное положение.

Подслуживаться, сгибаться вперегиб

Чацкий

Возможность «вольнее дышать», служить «делу, а не лицам»

Не торопиться, вписаться в поле шутов, у покровителей зевать на потолок, явиться помолчать, пошаркать, пообедать, подставить стул, поднять платок».

Учитель:

-Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении?

Можно ли их конфликт назвать конфликтом поколений?

Ученик:

Да, можно, это конфликт, «века нынешнего и века минувшего».

Учитель:

Верно ли это, нам говорит сам автор дальнейшим ходом комедии: в разгар спора Фамусова и Чацкого появляется полковник Скалозуб. В диалоге с ним продолжает самораскрываться Фамусов.

- Проследите по тексту , о чём говорит Скалозуб, какие слова употребляет в речи. Каковы его взгляды на жизнь, на карьеру?

Чтение по ролям д.2, явления 5 от слов «Сергей Сергеич, к нам сюда - с…»

До слов «…другая сыщется столица как Москва»

  1. Аналитическая беседа по вопросам:

-Как раскрывается Фамусов в 5 явлении. Композиционная роль Скалозуба, Чацкого.

- Каким представляется вам полковник Скалозуб?

Ученик:

- Недалеким солдафоном.

- К какому поколению он принадлежит по возрасту - Чацкого или Фамусова?

- А по убеждениям?

Ученик:

- По убеждениям Скалозуб ближе к Фамусову.

Учитель:

- Как вы думаете, с какой целью именно в этом явлении автор вводит Скалозуба?

Ученик:

- Чтобы показать, что конфликт между Фамусовым и Чацким не является конфликтом поколений, он шире и глубже - это конфликт убеждений, нравственный представлений.

Итак, после «оды»Фамусова Москве идёт возмущённый, полный гнева монолог Чацкого «А судьи кто?»

5. Анализ монолога «А судьи кто?..». Заполнение таблицы.

- Так за что и против чего выступает Чацкий? Чем вызван этот протест?

Против чего выступает Чацкий

За что выступает Чацкий

Воинствующей отсталости;

преступных путей обогащения;

безнаказанности правящих кругов;

мотовства;

уродливых форм крепостничества;

слепого уважения мундира, прикрывающего духовную нищету

Наука;

Творчество;

Служить делу а не лицам (из монолога) и точно почем свет глупеть.

- Почему же Чацкий говорит о «душевной нищете» поколения Фамусовых?

-Что понял Скалозуб из монолога Чацкого?

6. Дебаты по проблемному вопросу

-Ребята, теперь я хочу обратиться к вам как к первооткрывателям «Горя от ума». Мне очень важно ваше, свежее, мнение. Скажите мне: Чацкий - положительный или отрицательный герой?

7. Домашнее задание. выучить наизусть монолог Чацкого «А судьи кто?..»





© 2010-2022