Конспект урока литературы А. Н. Островский. Жизнь и судьба. Театр Островского. Пьеса «Свои люди – сочтёмся!» («Банкрот») (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 16.

Тема. А.Н.Островский. Жизнь и судьба. Театр Островского. Пьеса «Свои люди - сочтёмся!» («Банкрот»).

Цель:

  • выявить значение драматургии А.Н.Островского; обзорно познакомить с содержанием пьесы «Свои люди - сочтёмся!»;

  • развивать речь учащихся, аналитический пересказ; навыки литературоведческого анализа;

  • прививать интерес к изучению литературы и истории своей страны, формировать культурные и эстетические качества личности.

Оборудование: мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

IІ. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Работа с эпиграфом урока.

«Вы один достроили здание, в основу которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «театр Островского»».

А.И.Гончаров

3. Сообщение подготовленного ученика о биографии А.Н.Островского.

4. Сообщение подготовленного ученика «А.Н.Островский - основатель русского национального театра».

5. Основные этапа творческого пути А.Н.Островского.

  • Ранний (1847 - 1851), период поиска путей и вступления в литературу пьесой «Свои люди - сочтемся!».

  • «Москвитянский» (1852 - 1854), когда создаются народные комедии «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок».

  • Предреформенный (1855 - 1860), когда окончательно определяется самостоятельная литературная и мировоззренческая позиция Островского, создаются пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Бесприданница», «Гроза».

  • Пореформенный (1861 - 1886).

6. Имена и фамилии в пьесах Островского.

Одним из приемов образования фамилий у А.Н.Островского является метафоризация. Так, фамилия Беркутов («Волки и овцы») и Коршунов («Бедность не порок») образованы от названий хищных пород птиц: беркут - сильный горный орел, зоркий и кровожадный; коршун - хищник послабее, способный схватить добычу поменьше.

Если персонаж с фамилией Беркутов из породы «волков» (что подчеркнуто названием пьесы) и «проглатывает» целое крупное состояние, то Коршунов в пьесе мечтает украсть, как цыпленка, из отчего дома слабое, хрупкое существо (Любовь Гордеевну).

Многие фамилии у Островского образованы от общенародных слов (названий зверей, птиц, рыб) с ярко выраженным отрицательным значением: он как бы характеризует людей по тем свойствам, которые присущи животным. Баранчевский и Переярков глупы, как бараны; Ласовкий хитер, как лиса; Кукушкина эгоистична и бессердечна, как кукушка.

Фамилия может указывать:

  • на внешний вид человека: Пузатов, Бородавкин, Плешаков, Курчаев, Белотелова;

  • на манеру поведения: Гневашев, Громилов, Лютов, Грознов;

  • на образ жизни: Баклушин, Погуляев, Досужин;

  • на социальное и материальное положение: Большов, Великатов;

  • В фамилиях Мальцов, Тугина, Мыкин, Кручинина указывается на трудную, полную лишений и нужды жизнь их хозяев.

Богаты пьесы Островского смешными фамилиями: Разлюляев («Бедность не порок»), Маломальский («Не в свои сани не садись»), Недоносков и Недоростков («Шутники»).

7. История создания комедии «Свои люди - сочтёмся!»

8. Анализ содержания комедии.

- Кратко передайте сюжет комедии. Что в ней происходит?

- Назовите главные события комедии, которые привели к развязке.

  • Разговор Липочки и её матери со свахой.

  • Разговор Большова с Рисположенским.

  • Разговор Большова с Подхалюзиным.

  • Сговор Подхалюзина и Рисположенского.

  • Разговор Подхалюзина со свахой.

  • Разговор Большова с Подхалюзиным о судьбе Липочки.

  • Сватовство Подхалюзина.

  • Подхалюзин нарушает условия сделки.

  • Большов в долговой яме.

- Где происходит действие?

  • 1 д. и 3 д. - в гостиной дома Большова.

  • 2д. - в конторе, в доме Большова.

  • 4 д. - в богато меблированной гостиной, в доме Подхалюзина.

- Какое событие можно считать экспозицией, завязкой, кульминацией и развязкой действия?

  • Желание Липочки выйти замуж и желание Большова объявить себя банкротом.

  • Интрига Подхалюзина.

  • Исполнение желаний каждого из героев.

  • Череда обманов.

- Какие интересы движут каждым из героев?

- Что данный герой предпринимает ради достижения цели?


  1. Основной конфликт комедии.

Конфликт - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета.

Основа конфликта комедии «Свои люди - сочтёмся!» - стяжательство, эгоизм, бесстыдство действующих лиц.


  1. Разные взгляды литературоведов на характеры героев пьесы.

  • Мечты Липочки, купеческой дочки, о браке с военным, о парадном сговоре, официантах в белых перчатках - вот яд, отравивший чистую атмосферу русского патриархального уклада, вот что превратило Липочку в эгоистку, породило в её душе чудовищное равнодушие к судьбе отца, сидящего в яме, явилось, в сущности, первопричиной драмы, разыгравшейся в семье Большова. (П.Коган)

  • Сюжет комедии движется не заблуждениями Липочки и вообще не Липочкой. Сюжет ведёт Подхалюзин. (Е.Холодов)

  • Липочка выглядит поначалу безвредной дурочкой. Но в этой закатывающей глаза девице дремлет…прожорливый крокодил. (В.Я.Лакшин)

  • Отворачиваясь с возмущением от глупости и невежества, Липочка тянется к уму и благородству. Причём в её представлении истинное благородство вмещает в себя всё, что нужно для жизни возвышенной и чистой, которая так не похожа на её тягостное существование в родном доме. (А.П.Валагин)

  • «Самсон Силыч - вовсе не порождение ада, а просто грубое животное , в котором … не развиты никакие нравственные понятия… Он гадок для нас именно тем, что в нём видно почти полное отсутствие человеческих элементов; и в тоже время он пошл и смешон искажением и тех задатков человечности, какие были в его натуре. (В.Белинский)


  1. Работа с иллюстрациями.


  1. Ролевое чтение отдельных сцен комедии.

- Явление двенадцатое, действие первое.

- Явление четвёртое, действие четвёртое.

ІII. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

1. Изучить материалы учебника, с.141-145, ч.1.

2. Прочитать драму А.Н.Островского «Гроза».

3.Инд.задание: подготовить сообщение «История создания драмы А.Н.Островского «Гроза».

3


© 2010-2022