Самостоятельные и служебные части речи

Самостоятельные и служебные части речи. Цель урока:              Познакомить учащихся с самостоятельными и служебными частями речи,              уметь находить их в тексте, уметь отличать самостоятельные части речи от              служебных; повторить ранее изученные орфограммы; формировать умение                    осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;              Развивать внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков               грамотного пись...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс

Тема урока: Самостоятельные и служебные части речи.

Цель урока:

Познакомить учащихся с самостоятельными и служебными частями речи,

уметь находить их в тексте, уметь отличать самостоятельные части речи от

служебных; повторить ранее изученные орфограммы; формировать умение

осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

Развивать внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков

грамотного письма.

Воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность,

доброжелательное отношение друг к другу.

ХОД УРОКА:

1. Орг. момент

- Добрый день, ребята!

2. Актуализация знаний и умений.

Учитель:

- Добрый день, ребята!

-А вы знаете, ребята, что сегодня я тему нашего урока спрятала в стихотворном тексте, слушайте стихотворение и смотрите внимательно на него. Подумайте, какова тема нашего урока? Назовите её!(Текс стихотворение на доске)

Существительное - школа,

Просыпается - глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоименье,

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни - у нас частицы.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах!

А потом

У тёплой печи

- Повторяем … (части речи)

Учитель:

-Правильно. Тема нашего урока - части речи. В русском языке наряду с самостоятельными частями речи есть «маленькие» слова, которые называются служебными.

2. Запись темы урока в тетрадь (проговорить) Учитель:

-Ребята, а что всегда мы проговариваем после того, как записали тему урока?(цель урока)

Учитель:

- Попытайтесь сформулировать цель нашего урока. В этом вам поможет тема урока.

Цель урока: Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным? Уметь определять части речи.

Учитель:

- Для плодотворной работы на уроке, для достижения цели нам необходимо спланировать работу по алгоритму (план действия). Как и зачем мы будем работать, что нового узнаем, чему должны научиться (конечный результат нашей работы).

3. Открытие новых знаний.

1. Учитель:

- Внимательно послушайте сказку. О чём в ней идёт речь?

В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным:

помогали словам в предложении принять нужную форму;

связывали слова в предложении и части предложения;

вносили в предложение дополнительный смысл.

А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.

Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но

очень боялись, правильно ли они встали в колонны?

- Скажите, на какие группы делятся части речи?

- Назовите, какие части речи относятся к самостоятельным?

- Назовите, какие относятся к служебным?

- Давайте, ребята, посмотрим таблицу!

(на экране или на доске)

Самостоятельные и служебные части речи.

Учитель:

- А теперь, помогите частям речи правильно встать в колонну. Работаете в группах, заполняете таблицу. Приложение 1.

2 . Помогите словам правильно встать в колонну, заполните таблицу:

Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне,от, к, до, а, но, и, да, не, ни, Ой!Эх!У! .(Приложение1)

Самостоятельные части речи

Особая часть речи

Междометие

Служебные части речи

Имя существительное:

Имя прилагательное:

Имя числительное:

Глагол:

Наречие:

Местоимение:

Предлог:


Союз:


Частица:

Учитель:

- А сейчас, ребята, самый трудный этап урока. Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Назовите ваши предположения, версии.(Предположения, версии учащихся).

Учитель:

- Поможет нам ответить на эти вопросы задание.

3.Составьте и запишите предложения из данных слов в тетради.

Светить, ярко, солнце. Прекратиться, дождь.

Наш, веселый, класс, дружный, очень.

- Работа с текстом.

Учитель:

- Прочитайте получившийся текст. Из каких частей речи состоят данные предложения? Надпишите названия частей речи над словами.

Учитель:

-Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.

Учитель:

- Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?

Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?

- Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?

- Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?

Учитель:

- Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.

4. Работа с таблицей. (Таблица на доске). .(Приложение2)

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

1. Можно задать вопрос.

1. Нельзя задать вопрос.

2. Являются членами предложения.

2. Не являются членом предложения.

3. Имеют лексическое значение.

3. Не имеют лексического значения.

Физкультминутка. Учитель:

- А сейчас, ребята, отдохнём. Встали, вышли из- за парт.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Вместе с детьми в классе имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

3. Закрепление учебного материала. (Самостоятельная работа)

Задание: Внимательно рассмотрите иллюстрации, вспомните строки из известных вам сказок А.С.Пушкина, запишите их. Надпишите названия частей речи над словами. (Приложение3)

Итоговый контроль.

Учитель:

- А сейчас проведём итоговый контроль (Тест распечатан для каждого учащегося).

Тест

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

- Взаимопроверка по ключу: (Ключ на доске)

1 - а

2 - б

3 - в

4 - в

5 - а

6 - б

7 - а

8 - б

4. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги нашего урока.

-Что вы узнали на уроке?

- Полезен ли был наш урок?

- Оцените свою работу на уроке при помощи рефлексии



отлично хорошо удовлетворительно

Подводится итог урока, оцениваются ответы учащихся.

5. Домашнее задание.

1. Ответить на вопрос: «В чем сходство и различие самостоятельных и

служебных частей речи?»

2. Написать сочинение-миниатюру: «Мои любимые сказки»




© 2010-2022